Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография знаменитого комментатора Писания

Раби Овадья бар Яаков Сапорно (в русских переводах принято написание Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550/ гг.) — знаменитый комментатор Писания.

Родился в городке Чезене, расположенном поблизости от г. Бартануры, где двадцатью годами раньше родился р. Овадья Бартанура (см.), духовный лидер евреев Земли Израиля.

Изучал Тору в родном городе. Затем переселился в Рим и изучал там медицину, философию и математику; в то же время он преподавал Тору группе учеников.

В период с 5258 /1498/ по 5260 /1500/ год по рекомендации кардинала Доминико Гримини он преподавал грамматику святого языка и традиционные еврейские дисциплины в кружке свободомыслящих католических богословов, который возглавлял знаменитый просветитель и гуманист Иоганн Рейхлин. Сапорно считал, что слова Торы обращены ко всему человечеству и еврейские мудрецы обязаны обучать истине другие народы, приближая этим приход Машиаха.

Весной 5261 /1501/ года в университете г. Феррары ему была присвоена степень доктора философии.

До 5284 /1524/ года р. Овадья Сапорно жил в Риме, где возглавлял еврейскую общину города. В этот период он составил комментарий на Пятикнижие: его объяснения отличаются глубиной, сочетаемой с простотою изложения и лаконичностью. На протяжении всей последующей жизни он из года в год возвращался к работе над этой рукописью, редактируя ее и оттачивая формулировки.

Впервые его комментарий был напечатан в Венеции в 5327 /1567/ году — через семнадцать лет после смерти автора. Этот комментарий стал одним из самых популярных и изучаемых.

Там же, в Риме, р. Овадья Сапорно написал комментарии на книги пророков — Йоны, Хавакука и Зехарьи, а также на книгу Йова, Теилим (Псалмы Давида) и Шир аширим (Песнь песней).

В 5287 /1527/ году Рим был захвачен и разграблен германскими и испанскими войсками — еврейская община города особенно пострадала. Р. Сапорно обрел убежище в Болонье, на севере Италии. Здесь он зарабатывал на жизнь медицинской практикой, врачебное искусство сделало его популярным. Вместе с тем он был главой раввинского суда города, а также основал свой дом учения.

В 5297 /1537/ году р. Овадья Сапорно написал полемический трактат Ор амим (Свет народов), направленный против философских взглядов Аристотеля и его еврейских последователей; он сам перевел трактат на латынь, издав его также и для нееврейских читателей.

Умер в Болонье в 5310 /1550/ году, на девятом десятке лет.

Еврейское кладбище, на котором он погребен, было осквернено и частично разрушено при изгнании евреев из Болоньи в 5329 /1569/ году, — и точное место его захоронения неизвестно.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.