Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История жизни двух мудрецов эпохи Талмуда

Абае (4038 /278/ — 4098 /338/) происходил из рода коэна Эли — первосвященника из Шило (Рош ашана 18а). Он был учеником рава Йосефа бар Хии и относился к нему с великим почтением (Кидушин 33а, Недарим 41а). Абае учился также у Рабы, который приходился ему дядей. В раннем детстве Абае остался сиротой и воспитывался в доме Рабы.

В Талмуде рассказывается, что однажды, когда еще совсем маленькими детьми Абае и его друг Рава начинали изучать Тору, Раба спросил у них:

— К кому обращены наши молитвы?

Малыши ответили:

— К Милосердному.

— А где Милосердный пребывает? — уточнил учитель.

В ответ Рава указал пальцем вверх на потолок, а Абае выбежал на улицу и показал на небо. Раба предсказал, что они оба вырастут мудрецами (Брахот 48а).

Позже Абае учил Тору вместе с р. Йосефом бар Хия, а после его смерти в 4083 /323/ году возглавил ешиву Пумбедиты (Гитин 60б, Раши).

Даже в великом поколении мудрецов Талмуда Абае выделялся остротой ума. Ближайшим другом и постоянным оппонентом Абае на протяжении всей его жизни был Рава. Их острые аналитические дискуссии, отмеченные самыми неожиданными поворотами мысли, в значительной степени определили облик Вавилонского Талмуда. Эти дискуссии получили название Вопросы Абаи и Равы или Шакла вэтарья (дословно — торг). Особое внимание Абае и Рава уделяли тем вопросам еврейского закона, которые еще не получили достаточных объяснений.

Рава стал главой ешивы после Абаи. Он учился у рава Нахмана бен Яакова в городе Махоза, недалеко от Пумбедиты. В последние годы жизни Равы многие знаменитые амораи[1] Святой Земли, спасаясь от преследований, прибыли в Вавилонию. Они привезли с собой традиции ешив Эрец Исраэль, некоторые неизвестные в Вавилонии алахические решения и барайты. Рава скончался в 4112 (352) году.

РАВ АШИ

Величайшей фигурой, удостоившейся объединить всех мудрецов своего поколения и собрать воедино традицию изучения Устной Торы в Эрец Исраэль и в Вавилонии, был рав Аши. Он снискал уважение и признание еврейского народа, и даже Рейш Галута — официальный руководитель евреев Вавилонии — преклонялся перед ним. Наши благословенной памяти мудрецы говорили: «Со времен Раби (р. Йеуды Анаси) и до рава Аши величие и знание Торы не соединялись в одном лице».

В молодости рав Аши учился во многих ешивах Вавилонии, что дало ему возможность собрать огромное количество материала. Он возобновил деятельность сурской ешивы в городе Мата Махсэя. Пятьдесят шесть лет рав Аши руководил этой ешивой. Рядом с ним все это время находился его друг — Равина Первый.

Рав Аши дважды прошел со своими учениками весь Талмуд. Как правило, каждые полгода изучался новый трактат, однако иногда за этот срок успевали проходить даже два или три небольших трактата. Главной задачей рава Аши и Равины была систематизация Талмуда. Они собрали огромный материал и распределили его по трактатам. Талмуд приводит алахические рассуждения в той же форме, в которой проходила дискуссия между амораями.

В связи с тем, что со времен Равы многие мудрецы Эрец Исраэль переехали в Вавилонию, рав Аши счел необходимым ввести в текст Талмуда мнения мудрецов Святой Земли. Таким образом, мнения р. Йоханана, Рейш Лакиша, р. Ами, р. Аси вошли в Вавилонский Талмуд. Вавилонский Талмуд в сегодняшнем его виде представляет собой собрание изучения Устной Торы всеми еврейскими мудрецами.

Талмуд — это книга, связывающая нас с поколениями танаев[2] и амораев, книга, объединяющая евреев всех стран рассеяния. Изучающий Тору, приехав на новое место, в новую страну, находит там такие же тома Талмуда, как и на своей родине, и обнаруживает своих единомышленников, погруженных в изучение Талмуда.

Рав Аши умер в 4187 (427) году. Его ученики не прекращали работу, продолжая дополнять Талмуд. Сын рава Аши принадлежал к последнему поколению амораев, продолжавших работать над Талмудом, а Равина Второй был последним амораем, который завершил редакцию Талмуда. Он умер в 4260 (500) году.


[1] Эпоха амораим продолжалась с 200 до 400 годов н.э. Ее название происходит от слова «амора» — мудрец Талмуда. Письменное наследие амораим — Иерусалимский и Вавилонский Талмуды.

[2] Танаи — мудрецы, жившие на протяжении практически всего времени существования второго Храма. (Тана — в буквальном переводе означает учитель Мишны в арамейском произношении.

из журнала «Мир Торы»

Читайте также: тематический обзор Абае


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.