Из цикла «Пути мира и добра», темы: Воспитание в духе Торы, Ицхак Сильвер
1. Отец обязан обучать своего сына Торе, как сказано («Дварим», 11:19): «И будут эти слова, которые Я заповедаю тебе сегодня, на твоем сердце; и научи этому своих сыновей…». Есть также заповедь рассказывать сыну о выходе из Египта в Пасхальную ночь, как сказано («Шмот», 13:8): «И будешь рассказывать своему сыну в тот день…».
2. Ребенок обязан исполнять заповеди, только когда ему исполнилось 13 лет. Но до этого момента родители должны обучать его заповедям Торы и постановлениям мудрецов, чтобы подготовить его к совершеннолетию. Таким образом, к совершеннолетию ребенок уже должен уметь самостоятельно учиться и исполнять заповеди.
3. Для каждой заповеди существует свой возраст, с которого необходимо начать обучение данной заповеди. Чем старше и способней ребенок, тем больше его посвящают в тонкости устной традиции и тем больше он участвует в общественных молитвах.
4. По мнениям многих мудрецов Торы, обязанность воспитывать и обучать детей распространяется также и на мать.
5. На родителях также лежит обязанность приучать ребенка к вещам, связанным со святостью, воспитывать в них хорошие качества характера и богобоязненность. И, конечно же, нужно непрестанно молиться о том, чтобы дети выросли праведными людьми и учили Тору.
2 ноября — 2 мая
6. Как только ребенок начинает говорить, следует научить его правильно произносить первый отрывок «Шма, Исраэль». По мнению Рабейну Тама, как только ребенок достиг возраста шести-семи лет, следует приучать его говорить Шма с благословениями, в установленное для этого время (утром и вечером). По мнению Раши[1], в таком возрасте нет смысла обязывать ребенка читать Шма, поскольку он еще не приучен рано вставать, а вечером не находится рядом с отцом. Во многих общинах принято придерживаться мнения Рабейну Тама.
Однако, что касается молитвы Шмонэ эсре то, по всем мнениям, с этого возраста нужно приучать ребенка молиться эту молитву в шахарит и минху (утреннюю и дневную молитву).
Не запрещают ребенку (до 13 лет) есть до кидуша, до авдалы или перед утренней молитвой.
7. Что касается запретительных заповедей, то с того момента, как ребенок начинает понимать, когда ему говорят, что какое-то действие запрещено, отец обязан предупреждать его и отдалять от запрета. Это касается не только запретов Торы, но и постановлений мудрецов.
Существует мнение, что в отношении запрета мудрецов отец не обязан останавливать ребенка, если тот делает что-то запрещенное для своих нужд.
8. Если отец не выполняет своих обязанностей и не принимает меры, чтобы отдалить сына от нарушения того или иного запрета Торы, то бейт-дин или другие люди могут предупредить его и упрекнуть в этом. Однако когда речь идет о запрете от мудрецов, то такой обязанности нет.
9. По мнению «Шульхан Аруха» только отец обязан предупреждать и останавливать подростка, когда речь идет об употреблении некошерных продуктов. По мнению Рамо, это обязанность лежит на всех, кто видит и знает об этом. Поэтому на практике, если речь идет о запрете Торы, то принято следовать мнению Рамо, а в случае запрета мудрецов полагаются на мнение «Шульхан Аруха».
Так что если человек заметил, что нееврей кормит еврейского ребенка некошерными продуктами, запрещенными в употребление по постановлению мудрецов, он не обязан вмешиваться и пытаться остановить их. Ответственность за это лежит только на отце. Если же речь идет о запрете Торы, то любой человек обязан попытаться остановить его.
Раби Йеуда Цадка, глава ешивы «Порат Йосеф», узнал, что один из его знакомых забрал своих детей из школы, в которой особое внимание уделялось воспитанию в духе Торы, и отправил их в другую школу, где направление было противоположным. Пришел к нему раби Йеуда и начал говорить о том, насколько этот шаг может повлиять на жизнь его детей и всей семьи. В какой-то момент отец не выдержал и со слезами на глазах начал рассказывать о своей жене. Он объяснил, что это она все время настаивала на этом.
— Что же мне все время ругаться с ней? — опустив глаза, спросил отец.
