Темы: Недельная глава, Лех Леха, Иврит, Ишмаэль, Рав Бенцион Зильбер
Ангел говорит Агари о ее будущем сыне: «И он (Ишмаэль) будет диким человеком....» (Берешит, 16:12). По мнению выдающегося комментатора Торы рава Шимшона-Рефаэля Гирша (1808 – 1888, Германия), слово «дикий» («пере» на иврите) – это определение чего-то, что находится вне рамок.
Как известно, мать Ишмаэля Агарь убежала из дома Сары, жены Авраама, не желая подчиняться ее руководству, хотя вполне сознавала духовное превосходство Сары. Всевышний поступил с Агарь по принципу «мера за меру» – ее сын Ишмаэль родился неспособным к подчинению.
Рав Иеошуа-Лейб Дискин (р. Моше Иеошуа-Иеуда-Лейб, 1817 – 1898, Гродно – Иерусалим) обратил внимание на такую деталь – несоответствие слов ангела нормам грамматики. Согласно правилам святого языка существительное (определяемое слово) должно стоять перед прилагательным (определением): байт хадаш — «дом новый», йелед тов – «мальчик хороший» и так далее. В характеристике же Ишмаэля сделана инверсия, т.е. принятый порядок слов изменен: пере адам – «дикий человек» – вместо «адам пере» («человек дикий»). Почему?
На первое место в святом языке выносится главная часть словосочетания (т.е. предмет, а затем уже следует его определение). В данном случае, объясняет рав Дискин, инверсия указывает нам, что первичной в поведении сына Агари и его потомков является дикость, иначе говоря – произвольность поступков.
С другой стороны, мидраш говорит, что в конце жизни Ишмаэль раскаялся, благодаря чему, по-видимому, его потомки через много поколений пришли к вере в Единого Б-га. Рамбам подчеркивает это обстоятельство и указывает, что потомки Ишмаэля никоим образом не являются идолопоклонниками. Это общеизвестный и, безусловно, положительный факт. Почему же с потомством Ишмаэля связано так много негативных моментов?
Ответ на этот вопрос я нашел в словах одного из выдающихся еврейских авторитетов современности (слышал я эти суждения не от него самого, правда, а в передаче его слушателя). Да, вера подразумевает, что человек в своем поведении руководствуется волей Всевышнего. Но если человек в принципе не склонен к повиновению? Как ему разрешить противоречие между верой и желанием действовать по своему произволу? Он поступает так: подменяет волю Всевышнего собственным желанием, утверждая, что его желание и выражает волю Б-га со всей точностью и полнотой.
Ситуация, когда еврейский народ страдает от действий «дикого» народа, – урок, который дается нам Свыше. Страдания – всегда знак, что Всевышний чего-то от нас добивается. Чего же Он хочет, подвергая нас именно таким страданиям? Чтобы мы изжили в себе дурное качество, подобное тому, что характерно для наших врагов. Посылая нам этих врагов, Всевышний как будто говорит нам: не будьте такими! А это значит – мы должны идти по пути, противоположному главному пути народа, от которого мы страдаем. Мы должны постигать волю Всевышнего в каждой ситуации и подчинять наши желания Его желаниям.
Именно полноценным служением Б-гу мы можем упрочить наши позиции на Святой Земле.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.