Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет «не возжелай» нарушается, если речь идет об имуществе, принадлежащем любому еврею. Не является исключением также и имущество нездоровых людей, например, глухонемых, слепых или сумасшедших.

1. Написано в Торе («Дварим», 5:18): «Не возжелай жены своего ближнего, не вожделей ни дома своего ближнего, ни его поля, ни раба, ни рабыни, ни быка, ни осла — ничего, что принадлежит твоему ближнему». Объясняют мудрецы, что вначале человек просто размышляет о какой-то вещи, затем в нем появляется желание приобрести ее, а впоследствии его руки сами начинают тянуться к этой вещи, даже если она принадлежит другому.

Вот как этот механизм упоминается в книге «Пророков» («Миха», 2:2): «И возжелают чужие поля — и отнимут, и возжелают домов — и захватят». В приведенных выше отрывках используются слова хемда и таава. Хемда — это этап, когда в человеке уже зафиксировано желание, и его внимание сосредоточено на том, как приобрести желанную вещь, а таава — означает страсть, страстное желание обрести и овладеть (в русском переводе используется слово «вожделение»).

Рамбам в «Книге заповедей» более подробно объясняет, чем отличается «желание» (хемда) от «вожделения» (таава), о котором упомянуто в Десяти Речениях раздела «Ваэтханан». Заповедь 265 запрещает нам прибегать к уловкам, чтобы приобрести находящееся во владении одного из наших братьев. Она гласит: «Не возжелай дома своего ближнего». 266-я заповедь запрещает нам, испытывая вожделение, мысленно желать того, чем обладает наш брат, ибо это заставит нас искать пути присвоить его достояние.

К сожалению, часто случается так, что на воровстве и грабеже не останавливаются. Следующий шаг — это убийство, ведь вору будут пытаться воспрепятствовать. Когда наши мудрецы говорили об этом, они приводили случай с Ахавом и Навотом:

В эпоху Первого Храма, когда на территории Израиля существовали Северное царство (Израиль) и Южное царство (Иудея), в определенный момент Северным Царством правил царь Ахав. Он был женат на принцессе Изевель, которая принесла в еврейскую среду иноземный культ Баала, и сам царь помогал ей в насаждении этого языческого верования. Несмотря на это, Всевышний посылал Ахаву военные победы, ибо тот заботился о своем народе и был хорошим правителем в том, что не касалось религии.

Но после того как Ахав присвоил виноградник Навота, на который давно положил глаз (Изевель обвинила Навота в преступлении, которого тот не совершал, и Навот был казнен, а имущество отправилось в царскую казну), Всевышний отвернулся от него, передав через пророка Элияу, что в скором времени Ахав погибнет, и кровь его прольется именно в том винограднике, который ранее принадлежал Навоту.

2. Запрет «не возжелай» нарушается, если речь идет об имуществе, принадлежащем любому еврею. Не является исключением также и имущество нездоровых людей, например, глухонемых, слепых или сумасшедших.

3. Этот запрет не ограничен ни временем, ни местом. Как мужчины, так и женщины должны следить за своими мыслями и желаниями, и приучать к этому своих детей.

12 ноября — 12 мая

4. Разрешается предлагать другому продать какую-либо вещь в том случае, когда это не нарушает этические принципы и нормы поведения. Однако если владелец вещи отказывается, то запрещено продолжать думать о ней в поисках путей приобретения. Это и есть нарушение запрета «не возжелай». В данном случае не имеет значения, о какой вещи или объекте идет речь. Запрет нарушается, даже если была предложена большая сумма, и к владельцу послали множество людей с целью уговорить его совершить сделку купли-продажи. (То, что он, в конечном итоге, согласился продать, не говорит о кошерности пути к сделке.)

Тот, кто упрашивает другого поделиться с ним своей мудростью и обучать его за деньги, не нарушает запрета, поскольку речь не идет о материальной вещи.

6. Под этот закон подпадает любой человек, который принудил (заставил) другого продать ему свою вещь. Сделка, совершенная под давлением, является действительной, и продавший не может передумать. Но, тем не менее, тот, кто купил что-либо таким образом, считается грабителем: он нарушил запрет Торы, и его свидетельство не принимается в суде.

Нарушение происходит даже в случае, когда продавцу наносится лишь небольшой ущерб, а для покупателя это большой выигрыш; и даже если при этом он платит продавцу крупную сумму (например, человек просит соседа продать ему кладовку, чтобы расширить свою квартиру — мол, ты все равно этой кладовкой особенно не пользуешься)

7. Подведем итог. Тот, кто горячо желает заполучить чужое, нарушает один запрет Торы. Тот, кто вожделеет и уговаривает другого продать ему до тех пор, пока тот не поддастся давлению и не продаст, — нарушает два запрета: «Не возжелай» и «Не вожделей». Однако есть мнение, что два последних высказывания относятся к одному и тому же запрету Торы.*

Тот, кто украл чужую вещь, нарушает кроме первых двух, еще и заповедь «Не укради».