— Нет, конечно, — ответил раби Йеуда, — но ты должен поститься и плакать перед Богом…
Эти слова проникли в сердце молодого отца. Он начал поститься и молиться за своих детей. Подобно человеку, находящемуся в трауре, он сидел на полу и плакал. Когда жена увидела, что происходит с ее мужем, в ее сердце вновь загорелся настоящий еврейский огонек. Это было то тепло, которое веками хранило еврейский народ и его культуру.
Со временем эти родители удостоились увидеть, как их сыновья распространяют Тору в народе Израиля.
3 ноября — 3 мая
10. Если маленький ребенок (еще не достигший возраста, в котором начинают понимать, когда ему говорят, что какое-то действие запрещено), взял сам некошерный продукт, ни отец, ни бейт-дин не обязаны принимать какие-либо меры. То же касается действий, запрещенных в Шабат.
Однако даже в тех случаях, когда закон не обязывает отца или других людей останавливать ребенка, который ест некошерные продукты, мудрецы предупреждают, что желательно остановить ребенка, поскольку некошерная еда влияет на его душу и закрепляет в нем негативные качества (иногда это дает о себе знать только через десятки лет).
11. Если ребенок делает запрещенное Торой действие для других, а не для себя, предполагая, что так хотят его родители или другие люди, по всем мнениям есть обязанность предупредить и остановить его. В случае, когда речь идет о запрете мудрецов, такой обязанности нет.
12. Существуют некоторые вещи, которые запрещены взрослому, но разрешены ребенку, например, разрешается стричь ребенка в холь-а-моэд[2], а также трубить в шофар в Рош-а-шана, после того, как он уже услышал звуки шофара и выполнил заповедь слушать шофар.
13. Для того чтобы научить ребенка благословениям, отцу разрешается благословлять с произнесением Имени Всевышнего (с Шем и малхут[3]), даже когда он не обязан произносить это благословение (например, в кидуше, авдале и биркот а-неэнин). В данном случае он не нарушает запрета «не произносить Имени Всевышнего впустую».
14. Родители должны следить за тем, чтобы такие вещи, как злословие, употребление некрасивых слов, грубость и наглость, не стали для ребенка чем-то привычным и обыденным. Если родители не будут предупреждать ребенка и объяснять ему, как правильно себя вести, в более зрелом возрасте исправить это будет гораздо труднее.
15. Если ребенок (до 13 лет) ворует или причиняет вред другим и т.п., бейт-дин должен принять меры, чтобы это не вошло в привычку. Иначе ребенок вырастет преступником и перейдет к более серьезным нарушениям.
4 ноября — 4 мая
16. Взрослому человеку запрещено просить маленького ребенка нарушить запрет или собственноручно кормить ребенка некошерной едой, даже если он не достиг еще возраста, когда начинает понимать сказанное ему, что какое-то действие запрещено.
Запрещено также собственноручно давать ему некошерный продукт, даже если он запрещен только по мнению мудрецов и даже, если он предназначается только для какой-то игры — ведь ребенок наверняка возьмет это в рот и начнет есть.
17. Запрещено вносить маленького коэна, даже если речь идет о грудном ребенке, в помещение, в котором находится мертвый, или на кладбище. Но если ребенок сам вошел, нет обязанности выводить его оттуда. Жене коэна разрешается рожать в больнице, несмотря на то, что она предположительно родит мальчика. (Проблема в том, что в больницу часто попадают тяжелобольные люди, которых не удается спасти. Таким образом, там могут находиться мертвые).
18. Запрещено приучать маленького ребенка нарушать законы шабата или йом-това, например, просить его переносить ключи из одного владения в другое в месте, где нет эрува.
19. Нет обязанности воспитывать совершеннолетнего ребенка. Однако, как и любой другой человек, родитель обязан предупредить и упрекнуть его, заметив, что тот нарушает или пренебрегает какими-либо заповедями.
[1] Рабену Шломо Ицхаки, самый известный комментатор Талмуда и Писания, жил в 11 в. Раби Яаков Там, его внук, стал одним из первых Тосафот.
[2] Полупраздничные дни между первым и последним днями Песаха и Суккота.
[3] То есть, полный вариант благословения. Стандартная формулировка благословений начинается словами «Благословен ты, Бог, Господь и Царь Вселенной…».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»