Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Царь, Сокрытие, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Раскрытие Всевышнего
Видящий царя Израиля говорит: «Благословен уделивший от Своей славы боящимся Его» (Брахот 58). «Царь не вправе оставить без последствий пренебрежение со стороны своих подданных», как сказано: «Поставь над собой царя — чтобы был на тебе страх перед ним» (Кидушин 32). «Великий почет оказывают царю и тем закладывают ужас и страх перед ним в сердце каждого человека» (Рамбам, Законы царей 2:1).
Легко понять, что уважительное отношение (кавод) к земному царству объясняется той «долей», которая дана ему от Небесного царства. Ведь именно таким должно быть отношение созданий к Царю царей — слава (кавод). «Ибо все Он создал для славы Своей». «Все, что сотворил Всевышний в Своем мире — сотворил для Своей славы, как сказано (Йешаяу 43:7): “Все названное Моим Именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал”. Здесь упомянуты все части мироздания вместе, и объяснена их цель — “для Своей славы Я сотворил его”.
Слава есть само раскрытие царства: “И потому Трон не целен, пока не сотрется имя Амалека” А под троном имеется в виду царство, как сказано: “только троном я буду выше тебя”, имеется в виду — в царстве. Здесь сказано, что Царство Всевышнего не раскрыто в мире, пока не стерто из мира имя противопоставляющего себя Ему. И тогда Имя Его славы, что Он один, открывается в мире (Маараль). Всевышний есть “Царь славы”. “И славы Его” — имеется в виду Малхут, как написано в Зоаре: “Благословенна слава Г-спода” — это Малхут» (р. Авраам сын Виленского Гаона).
Слава
«Слава Б-жия — таить дело, а слава царей — исследовать дело» (Притчи 25:2). «Слава Б-жия» — это сотворение мира, в котором упомянуто тридцать два раза имя Элоким (по числовому значению слова кавод, слава, которое тоже равно 32); «таить дело» — как сказали, что не учат о сотворении мира даже вдвоем. «Слава царей — исследовать дело» — это от слов «Вот книга порождения человека…» (Виленский Гаон).
Глубокое размышление выхватывает два создающих славу аспекта: скромность и раскрытие. Точнее: раскрытие, указывающее на непостижимую глубину сокрытия. «И скромно ходить с Б-гом твоим» — это помощь бедной невесте и проводы покойника» (Сота 49). «Ибо скромность есть почет (кавод) сам по себе, и как будто сказало Писание прилепиться к скромности, которая и есть почет» (Маараль).
То же самое можно сказать и по отношению к самому раскрытию Творца в мире (слава таить и слава исследовать). И такова Тора, которая сама называется «славой»: «А слава — не что иное, как Тора, как сказано: Славу унаследуют мудрецы» (Авот 6:3). Ведь в этом сущность Торы, и так постоянно повторяет Зоар: «Вся Тора одновременно и сокрыта, и открыта». Тора как бы говорит о себе: «Я была у Него сокрытой» (Притчи 8, Берешит раба 1). Этот аспект остался скрытым и после дарования Торы: те же «два лика» — скрытый и открытый — все еще существуют по отношению к славе Торы.
«Раби Йоханан называет одежду “моя слава”. Ведь в одежде человек является другому, покрывает то, что нужно скрыть, и демонстрирует свою значимость и почет.
Но ведь все мироздание и Тора — это одеяния для раскрытия воли Всевышнего в мире, они — слава Г-спода. “Г-сподь воцарился, облачился в величие”.
Корень такого “двойного значения” находится в отношении царя к своему народу: “Но царь властвует над народом. Он отделен от народа, и потому его достоинство превышает достоинство князя. А Всевышний — царь всех сущих, поскольку сущие нуждаются в царствии Небес, а Всевышний отделен от них” (Маараль). Царство это отношение, как мы объяснили выше: царство происходит по воле и сознанию народа, а отделенность есть нечто обратное этому. Творец является царем со стороны Его раскрытия Своим созданиям, но в Своей сущности он отделен от них. Поразмыслите над всем этим.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»