Темы: Недельная глава, Народы мира, Итро, Дарование Торы, Заповеди, Йов, Синай, Рав Бенцион Зильбер, Ангелы
Центральная тема нашей недельной главы — подготовка к дарованию Торы и само дарование Торы еврейскому народу на горе Синай. Это уникальное и особое событие, которое было один раз в истории: Б-г говорил с целым народом. Один раз за всю историю все евреи стали пророками. Они сказали: мы не хотим всё узнавать только через посланника, то есть, через Моше. Мы хотим, чтобы Б-г говорил с нами самими. Б-г на это ответил: тогда вы должны готовиться. Отдаляться от жен, готовиться три дня (см. Шмот 19, 10-15).
Интересно, что сразу после этого, увидев, насколько это величественно и насколько это непросто, евреи сказали Моше: говори ты с нами, а мы послушаем, пусть Б-г с нами не говорит, чтобы нам не умереть (Шмот 20, 19). То есть, чтобы получить пророчество, надо долго готовиться, быть на высоком духовном уровне. Поэтому евреи испугались: само «общение» с Б-гом требует особого уровня и особой богобоязненности. Если человек, который находится в святом месте или получает пророчество, ведет себя в чем-то недостойно, недостаточно богобоязнен, — ему грозит опасность.
Итак, это было единственное, уникальное событие в мире за всю мировую историю: Б-г говорил со всем народом. И все достигли уровня пророчества. Что Б-г предложил еврейскому народу? «И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Шмот 19, 5). То есть, хотя вся земля принадлежит Б-гу, если евреи будут слушать Его и соблюдать условия союза с Ним, то они будут избранными из всех народов — особенными.
В чем особенными? В том, что они служат Б-гу, вступают в союз с Ним и соблюдают его условия. «А вы будете у Меня царством коаним и народом святым» (там же, 6). Раши в данном контексте толкует это слово как «князья». То есть каждый еврей — «князь», «царский сын». Мы знаем, что царские сыновья зачастую ведут себя недостойно. Чтобы исключить это, сказано не только «царством князей», но «и народом святым» То есть, они должны соблюдать святость во всех областях.
Сфорно в своем комментарии к Торе толкует слово «коаним» по-другому — «священнослужители», как его переводят в большинстве мест в Торе. Иными словами, евреи как священнослужители ответственны за состояние всего мира, всего человечества. И они влияют на все человечество в духовном плане — как коаним в этом мире. Евреи служат Б-гу, они оказывали и оказывают влияние на весь мир. Это выразилось и в возникновении двух мировых религий, которые многое взяли от еврейства: некоторые основы веры, моральные основы и так далее. Но влияние не только в этом. Состояние еврейского народа влияет на весь мир, и это влияние ощущается. Самое первое — чтобы сами евреи шли по пути Торы.
В нашей главе сказано: когда Б-г предложил еврейскому народу Тору, заключить с Ним союз, евреи ответили: «Все, что говорил Б-г, сделаем» (Шмот 19, 8). То есть, они готовы были принять Тору. А в конце следующей главы, Мишпатим, сказано: «Всё, что говорил Б-г, сделаем и нишма» (Шмот 24, 7). Что такое «нишма»? Как понимает это гмара Шабат (88), — «послушаем». Что значит «послушаем»? Выслушаем и узнаем, что Б-г от нас хочет. То есть: мы принимаем на себя союз с Б-гом, а потом узнаем, что Б-г от нас хочет. И гмара Шабат говорит: в этом величие еврейского народа: они приняли на себя «сделать всё» еще до того, как узнали, что именно надо делать.
Мидрашим нам рассказывают, что ответили другие народы, когда Б-г предложил Тору им. Предложил потомкам Эйсава. Что они сказали? — В Торе написано: «Не убивай» (Шмот 20, 13), а нам сказано: «И мечом твоим ты будешь жить» (Берешит 27, 40). Как это, скажите, не убивать? Как можно так?! Нам это не подходит. Предложили потомкам Ишмаэля. Спросили они: а что там написано? — Написано: «Не кради» (Шмот 20, 15). — Ой, «не кради», скажите, можно жить и не красть, как это?! Это не для нас. Ведь об Ишмаэле сказано: «рука его на всех, и рука всех на нем» (Берешит 16, 12). То есть, он забирает у всех, и все забирают у него. Как это: не забирать у других? Можно так жить?! Предложили Амону и Моаву. Они спросили: а что там написано? — «Не прелюбодействуй» (Шмот 20, 14). Ответили они: а мы сами родились от запрещенной связи (Берешит 19, 31-38). Как это?! Нам это не подходит.