В Хануку состоялся розыгрыш призов, и Яаков выиграл очень красивый конструктор. Авраам, который старше Яакова на несколько лет, тоже получил подарки. Однако увидев новый конструктор, он сразу захотел поменяться с младшим товарищем. Авраам думал, как запугать Яакова и заставить его отдать конструктор. (В этот момент он нарушил запрет «не вожделей»). Потом мальчик выбрал удобный момент и показал младшему другу новые книги, полученные в Хануку. Яаков сразу понял, что задумал его товарищ и не отреагировал на это. Тогда Авраам сделал грустный вид и рассказал, что на самом деле у него уже есть такая книга дома, а в подарок он всегда хотел получить только конструктор. Но и на это Яаков не отреагировал. Тогда Авраам подослал к нему своих друзей, уговаривающих обменяться подарками. Увидев, что ничего не помогает, Авраам начал вести себя очень резко. Он угрожал Яакову и оскорблял его в присутствии одноклассников. Вернувшись домой, мальчик рассказал родителям обо всем, что произошло. Отец выслушал его и сказал: «Я очень рад, что ты не поддался Аврааму. Теперь у твоего друга будет на одно нарушение меньше. Ведь одно дело — желать, а другое — отнять у человека вещь без его согласия».

13 ноября — 13 мая

8. Запрет не нарушается, если речь идет о товаре, выставленном на продажу. Даже если человек не уверен, продается ли эта вещь, разрешается спросить об этом или попросить продать ему. Тора запрещает только уговаривать и оказывать давление.

Если владелец магазина не хочет продавать этот товар в данный момент, а вы уговариваете его, то, по некоторым мнениям, в этом случае тоже нарушается запрет «не возжелай».

9. Если приобрести вещь хочет человек, занимающий важный пост (имеющий особое положение в обществе), вполне вероятно, что ему не откажут, поэтому ему нужно быть гораздо осторожней в этих вопросах.

Господин Смокер работает управляющим на большом заводе. Под его началом — десятки рабочих. Его считают умным и волевым человеком, но справиться с такой вещью, как курение, ему не удается. Дошло до того, что он начал интересоваться платными процедурами, способными помочь ему избавиться от вредной привычки. Сам он решил, что нужно перестать покупать сигареты, и теперь каждый день для него — настоящее испытание.

Иногда он не выдерживает и бежит по заводу в поисках курильщиков. Ему нужно быть очень осторожным, чтобы не нарушить запрет Торы, ведь среди тех, у кого он попросит сигарету, могут быть люди, которые дадут ему только из-за желания угодить начальнику. Если бы это был другой человек, они и не дали бы. Другими словами, его особое положение вынуждает некоторых работников отдавать ему что-то без особого на то желания.

14 ноября — 14 мая

10. Запрет нарушается не только, когда человек настаивает, чтобы ему продали какую-либо вещь, но и когда он просит ее в подарок.

В случае если известно, что материальное положение семьи ограничено и не хватает средств, чтобы обеспечить достаточное питание всем ее членам, то гости, которые просят добавки, тоже должны понимать, что хозяин вряд ли откажет и наверняка отдаст даже то, что планировал оставить для своей семьи. Если он приносит добавку из-за того, что чувствует себя неудобно, то кроме вышеупомянутых запретов иногда это может также быть нарушением запрета «не красть».

Подобное может происходить и между соседями, когда один из жильцов просит других подписать разрешение на достройку, или между сватами, когда одна сторона требует выделить больше денег на свадьбу дочери, чем договаривались изначально.

11. Если по закону Торы человек обязан продать или отдать (вернуть) вещи или деньги другим, и на него оказывают давление, чтобы он сделал это, то запрет не нарушается. Здесь допускается и использование различных манипуляций, способствующих ускорению процесса.

12. Несмотря на то, что зависть считается негативным качеством, человек, который завидует другому, не нарушает запретов «не возжелай» и «не вожделей», ведь зависть (в чистом виде) не сопровождается планами приобретения чужого имущества.

Господин Сильверстон увидел своего знакомого в новой машине, и она ему очень понравилась. Если он сказал про себя: «Где бы я мог приобрести такую же?», это не считается нарушением запрета, ведь он не желает приятелю зла и не стремится приобрести именно его вещь. Эти слова свидетельствуют только о зависти. Если же он сказал: «Зачем ему такая машина? Почему он позволяет себе такое…», — это не что иное, как «айн а-ра» (сглаз).

Запрет «не вожделей» нарушается только, если Сильверстон начинает размышлять, как убедить своего знакомого продать ему эту машину.

Запрет «не возжелай» нарушается только, если, в конечном итоге, ему удается уговорить этого знакомого отдать или продать свою вещь.

 


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»