Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Служение, Праведник, Траур по Храму, Любовь к Б-гу
До сих пор мы объясняли проявления благочестия в поступках и образе действий; теперь объясним его проявления в намерениях [мотивах поступков]. Мы уже говорили выше о понятиях «во имя Небес» и «не во имя Небес» на разных их ступенях. Хотя нельзя сказать, что дурны мотивы того, кто в своем служении хочет очистить душу перед Создателем, дабы удостоится воссесть перед лицом Его вместе с праведниками и благочестивыми, «лицезреть красоту Его [Торы], навещать чертог Его»[1] и получить воздаяние в будущем мире, — однако нельзя также сказать, что подобные мотивы — наилучшие. Ведь если основания человеческих поступков — собственные нужды, то и служение его — ради себя. Истинный мотив, который мы находим у благочестивых, немало потрудившихся, чтобы взрастить его в себе, — это служение исключительно во имя увеличения славы Г-спода, благословен Он, когда укрепится человек в своей любви к Нему, будет жаждать и вожделеть величия Его и страдать от ущемления [этого величия]. Тогда именно такой будет цель служения его будет именно такой, — чтобы, по крайней мере, в вещах, от него зависящих, увеличивалась бы слава Его, благословен Он. И будет стремиться к тому, чтобы и остальные люди вели себя так же. Будет сожалеть и сокрушаться по той причине, что остальные умаляют [славу Всевышнего], и тем более — если сам он нанесет ей урон нечаянно, или вынужденно, или по слабости природы своей, ибо тяжело избегать греха постоянно, как сказано (Коэлет 7:20): «Ибо нет на земле [такого] праведника, который творил бы [лишь] добро и не оступился».
Объясняют в «Тана двей Элияу» (Элияу Раба часть 4): «Всякий мудрец Израиля, в ком есть истинная Тора и который болеет о славе Всевышнего и славе Израиля во все свои дни, тоскует и сокрушается о славе Иерусалима и Храма, жаждет скорого избавления и собрания [нашего народа из] рассеяния, — удостоится, что в словах его будет дух Святой…». Учат нас тем самым наши мудрецы, что именно таков он — возвышенный [совершенный] мотив, абсолютно чуждый всякой собственной выгоде, так, что все устремление его — лишь к славе Всевышнего и освящению имени Его, благословенного, — имени, которое освящается в Его созданиях, когда они исполняют волю Его. Об этом сказано (Зоар Шмот 114б): «Кто благочестив? Тот, кто дарует благо Создателю своему».
Такой благочестивый, кроме службы, которую он несет, исполняя заповеди с этим намерением [во славу Всевышнего], должен постоянно испытывать настоящую боль из-за изгнания и разрушения Храма, ибо [бедствия эти] уменьшают славу Его, благословен Он. И жаждет избавления, поскольку с его приходом возвеличится имя Всевышнего; об этом говорит [фрагмент из] «Тана двей Элияу», приведенный выше: «Жаждет и сожалеет о славе Иерусалима… и постоянно молится об освобождении Израиля и возвращении величия Б-жьего имени».
Если же скажет человек: «Кто я такой, и что есть во мне, чтобы я молился о [возвращении из] изгнания и об Иерусалиме? Разве из-за моей молитвы соберутся изгнанники и взрастет избавление?», то ответ на это мы находим в словах мудрецов (Сангедрин 37а): «Потому был создан человек единственным, чтобы каждый мог сказать: ради меня создан мир!». И уже в одном том будет радость Всевышнему, если дети Его будут просить и молиться об этом [об избавлении]. И даже если Он не исполнит их просьбу, так как не пришло еще время, или по любой другой причине, — они исполнят тем свой долг, и Святой, благословен Он, рад этому.
О недостатке указанного [аспекта служения] сокрушался пророк (Йешаяу 59:16): «И увидел [Г-сподь], что нет человека, и умолк, ибо нет просящего [в молитве]…». И еще сказал (там 63:5): «И посмотрел Я — и нет помощника, и замолчал Я — и нет поддерживающего…». И еще сказано (Ирмеяу 30:17): «…Цион этот — нет за него просящего», и объясняют наши мудрецы (Сука 41а): «Из этого следует, что нужно просить». Отсюда вытекает, что [молитва и просьба] — это наша обязанность, и даже слабость наших сил не освобождает от этого. И еще учили (Авот 2:21): «Не тебе [предстоит] завершить работу, [но] и не волен ты освободиться от нее». И еще сказал пророк (Йешаяу 51:18): «Нет ей[2] правителя из сыновей, ею рожденных, и нет ей поддержки от всех сыновей, ею взращенных». И сказал (там 40:6): «…Всякая плоть — как трава, и все их благо — как цветок полевой»[3]. Объясняют наши мудрецы (Авода зара 2б): все благо, которое они делают, — делают для себя, для своей пользы и услады. Нет у них правильного, совершенного душевного устремления, не просят о вознесении славы и освобождении Израиля. А слава Всевышнего может возвыситься только с освобождением Израиля и вознесением его славы, так как одно неразрывно связано с другим[4], как сказано в «Тана двей Элияу»: «…сокрушается о [падении] славы Всевышнего и славы Израиля…».
Таким образом, во всем этом есть две стороны. Первая — необходимость того, чтобы мотивом в исполнении каждой заповеди и служении было возвышение славы Всевышнего тем самым, что создания Его приносят Ему радость. И вторая — боль души и просьба о возвышении этой славы, чтобы достигла она совершенства в вознесении славы Израиля и его благоденствии.
[1] Псалмы 27:4, перевод согласно Раши и «Мецудат Давид».
[2] Иерусалиму. На Святом языке слово ир («город») — имя существительное женского рода.
[3] Как трава-однодневка, которая высыхает, не оставляя следа; и как цветок полевой, который, хоть и красив, но не дает плодов.
[4] Всевышний избрал Израиль среди всех народов и дал ему Тору, чтобы тот своей мудростью и праведностью служил примером другим народам и свидетельствовал о ее величии. Когда слабость самого Израиля и противодействие народов как будто бы не позволяют осуществиться замыслу Всевышнего, это оскверняет Его имя, как бы отрицая Его могущество. Однако в будущем (да произойдет это вскоре, в наши дни!) возвысится слава Израиля (праведностью и мудростью), прославляя могущество Всевышнего.
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»