Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. В этом году произошло много важных событий. Умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше. Со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с еврейским станом по пустыне. У евреев начались проблемы с водой. Глава содержит широко известный эпизод о том, как Моше высек воду из скалы, и указывает, какую ошибку он при этом совершил. На пути к обещанной (Обетованной) им стране евреи вступили в населенную местность. Иногда они обходили заселенные области стороной, как, например, Эдом, иногда им приходилось воевать, как, например, с эморейцами. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты — закона о красной корове, относящегося к разряду хуким, т.е. к категории законов, суть которых не объяснима в рамках человеческого сознания. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо.

Одна из центральных тем нашей главы Хукат — ошибка Моше у Мей Мэрива — «Вод Раздора». Из-за этой ошибки Б-г решил, что Моше не войдет в Землю Израиля. Комментаторы Торы разошлись во мнениях, в чем состояло нарушение Моше. Рамбан приводит несколько комментариев и отклоняет их. Ор а-Хаим а-Кадош приводит в своем комментарии десять объяснений и отклоняет их все.

Пойдем по пути Раши. Раши пишет: ошибка Моше была в том, что ему приказано было «сказать скале» (Бемидбар 20:8), а он ударил по скале. Возникают три вопроса. Первый: а в чем принципиальное различие — ударить по скале или сказать скале? И так, и так — великое чудо, из скалы выходит вода!

По-простому можно ответить так: действительно, величие чуда сохраняется в обоих случаях, большой разницы нет. Но самое главное — что именно человек учит из этого чуда, из того, что он видит своими глазами. В данном случае урок для еврейского народа должен был быть следующий: «Когда Б-г говорит — надо слушать!» Пишет Раши: «Даже камень, который не ест и не пьет, т. е. не нуждается в пропитании, слушает, когда Б-г говорит. Тем более — мы». А получился другой урок: «Когда Б-г бьет — надо слушаться…» Есть две группы евреев. Одни, услышав, что Б-г велит делать то-то и то-то, немедленно делают. А другие, когда Б-г говорит, не очень-то слушаются, но, когда Он бьет, — склоняют голову. Между этими двумя группами — принципиальное различие…

Второй вопрос: ведь Б-г сказал Моше: «Возьми посох» (там же) — а для чего его брать, если не для того, чтобы ударить?

На этот вопрос отвечает уже Ор а-Хаим. Он пишет так: можно взять посох, чтобы ударить, а можно — в качестве знака силы и полномочий от Б-га. Как говорят, «для солидности».

Третий вопрос. В самом начале главы Бэшалах Б-г приказывает Моше «ударить по скале» (Шмот 17:6). В чем различие? Почему сейчас было так принципиально именно сказать? Ответом может служить пшат (объяснение простого смысла текста) рава Элияу Дискина. Есть два пути чуда: первый — Б-г совершает чудо Сам, второй — Б-г назначает посланника и передает ему полномочия совершить чудо. И в этом различие между «сказать скале» и «ударить по скале». «Скажите скале… чтоб дала она из себя воду» — это чудо, которое совершает Б-г. Посланник — только исполнитель: он лишь обращается к скале, а Б-г выводит из нее воду. А «ты ударишь в скалу, и выйдет из нее вода» — это передача полномочий посланнику.

Есть удивительный комментарий раби Меира-Симхи из Двинска в его книге «Мешех Хохма». В главе Ваэтханан, предостерегая народ от идолопоклонства, Моше вдруг говорит: «умру я в земле сей; не перейду Йардэна; а вы перейдете и овладеете этой доброю землею» (Дварим 4:22). Какая тут связь? Какая связь между опасностью идолопоклонства и тем, что Моше не войдет в Страну? Раби Меир-Симха пишет: одна из причин, по которой Б-г решил, что Моше умрет в пустыне, такая: «Пока было живо прошлое поколение, не существовало опасности обожествления Моше. Они были с ним с юных лет, знали его, даже спорили с ним. Но это поколение умирает в пустыне и приходит новое. Молодежь видит Моше уже в зрелом возрасте, видит его особое положение — он отдаляется от жены, 40 дней не ел и не пил, через него пришли такие великие чудеса и т. д. Если бы он вошел в Страну, люди нового поколения начали бы поклоняться ему лично, а это — идолопоклонство. И это было одной из причин решения Б-га о том, что Моше умрет в пустыне».

Итак, при выходе из Египта Б-г «передал» чудо в руки Моше, а при Мей Мерива чудо должно было быть целиком от Б-га. Общая линия объяснения такая: если чудо «принадлежит» Моше, это поднимает его авторитет в глазах общества. При выходе из Египта Б-г «передал полномочия чуда» Моше, чтобы поднять его авторитет. Поэтому ему было приказано ударить по скале.

А вот на сороковом году странствий, когда уже существовала та опасность, о которой говорит раби Меир-Симха, приказ был — продемонстрировать, что чудо — от Б-га и только от Б-га. Если бы Моше выполнил приказ в точности, он мог бы войти в Землю Израиля — не было бы опасности, что его обоготворят. Но когда он показал, что чудо «принадлежит ему», что он властен над скалой, эта опасность усилилась. И Б-г решил, что Моше не должен войти в Страну… Б-г решил: отдалить еврейский народ от идолопоклонства — важнее всего.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше