Из цикла «Живи Верой», темы: Воскрешение из мертвых, Злодей, 13 принципов веры, Добро и Зло, Древо Познания, Рав Моше Шапиро
«Утверждающий, что нет воскрешения мертвых в Торе» считается еретиком. И мы объяснили, что обязанность верить в воскрешение мертвых включает в себя и обязанность верить, что это обещано Торой. Основано это на том, что будущая жизнь «произрастет» для нас ровно настолько, насколько наша нынешняя жизнь является «семенем». Но если человек живет здесь как в настоящей реальности, если он видит главное в этих ограниченных рамках, не «сеет», полагаясь на веру в будущую жизнь, — в такой жизни нет места воскрешению мертвых.
Главное в Ган Эдене — это «Древо жизни», как написано: «И Древо жизни внутри сада» (Берешит 2:9), а Онкелос переводит это как «в центре сада». Центр — это всегда средоточие явления, «стороны» — это уже только распространение центра вширь. Адам был изгнан из Ган Эдена, чтобы лишить его доступа к Древу жизни, как и сказано в Писании: «Дабы не протянул руку и не взял и от Древа жизни, не съел и не стал жить вечно; и отослал его Всевышний Б-г из Ган Эдена» (Берешит 3:22).
Древо жизни — это Тора, как сказано: «Она — Древо жизни для держащихся за нее» (Мишлей 3:18). Именно она учит, как использовать этот мир в качестве семени и насаждения. Как мы и говорим в благословении на Тору: «И жизнь вечную насадил внутри нас». Другими словами, дарование нам истиной Торы превращает нашу жизнь в насаждение, а вырастет из этого целый сад.
Мудрецы указали нам, как вернуться к Древу жизни: «Отвечать “Амен” изо всех сил» — это вход в жизнь, устроенную согласно вере, это осознание вечной жизни, навстречу которой мы идем.
Древо познания, принесшее смерть, — это восприятие мира , какой он есть сейчас в качестве совершенного
Мы объяснили, что вечная жизнь гарантирована тому, чья жизнь уже в этом мире относится к вечности. Как мы сказали, имеется в виду человек, который видит этот мир не как мир реализации вещей, а как мир насаждений, которые вырастут в будущем. Но тот, кто не был «жив» никогда, как может восстать для будущей жизни!?
Когда Всевышний запрещал человеку есть от Древа познания добра и зла, Он сказал: «Ибо в день, когда вкусишь от него, смертью умрешь» (Берешит 2:17). Смысл этого запрета в том, что когда человек ест что-либо, это становится частью его жизненных сил. Всевышний запретил человеку присоединять к собственным жизненным силам восприятие зла, лишающее его вечной жизни.
Осмыслим, что такое «зло», запрещенное человеку. На святом языке слово «зло» (רע) означает «разбиение» и «отсечение», как в сочетании «сломанная лестница» (סולם רעוע), «сломанный трон» (כסא רעוע) — разбиение лишает возможности использовать вещь в соответствии с ее истинным назначением. И сказано: «Расколет[1] их посохом железным, как глиняный сосуд разобьет» (Псалмы 2:9). Речь идет о том, что предмет разделяется на части и рассыпается, так что становится непригодным для того использования, ради которого был создан.
Определение понятия «зло» проясняется и из того, как мудрецы заимствовали это слово для аллегорий. Сказано в Талмуде (Бава Мециа 105а): «“Оторванные” маслины и виноградины — Бейт Шамай считают их нечистыми, Бейт Илель — чистыми. Что значит “оторванные” маслины? — Сказал рав Уна: “маслины — злодеи”. Сказал рав Йосеф: Как в стихе: “И оторванные дети народа твоего попытаются осуществить пророчество и потерпят неудачу” (Даниэль 11:14). Рав Нахман бар Ицхак сказал: Отсюда — “И родил сына оторванного, проливающего кровь” (Йехезкель 18:10)».
Раши объясняет этот отрывок: «Маслины и виноградины — “злодеи” — это вечно недозрелые плоды, то есть их зрелость никогда не наступит».
Само собой разумеется, что маслины не совершают дурных поступков. Но здесь мы видим, в чем их подобие сути злодейства в мире. «Злодей» — это человек вечно недозрелый, зрелость его никогда не наступает. Суть зла в том, что оно уже сейчас видит себя зрелым и совершенным. Оно не готово ждать, не готово продолжить расти до тех пор, пока не вырастет в нечто на самом деле совершенное. Злодей не хочет никуда расти, он уже «есть», каков он здесь, таким он хочет и остаться, как нечто, уже достигшее совершенства.
[1] Это слово в оригинале образовано от того же корня רע.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.