Из цикла «Живи Верой», темы: Дурное начало, 13 принципов веры, Рав Моше Шапиро
Именно эта суть зла раскрывается в споре раби Йеуды а-Наси с Антигносом о дурном начале (Сангедрин 91б): «Сказал ему Антигнос: “С какого момента дурное начало владеет человеком? С момента его формирования (в утробе матери) или с момента, когда он выходит (в этот мир)?” Ответил ему Раби: “С момента формирования”. Ответил ему Антигнос: “Если так, он стал бы биться в утробе и выпал бы. Поэтому [очевидно], что только с момента выхода”. Сказал Раби: “Этому научил меня Антигнос, и Писание подтверждает его слова, как сказано: “У порога грех лежит[1]””.»
Как мы видим, характерным для дурного начала было бы действие «бьется в утробе матери и выпадает». То есть он видит себя совершенным и больше не хочет расти: несмотря на то, что такой «выход» повлечет за собой его смерть, дурное начало не обращает на это внимания. Все его желание — жить «независимо», самому по себе. Он сам знает, что для него хорошо. Это и есть зло.
Это же и объясняет, почему собственно слово «зло» (на святом языке) происходит от слова «разбиение» (отсечение): оно отсекает дальнейший рост. Оно отвергает все, что делает его «зерном» ради того, чтобы из него выросло нечто другое, — ведь оно уже совершенно!
Мы видим в Талмуде, что «зародыш» — это человек в аспекте «корня»: в нем нет дурного начала. Поэтому еще до рождения его «обучают всей Торе, и свеча горит над его головой, и видит он с ней от одного края мира до другого». Это настоящий образ человека, настолько, что даже Ийов «скучал» по этому состоянию: «Кто бы дал мне [жизнь], как в первые месяцы!?» — когда возраст его измерялся только месяцами, а не годами, т. е. во время внутриутробной жизни.
Талмуд описывает человеку «образ» жизни младенца в утробе, дабы научить его продолжать так же и в дальнейшем. Для того чтобы и в этом мире он продолжил быть только «корнем» и готовился к вечной жизни. Именно такой образ жизни дает ему «Древо жизни». Именно к нему мы должны стать причастными ради того, чтобы жить вечно.
[1] Т. е. как только ты выходишь «за порог», тебя поджидает грех.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи в Египте перестали чувствовать себя гостями. Коронация Йосефа стала отправной точкой путешествия в изгнание на более чем два века.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
Биньямин украл чашу, он вор!