Темы: Недельная глава, Лех Леха, Иврит, Ишмаэль, Рав Бенцион Зильбер
Ангел говорит Агари о ее будущем сыне: «И он (Ишмаэль) будет диким человеком....» (Берешит, 16:12). По мнению выдающегося комментатора Торы рава Шимшона-Рефаэля Гирша (1808 – 1888, Германия), слово «дикий» («пере» на иврите) – это определение чего-то, что находится вне рамок.
Как известно, мать Ишмаэля Агарь убежала из дома Сары, жены Авраама, не желая подчиняться ее руководству, хотя вполне сознавала духовное превосходство Сары. Всевышний поступил с Агарь по принципу «мера за меру» – ее сын Ишмаэль родился неспособным к подчинению.
Рав Иеошуа-Лейб Дискин (р. Моше Иеошуа-Иеуда-Лейб, 1817 – 1898, Гродно – Иерусалим) обратил внимание на такую деталь – несоответствие слов ангела нормам грамматики. Согласно правилам святого языка существительное (определяемое слово) должно стоять перед прилагательным (определением): байт хадаш — «дом новый», йелед тов – «мальчик хороший» и так далее. В характеристике же Ишмаэля сделана инверсия, т.е. принятый порядок слов изменен: пере адам – «дикий человек» – вместо «адам пере» («человек дикий»). Почему?
На первое место в святом языке выносится главная часть словосочетания (т.е. предмет, а затем уже следует его определение). В данном случае, объясняет рав Дискин, инверсия указывает нам, что первичной в поведении сына Агари и его потомков является дикость, иначе говоря – произвольность поступков.
С другой стороны, мидраш говорит, что в конце жизни Ишмаэль раскаялся, благодаря чему, по-видимому, его потомки через много поколений пришли к вере в Единого Б-га. Рамбам подчеркивает это обстоятельство и указывает, что потомки Ишмаэля никоим образом не являются идолопоклонниками. Это общеизвестный и, безусловно, положительный факт. Почему же с потомством Ишмаэля связано так много негативных моментов?
Ответ на этот вопрос я нашел в словах одного из выдающихся еврейских авторитетов современности (слышал я эти суждения не от него самого, правда, а в передаче его слушателя). Да, вера подразумевает, что человек в своем поведении руководствуется волей Всевышнего. Но если человек в принципе не склонен к повиновению? Как ему разрешить противоречие между верой и желанием действовать по своему произволу? Он поступает так: подменяет волю Всевышнего собственным желанием, утверждая, что его желание и выражает волю Б-га со всей точностью и полнотой.
Ситуация, когда еврейский народ страдает от действий «дикого» народа, – урок, который дается нам Свыше. Страдания – всегда знак, что Всевышний чего-то от нас добивается. Чего же Он хочет, подвергая нас именно таким страданиям? Чтобы мы изжили в себе дурное качество, подобное тому, что характерно для наших врагов. Посылая нам этих врагов, Всевышний как будто говорит нам: не будьте такими! А это значит – мы должны идти по пути, противоположному главному пути народа, от которого мы страдаем. Мы должны постигать волю Всевышнего в каждой ситуации и подчинять наши желания Его желаниям.
Именно полноценным служением Б-гу мы можем упрочить наши позиции на Святой Земле.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?