Об этом мидраше задают вопрос: ведь всё человечество обязано выполнять семь заповедей потомков Ноаха? Оно было обязано выполнять их и до принятия Торы! О чем же здесь шел разговор? Ведь и прежде никому не разрешалось убивать, красть, вступать в запрещенные связи! Я слышал такой ответ на этот вопрос: заповедь «не убивай», данная всему человечеству, и заповедь «не убивай» по Торе различны, это два разных уровня. По Торе даже заставить кого-то побледнеть от стыда — это как «маленькое» убийство, кровопролитие.
«Не кради» — нельзя украсть даже ради шутки, чтобы потом вернуть. Есть интересная гмара в конце первой главы Бава Батра (16а), там обсуждается стих в книге Ийова: «Благословение страдальца приходило ко мне…» (9, 13) Что делал Ийов? Он видел сироту, поле которого не обрабатывалось, и «крал» у него поле. Обрабатывал, сажал деревья и возвращал. Раби Меир а-Леви, автор комментария «Йад Рама», спрашивает: ведь сказано в Талмуде, что нельзя красть даже ради шутки, даже чтобы потом вернуть вдвойне. Как же Ийов это делал и Гмара его хвалит? И отвечает на это так: есть различие в повелениях «не кради» всему человечеству и евреям. Евреям действительно это запрещено, можно договориться с человеком как-то помочь ему по-другому, но красть, даже чтобы вернуть улучшенное, нельзя. А Ийов не был евреем. Неевреям запрещено красть, именно когда это наносит другому ущерб. А если, в конечном счете, это на пользу тому, у кого украли, это не называется кражей. Так же и запрет разврата — есть различие между тем, что запрещено евреям, и тем, что запрещено всему миру. Согласно этому объяснению, народы мира, когда им предложили Тору, ответили: мы брать на себя дополнительные обязанности не хотим! То, что уже запрещено, — запрещено, но «расширенно толковать» запреты убийства, кражи и разврата мы не готовы.
Интересно, что Тора была дана в пустыне, и, как мидраш говорит, открыта для всех народов в равной мере. Нет такого, чтобы один мог сказать: Тора — моя, а другой: Тора — чужая. Она открыта для всех народов. Любой человек может принять еврейство и изучать ее. И нет такого, чтобы Тора принадлежала именно детям больших раввинов, знатоков Торы. Многие люди из простых семей выросли крупнейшими знатоками Торы, например, Раби Акива. Тора, которая у нас, почти вся передана через Раби Акиву. Он был из потомков геров (принявших еврейство). И гемара в трактате Недорим даже говорит: есть причины, по которым у больших знатоков Торы дети — не всегда знатоки Торы. Так случается, например, если дети и/или родители гордятся своими знаниями. Или если дети говорят: «Тора дана нам в наследство, зачем нам трудиться?» Таким образом, Тора открыта для всех.
Когда Б-г предложил Тору евреям, они сказали: «Сделаем и послушаем». Гмара в трактате Шабат (88) делает отсюда вывод: они приняли на себя требования Торы, еще не зная, в чем они состоят, Что это значит? Гмара говорит об этом очень интересно: когда евреи сказали «сделаем и послушаем», пришли шестьсот тысяч ангелов и возложили на голову каждого из них две короны. Одну за «сделаем», а другую за «и послушаем». Сказал Раби Элазар: когда евреи только сказали «сделаем», еще до «и послушаем», раздался голос с Небес: «Кто раскрыл моим детям этот секрет? Ангелы так ведут себя!» Сказано в Тэилим: «Благословляйте Б-га, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его!» (103, 20). Значит, они сначала исполняют, а потом слушают. Так поступают ангелы.
