Из цикла «Свиток Эстер», темы: Пурим, Свиток Эстер, Рав Цви Вассерман, Комментарий
Глава 7
1 И ВОТ ЦАРЬ И АМАН ПРИШЛИ ПИРОВАТЬ С ЦАРИЦЕЙ ЭСТЕР. Аман был подавлен своей неудачей, Ахашверош измучен ревностью и дурными снами. Поэтому они оба усиленно предались питью, надеясь утопить в вине свои беды.
2 ЦАРЬ СНОВА СПРОСИЛ ЭСТЕР ВО ВТОРОЙ ДЕНЬ ПИТИЯ: «ЧТО ТЫ ПРОСИШЬ, ЦАРИЦА ЭСТЕР? ЭТО БУДЕТ ДАНО ТЕБЕ. И КАКОВО ТВОЕ ЖЕЛАНИЕ? ОНО БУДЕТ ИСПОЛНЕНО.»
3 И ОТВЕЧАЛА ЦАРИЦА ЭСТЕР И СКАЗАЛА: «ЕСЛИ НАШЛА Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ЦАРЯ, И ЕСЛИ ЭТО УГОДНО ЦАРЮ, ДА БУДЕТ ДАРОВАНА МНЕ ЖИЗНЬ КАК МОЕ ПРОШЕНИЕ И — что гораздо важнее — МОЙ НАРОД КАК МОЕ ЖЕЛАНИЕ.
4 ИБО ПРОДАНЫ МЫ: Я И МОЙ НАРОД, НА ПАГУБУ, УБИЙСТВО И ИСТРЕБЛЕНИЕ. ЕСЛИ БЫ МЫ В РАБЫ И РАБЫНИ БЫЛИ ПРОДАНЫ, МОЛЧАЛА БЫ Я, подавленная исполнением грозных пророчеств Торы; теперь же я возвышаю голос, ИБО очевидно, что ЗЛОДЕЯ НЕ ЗАБОТИТ УЩЕРБ ЦАРЯ.»
5 ВОСКЛИКНУЛ НА ЭТО ЦАРЬ АХАШВЕРОШ И СКАЗАЛ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР: «КТО ОН? И ГДЕ ОН, ТОТ, КОТОРЫЙ ОСМЕЛИЛСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ?»
6 ЭСТЕР СКАЗАЛА: «ПРИТЕСНИТЕЛЬ И ВРАГ — ЭТОТ НЕЧЕСТИВЫЙ АМАН, который задумал именем царя совершить страшное преступление для удовлетворения своей ненависти!» И ВОСТРЕПЕТАЛ АМАН ПЕРЕД ЦАРЕМ И ЦАРИЦЕЙ.
7 ЦАРЬ В ГНЕВЕ ВСТАЛ ОТ ПИТИЯ И ВЫШЕЛ В ДВОРЦОВЫЙ САД, А АМАН ОСТАЛСЯ, ЧТОБЫ ВЫМОЛИТЬ У ЦАРИЦЫ ЭСТЕР СВОЮ ДУШУ. ИБО УВИДЕЛ ОН, ЧТО ЦАРЬ ОПРЕДЕЛЕННО РЕШИЛ ПРИЧИНИТЬ ЕМУ ЗЛО.
8 КОГДА ЦАРЬ ВЕРНУЛСЯ С ДВОРЦОВОГО САДА В ПИРШЕСТВЕННУЮ ЗАЛУ, АМАН РАСПРОСТЕРСЯ НА ЛОЖЕ, ГДЕ ВОЗЛЕЖАЛА ЭСТЕР, умоляя ее о пощаде; ТОГДА ЦАРЬ ВОСКЛИКНУЛ: «ТАК ТЫ ЗАХОТЕЛ ОВЛАДЕТЬ ЦАРИЦЕЙ, ПОКА Я НАХОЖУСЬ В ДОМЕ?» ЛИШЬ ТОЛЬКО ЦАРЬ ПРОИЗНЕС ЭТИ СЛОВА, вбежали слуги и ЗАКРЫЛИ ЛИЦО АМАНУ в знак того, что его судьба решена.
9 ХАРВОНА, ОДИН ИЗ ЦАРЕДВОРЦЕВ, УДОСТОЕНЫХ ЦАРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ, увидев, что звезда Амана закатилась и не персидском небосводе разгорается и восходит звезда Мордехая, СКАЗАЛ: «ВОТ ВИСЕЛИЦА В ПЯТЬДЕСЯТ ЛОКТЕЙ ВЫСОТОЮ, КОТОРУЮ АМАН СДЕЛАЛ ДЛЯ МОРДЕХАЯ, ОКАЗАВШЕГО ЦАРЮ УСЛУГУ, СТОИТ В ДОМЕ АМАНА.» И СКАЗАЛ ЦАРЬ: «ПОВЕСИТЬ ЕГО НА НЕЙ!»
10 И ПОВЕСИЛИ АМАНА НА ВИСЕЛИЦЕ, КОТОРУЮ ОН УГОТОВИЛ МОРДЕХАЮ, И ЦАРСКИЙ ГНЕВ УТИХ.
Глава 8
1 В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ОТДАЛ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР ВЛАДЕНИЯ АМАНА, ВРАГА ЕВРЕЕВ. А МОРДЕХАЙ ПРЕДСТАВИЛСЯ ЦАРЮ, ИБО ЭСТЕР СООБЩИЛА ЦАРЮ КЕМ ОН ЕЙ ПРИХОДИТСЯ.
2 ЦАРЬ СНЯЛ С ПАЛЬЦА КОЛЬЦО С ПЕЧАТЬЮ, ОТНЯТОЕ ИМ У АМАНА, И ПЕРЕДАЛ ЕГО МОРДЕХАЮ. ЭСТЕР ЖЕ ПОСТАВИЛА МОРДЕХАЯ УПРАВЛЯТЬ ИМУЩЕСТВОМ АМАНА.
3 ЭСТЕР увидела, что Ахашверош, хотя и выказал благоволение к ней и к Мордехаю, не спешит ответить на ее просьбу о спасении еврейского народа. Поэтому она ПРИШЛА ГОВОРИТЬ С ЦАРЕМ ЕЩЕ РАЗ, И УПАЛА К ЕГО НОГАМ, И ПЛАКАЛА, И ВЗМОЛИЛАСЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ОТВРАТИТЬ ЗЛОЙ ЗАМЫСЕЛ АМАНА АГАГИТА И ЕГО ПЛАНЫ, КОТОРЫЕ ОН ЗАМЫШЛЯЛ ОБ ЕВРЕЯХ.
4 ЦАРЬ в знак своего расположения ПРОСТЕР К ЭСТЕР СВОЙ ЗОЛОТОЙ СКИПЕТР; ЭСТЕР ПОДНЯЛАСЬ И ПРЕДСТАЛА ПЕРЕД ЦАРЕМ.
5 ОНА СКАЗАЛА: «ЕСЛИ БУДЕТ УГОДНО ЦАРЮ И ЕСЛИ Я ЗАСЛУЖИЛА ЕГО МИЛОСТЬ, ЕСЛИ ПО МНЕНИЮ ЦАРЯ ПОДОБАЮЩИМ ВЫГЛЯДИТ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕСЛИ Я НАШЛА БЛАГОВОЛЕНИЕ В ЕГО ГЛАЗАХ, ПУСТЬ НАПИШУТ УКАЗ ОТОЗВАТЬ ГРАМОТЫ АМАНА СЫНА АМДАТЫ АГАГИТА, В КОТОРЫХ ОН ПРИКАЗАЛ УНИЧТОЖИТЬ ЕВРЕЕВ ВО ВСЕХ ПРОВИНЦИЯХ ЦАРЯ.
6 ИБО КАК Я СМОГУ ВИДЕТЬ ЗЛО, ПОСТИГАЮЩЕЕ МОЙ НАРОД, И КАК СМОГУ Я ВИДЕТЬ ПОГИБЕЛЬ МОЕЙ РОДНИ.»
7 НА ЭТО СКАЗАЛ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР И МОРДЕХАЮ-ЕВРЕЮ: «ВОТ ВСЕ ИМУЩЕСТВО АМАНА Я ОТДАЛ ЭСТЕР, А ЕГО САМОГО ПОВЕСИЛ НА ДЕРЕВЕ ЗА ТО, ЧТО ЗАМЫШЛЯЛ ПРОТИВ ЕВРЕЕВ.
8 ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ И ЗАПЕЧАТАТЬ ЦАРСКОЙ ПЕЧАТЬЮ КАСАТЕЛЬНО ЕВРЕЕВ ВСЕ, ЧТО СОЧТЕТЕ НЕОБХОДИМЫМ для защиты их жизней и имущества, НО ПИСЬМА, НАПИСАННЫЕ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ И ЗАПЕЧАТАННЫЕ ЦАРСКОЙ ПЕЧАТЬЮ ни ВЕРНУТЬ, ни аннулировать НЕВОЗМОЖНО. Однако вам нет нужды беспокоиться: все в империи слышали о падении Амана и восхождении Мордехая. Поэтому и сатрапы, и военачальники, и чиновники знают, что царь сейчас на стороне евреев.»
