Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот. Происходит ряд важных событий. Затем, спустя какое-то время, Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Далее следует подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама. Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.

Ангел говорит Агари о ее будущем сыне: «И он (Ишмаэль) будет диким человеком....» (Берешит, 16:12). По мнению выдающегося комментатора Торы рава Шимшона-Рефаэля Гирша (1808 – 1888, Германия), слово «дикий» («пере» на иврите) – это определение чего-то, что находится вне рамок.

Как известно, мать Ишмаэля Агарь убежала из дома Сары, жены Авраама, не желая подчиняться ее руководству, хотя вполне сознавала духовное превосходство Сары. Всевышний поступил с Агарь по принципу «мера за меру» – ее сын Ишмаэль родился неспособным к подчинению.

Рав Иеошуа-Лейб Дискин (р. Моше Иеошуа-Иеуда-Лейб, 1817 – 1898, Гродно – Иерусалим) обратил внимание на такую деталь – несоответствие слов ангела нормам грамматики. Согласно правилам святого языка существительное (определяемое слово) должно стоять перед прилагательным (определением): байт хадаш — «дом новый», йелед тов – «мальчик хороший» и так далее. В характеристике же Ишмаэля сделана инверсия, т.е. принятый порядок слов изменен: пере адам – «дикий человек» – вместо «адам пере» («человек дикий»). Почему?

На первое место в святом языке выносится главная часть словосочетания (т.е. предмет, а затем уже следует его определение). В данном случае, объясняет рав Дискин, инверсия указывает нам, что первичной в поведении сына Агари и его потомков является дикость, иначе говоря – произвольность поступков.

С другой стороны, мидраш говорит, что в конце жизни Ишмаэль раскаялся, благодаря чему, по-видимому, его потомки через много поколений пришли к вере в Единого Б-га. Рамбам подчеркивает это обстоятельство и указывает, что потомки Ишмаэля никоим образом не являются идолопоклонниками. Это общеизвестный и, безусловно, положительный факт. Почему же с потомством Ишмаэля связано так много негативных моментов?

Ответ на этот вопрос я нашел в словах одного из выдающихся еврейских авторитетов современности (слышал я эти суждения не от него самого, правда, а в передаче его слушателя). Да, вера подразумевает, что человек в своем поведении руководствуется волей Всевышнего. Но если человек в принципе не склонен к повиновению? Как ему разрешить противоречие между верой и желанием действовать по своему произволу? Он поступает так: подменяет волю Всевышнего собственным желанием, утверждая, что его желание и выражает волю Б-га со всей точностью и полнотой.

Ситуация, когда еврейский народ страдает от действий «дикого» народа, – урок, который дается нам Свыше. Страдания – всегда знак, что Всевышний чего-то от нас добивается. Чего же Он хочет, подвергая нас именно таким страданиям? Чтобы мы изжили в себе дурное качество, подобное тому, что характерно для наших врагов. Посылая нам этих врагов, Всевышний как будто говорит нам: не будьте такими! А это значит – мы должны идти по пути, противоположному главному пути народа, от которого мы страдаем. Мы должны постигать волю Всевышнего в каждой ситуации и подчинять наши желания Его желаниям.

Именно полноценным служением Б-гу мы можем упрочить наши позиции на Святой Земле.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»