Известно: даже когда Гмара толкует то, что написано в Торе, в этом всегда есть внутренняя логика самой Гмары. В чем здесь внутренняя логика, почему это именно уровень ангелов? Я понимаю это так. Ангелы полностью духовны, у них нет материальных страстей и желаний. Для них полностью подчиниться воле Б-га и принять все, что Он прикажет, — наиболее естественно. Они духовные создания. Сказать сначала «сделаем», а потом «послушаем» — совершенно естественно для их природы. Человеку, у которого есть страсти, зачастую очень острые и сильные, с которыми приходится бороться, если человек хочет идти по пути Торы, — это очень непросто. Это непросто — полностью принять власть Б-га. Гмара говорит нам, что это качество ангелов.
Как евреи достигли такого уровня? Как им это удалось? Гмара нам там рассказывает: один цдуки видел, как учился Рава. Рава углубился в изучение какого-то закона Торы, а палец его находился под его ногой, и из пальца уже текла кровь. А Рава ничего не замечал, продолжал учиться. Размышлять о каком-то глубоком вопросе Торы. Предполагаю, что Рава не сидел, как мы тут сидим, на стуле, а, как говорят, сидел по-восточному: на коврике, и тогда палец вполне может оказаться под ногой. Если сидеть так, как мы сейчас сидим, этого просто физически не может быть. Подошел цдуки и сказал: «Ой, вы торопливый народ. Ваш рот опередил ваши уши. Вы и сейчас такие же торопливые (как говорят, бестолковые). Сначала вам надо было послушать, что от вас хотят. А потом, если можете, — примите. Не можете — не принимайте. Как это вы сказали сначала “сделаем”, а потом “послушаем”? Откуда вы знаете, сможете выполнить или нет?»
Рава ответил ему: «Мы идем прямо. Сказано о нас: “Непорочность прямодушных водит их…” (Мишлей 11, 3). А о тех, кто ходит кривыми путями, сказано: “Порочность вероломных губит их” (там же)». В чем тут вопрос цдуки, и что на него ответил Рава? Вопрос цдуки был такой. При каждой сделке, которую человек заключает, что он делает? Выясняет все условия сделки, которую собирается заключить. Скажите, когда кто-то из вас покупал квартиру, он выяснял какая цена, сколько комнат, на каком этаже, какого качества и так далее? Правильно? А почему? Очень просто: человек смотрит реально: подрядчик действует в своих интересах и может продать ему не лучший товар по высокой цене. Конечно, каждый нормальный человек все выясняет заранее. Это — когда человек имеет дело с кем-то, с чьей стороны можно опасаться обмана.
А есть другие отношения — доверие. Сын доверяет любимому отцу. И, если отец ему что-то предлагает, сын понимает, что для него это может быть только хорошо. Еврейский народ видел добро, которое Б-г сделал ему в Египте, какие казни обрушил на египтян ради него. Видел все добро, которое Б-г сделал ему в дороге: дал ман в пищу, дал колодец с водой, облака, помогал в войне с Амалеком и т. д. Они видели повсюду добро Б-га, и поэтому полностью доверяли Ему.
Надо знать, кому можно доверять. И евреи знали, что Б-гу можно доверять полностью. Евреи приняли Тору не потому, что были «бестолковыми» или легкомысленными, а потому, что знали, Кому можно доверять. Между прочим, антисемиты обвиняют евреев во многих преступлениях, но о том, что евреи забывают о собственных интересах, мы пока от них не слышали. Нет, евреи просто знали, на Кого можно полагаться полностью. Раши говорит так: «Мы шли за Ним с простодушием, как поступают те, кто чувствует любовь. Мы полагались на Б-га, на то, что Он не взвалит на нас что-то, что мы не сможем выдержать».
То есть, евреи знали, что Б-г добр, и что любит их, они тоже видели. О чем же говорит здесь Раши? А может быть, Б-г потребует от нас чего-то, что выше наших человеческих возможностей? На это отвечает Раши: мы полагались на Б-га с простодушием и понимали, что Б-г, Который создал мир, человека и его природу, прекрасно знает наши силы и наши возможности. И Он не потребует от нас чего-то, что выше наших сил. И мы полностью полагались на Б-га: Он предпишет нам только то, что в наших силах и возможностях, и только то, что для нас хорошо. И Б-г дал нам Тору, выполнять законы которой — полностью в возможностях человека. Законы Торы и природа человека соответствуют друг другу. Тора освящает человека, возвышает его и не требует от него ничего, что было бы выше его возможностей.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»