9 В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, когда в Шушан вернулись гонцы, доставившие во все концы империи указ Амана, В ТРЕТИЙ МЕСЯЦ, МЕСЯЦ СИВАН, ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕГО ЧИСЛА, ПРИЗВАЛИ ЦАРСКИХ ПИСЦОВ, И ТЕ НАПИСАЛИ ВСЕ, ЧТО ПРОДИКТОВАЛ МОРДЕХАЙ, К ЕВРЕЯМ И САТРАПАМ, ПРАВИТЕЛЯМ И ЧИНОВНИКАМ ПРОВИНЦИЙ, ЧТО ОТ ИНДИИ И ДО ЭФИОПИИ — СТО ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ПРОВИНЦИЙ: КАЖДОЙ ЕЕ ПИСЬМОМ, И КАЖДОМУ НАРОДУ НА ЕГО ЯЗЫКЕ, И ЕВРЕЯМ ИХ ПИСЬМОМ И НА ИХ ЯЗЫКЕ, чтобы всем без исключения жителям империи был предельно ясен смысл нового указа.
10 ОН НАПИСАЛ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ АХАШВЕРОША И ЗАПЕЧАТАЛ ЦАРСКОЙ ПЕЧАТЬЮ, И РАЗОСЛАЛ ГРАМОТЫ ВЕРХОВЫМИ ГОНЦАМИ, СКАКАВШИМИ НА ЛОШАДЯХ, БЫСТРОНОГИХ ВЕРЛЮДАХ И МУЛАХ,
11 ЧТО ДАЛ ЦАРЬ ЕВРЕЯМ РАЗРЕШЕНИЕ СОБРАТЬСЯ И ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ: СОКРУШИТЬ, ПОГУБИТЬ И РАЗРУШИТЬ АРМИЮ ЛЮБОГО НАРОДА ИЛИ ПРОВИНЦИИ, КОТОРАЯ БУДЕТ ИМ УГРОЖАТЬ — ВМЕСТЕ С МЛАДЕНЦАМИ И ЖЕНЩИНАМИ, — А ИМУЩЕСТВО ИХ РАЗГРАБИТЬ;
12 В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ПРОВИНЦИЯХ ЦАРЯ АХАШВЕРОША: ТРИНАДЦАТОГО ЧИСЛА ДВЕНАДЦАТОГО МЕСЯЦА, ТО ЕСТЬ МЕСЯЦА АДАРА.
13 СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА БЫЛО ОБНАРОДОВАНО В КАЖДОЙ ПРОВИНЦИИ, ОБЪЯВЛЕНО ВСЕМ НАРОДАМ, ТАК ЧТОБЫ ЕВРЕИ БЫЛИ ГОТОВЫ К ТОМУ ДНЮ ОТОМСТИТЬ СВОИМ НЕНАВИСТНИКАМ, и чтобы те, кто обычно присоединяются к погромам, захваченные разгорячением толпы, на этот раз воздержались от враждебных действий.
14 ГОНЦЫ ВЕРХОМ НА БЫСТРЫХ МУЛАХ ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЬ ПО СРОЧНОМУ ПРИКАЗУ ЦАРЯ, И ЭДИКТ БЫЛ ПРОВОЗГЛАШЕН В ШУШАНЕ-СТОЛИЦЕ.
15 Только когда МОРДЕХАЙ убедился, что для спасения его народа предприняты все возможные шаги, он ВЫШЕЛ ОТ ЦАРЯ В БЕЛО-ГОЛУБОМ ЦАРСКОМ ОДЕЯНИИ, УВЕНЧАННЫЙ ОГРОМНОЙ ЗОЛОТОЙ КОРОНОЙ, В МАНТИИ ИЗ БЕЛОГО ЛЬНА И ПУРПУРА. А ГОРОД ШУШАН ВЕСЕЛИЛСЯ И ЛИКОВАЛ.
16 Этот день У ЕВРЕЕВ БЫЛ наполнен глубинным осознанием смысла избавления. Только тогда постигли они сполна, что истинный СВЕТ это свет Торы, И что настоящая РАДОСТЬ это радость заповеданных Торой праздников, что И ВЕСЕЛЬЕ, И ПОЧЕТ достигаются самоотверженным соблюдением заповедей.
17 В КАЖДОЙ ПРОВИНЦИИ И В КАЖДОМ ГОРОДЕ — КУДА БЫ НИ ДОХОДИЛО ЦАРСКОЕ СЛОВО И ЕГО ДЕКРЕТ — У ЕВРЕЕВ БЫЛИ РАДОСТЬ И ВЕСЕЛЬЕ, ПИР И ПРАЗДНИК. МНОГИЕ ИЗ НАРОДОВ ЗЕМЛИ ПРИКИНУЛИСЬ ЕВРЕЯМИ, ИБО НАПАЛ НА НИХ СТРАХ ПЕРЕД ЕВРЕЯМИ.
Читайте также: тема Чтение Свитка Эстер в Пурим
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.