Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Сказали ангелы служения перед Всевышним: Властелин мира, почему Израиль не говорит песню перед Тобой в Рош аШана и в Йом Кипур? Сказал им: Возможно ли, Царь сидит на троне суда, и книги живых и книги мертвых раскрыты перед Ним, и Израиль поет песнь?!» (Рош аШана 32). Однако же Псукей деЗимра (Гимны перед молитвой) читают в эти дни, и здесь нет противоречия. Наоборот: суть этих гимнов — выразить восхваление Всевышнему, которое идет от сотворения природы, от природного управления. Ведь Рош аШана — это день Творения, когда человек был создан и поставлен под это природное управление, управление Суда, когда природа скрывает свет и существование Творца. Человек должен прорвать завесы природы и озарить тьму скрытия, воцарить Творца над всеми созданиями.
Читая Псукей деЗимра, гимны перед молитвой, выражающие славу Всевышнего в природе, человек готовится предстать перед Царем в молитве. Тем самым он удостаивается найти милость в Его глазах в этом служении: воцарить Его над природой. Ведь природа могла бы восприниматься как обладающая самостоятельной властью. Миссия человека — сорвать покрывало и раскрыть, что вся эти природная система поет гимны своему Создателю, Господину всех миров.
В день Рош аШана, когда Царь устанавливает землю судом, мироздание предстает перед своим Творцом на суд: реализует ли оно цель, ради которой было создано? Как сказано в мидраше Букв раби Акивы: «Откуда мы знаем, что Всевышний сотворил небо для песни? Как сказано: “Небо рассказывает славу Б-га”… А откуда мы знаем, что со дня, когда сотворил Всевышний землю, она говорит перед Ним песнь? Как сказано: “От крыла земли гимны мы слышали”. “От крыла земли” — это управление Суда, порождающее природное управление, которое как бы скрывает, “покрывает крылом” раскрытие единства Творца».
Но управление Единства — «с неба» говорит перед Ним песнь!
***
Как говорится в приведенной выше Гемаре, нет места для песни в день Суда. И даже во время суда над злодеями, нет места для песни: «Хотели ангелы служения сказать песнь перед Всевышним (когда евреи перешли через Красное море). Сказал им Всевышний: “Дела рук Моих (египтяне) тонут в море, а вы говорите песнь?!” (Мегила 17)». Ведь суть песни — восхваление Всевышнего, идущее от управления совершенного Единства. Управления, которое выше границ природы и ограничений времени. Управления, в котором есть отсвет «того дня», когда раскроется полное Единство, и в котором вообще нет никакой реальности у зла.
Вот как комментирует Маараль Песнь на море (Гвурот аШем 47): «Тогда (אז) воспел Моше эту песнь…». Иногда слово «тогда» указывает на прошлое: «Тогда сказала: Жених крови по обрезанию» и т.п. А иногда «тогда» указывает на будущее: «Тогда возрадуется девица в хороводе», «Тогда наполнит смех наши уста» и т.п. Словоאז (тогда) указывает на сейчас, которое отделено от времени… Ведь если бы оно указывало на время, то оно либо прошлое, либо будущее… и не может одно слово означать оба.
Попытаемся объяснить сказанное.
При рассечении Красного моря Израиль почувствовал на себе явный отсвет Управления совершенного единства. В этом откровении содержался весь ход событий в мироздании — от начала времен до воскрешения мертвых. Ведь в этом суть песни: обойти весь круг, который проходит мироздание, узреть движение, начитающееся и заканчивающееся в одной точке, когда все приходит на свое место. Поэтому на Святом языке слово шир, песнь, связано со словом «круг».
Это движение прорывает ограничения времени и освещает все отрывочные и разделенные мгновения замечательным единообразием, которое присоединяет их к одной цели — раскрытию единства Творца. Свет, который просиял в момент Рассечения моря, сверкал от одного конца мира до другого, подобно молнии, освещающей весь горизонт. Этот свет придавал смысл и форму всем событиям и явлениям в мироздании. «И уста самого Всевышнего свидетельствуют и провозглашают, что все собранное по крупицам из всех круговоротов событий, происходящих по воле Всевышнего в мире,— все это раскрытие Его абсолютного единства. Как сказано в книге Дварим (32:39): “И увидите тогда, что Я — это Я, и нет силы, подобной Мне”. А сказано это было в завершение описания всего круговорота событий, которому предназначено свершиться в мире, — ведь именно этому посвящена песня Аазину…» (Даат Твунот 34).
В этом секрет силы притяжения песни. Как и любая форма, она придает смысл и содержание разделенным объектам, притягивает их и объединяет в одну сущность. Таково свойство песни: выразить внутреннее содержание и смысл событий в мироздании и происшествий во времени. Тем самым она стягивает их в одно движение, единообразное в своем объеме. Всеобъемлющее течение, в котором есть одна форма и единое внутреннее содержание.
Отсюда проистекает ошеломляющая способность песни выразить ощущение отношения, оно же притяжение, человека к своему Творцу. Ведь ничто не приводит к любви к Творцу, как постижение глубин Его путей и понимание смысла Его воли в мироздании. Как объясняет Рамбам: «Как прийти к любви к Б-гу? Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, — немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое имя» (Законы основ Торы 2).
Любовь — это чувство, проистекающее из самой сути человека. Оно заложено внутри него и толкает его объединиться с другим, со своим Творцом (числовое значение слов אהבה и אחד одинаковы). Здесь основа для постоянного самообновления внутреннего течения у того, кто поет свою песнь. «Подобно тому, как из родника каждый час течет новая вода, так Израиль говорит каждый час новую песнь» (Мидраш Шохер Тов).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»