Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Испания, Рав Александр Кац
Раби Меир бар Тодрос Алеви Абулафия (Рама; ок. 4930-5005 /ок.1170-1245/ гг.) — глава поколения мудрецов Испании, автор книги Яд рама — комментариев на Талмуд.
Родился в г. Бургосе, на севере Испании.
В молодые годы был даяном (судьей) в Толедо, а затем возглавлял ешиву этого города. Был высшим алахическим авторитетом среди мудрецов Испании; за решением сложных вопросов к нему обращались многие знатоки Торы, в том числе и Рамбан (см.). Рамбан был также его талмид-хавером (младшим товарищем в изучении Торы).
Раби Меир Абулафия написал хидушим (аналитические заметки) ко многим трактатам Талмуда. Однако сохранились лишь заметки к трактатам Бава батра и Санхедрин — они объединены в книгу Яд рама (Вознесенная рука). Его заметки отличаются глубоким анализом проблем и до сих пор являются основным пособием при изучении этих трактатов Талмуда.
Название книги можно перевести и как «Рукой р. Меира Абулафии»: ведь слово рама является также аббревиатурой имени «раби Меир Абулафия»).
Раби Меир умер в Толедо, в праздник Песах 5005 /1245/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?