Из цикла «Даат тфила», темы: Сотворение мира, Духовный мир, Еврейская молитва, Благословения, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Еврейский алфавит
«На самом деле, слово браха (благословение) означает добавление и приумножение. И в концепции благословений есть глубокая тайна, поймет ее тот, кого Всевышний удостоил познать скрытую Тору» (Рашба)
«Благословение — не только потребность человека и не только признание». (В простом понимании: Всевышнему благословение добавляет признания и прославления, а приумножприумножение блага относится только к получающему благословение, к человеку. Но это не совсем так). Смысл слова браха — добавление и приумножприумножение. Следует понять высказывание Мудрецов в трактате Бава меция (114), что Всевышнему как бы нужно благословение. Они выводят это из стиха: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего». И в трактате Брахот сказали: «Сказал ему: Ишмаэль, сын мой, благослови Меня». И в трактате Шабат приводится, что Всевышний сказал Моше: «Ты должен был Мне помочь», и речь идет именно о благословении. Дело в том, что когда мы благословляем Всевышнего, в этом есть добавление духа святости, и наше благословение как бы является причиной того, что все Его создания получат от Него благословение. И еще сказали, что «Всевышний страстно желает молитв праведников». А если бы благословение и молитвы были бы просто признанием, почему бы Он страстно желал именно молитв праведников больше, чем признания огромного множества людей, ведь слава царя — в многочисленности подданных? Но слова Писания «и благословишь Г-спода, Б-га твоего» означают добавление и приумножприумножение. И в молитве мы говорим нечто подобное: «Да будет благословляемо, и восхваляемо, и прославляемо, и возвеличиваемо, и превозносимо, и почитаемо, и величаемо, и воспеваемо Имя Пресвятого, благословен Он».
Начнем объяснение этого вопроса.
…а после всех других вошла буква бет и сказала перед Ним: Властелин мира, не хочешь ли Ты сотворить мной мир? Ведь мной говорят «Благословен (барух, слово начинается с бет) Г-сподь изо дня в день». Ответил Всевышний: Да, благословен приходящий во имя Г-спода. Сразу же принял ее Всевышний и сотворил мир буквой бет, как сказано: Берешит бара (первая буква Торы — бет). (Отийот дераби Акива). «Почему буквой бет? Потому что она означает благословение» (Берешит раба 1).
Маараль объясняет: «Эти слова открывают нам великие вещи, ибо достойно было миру быть сотворенным буквой бет, поскольку именно бет есть начало множественности, ведь в алеф нет множественности… И потому слово берах ברך (благословил) все состоит из букв, числовое значение которых 2 в единицах, десятках и сотнях, и они символизируют благословение: числовое значение бет — 2, числовое значение рейш — 200, числовое значение хаф — 20. Ибо сотворение мира есть множественность и приумножение от Творца, и оно должно было происходить через букву бет, поскольку она — начало множественности… ибо сотворение есть благословение в мире» (Тиферет Исраэль 34).
Мы предполагаем, что «величие открывающихся нам здесь вещей» в том,— что существование мира и его цель заключаются в благословении.
В основе мироздания лежит данная концепция. Через нее творение каждое мгновение получает от Творца свое существование и жизненную силу . Все состояния мироздания зависят от этого вопроса. Когда Всевышний обращает Свой лик к миру и изливает на него Свое благословение, оно наполнено изобилием блага, приумножением Хеседа в материальном и духовном. А при Сокрытии Лица, при уменьшении воздействия блага от Творца, уменьшится благословение в мире и умножатся напасти и беды.
Таков порядок, и такова сущность соотношения между духовными мирами, постепенно происходящими друг от друга и нисходящими вплоть до нашего мира. Более высокий мир передает полученное свыше благословение более низкому миру. «Все миры следуют порядку постепенного развития. Каждый более высокий мир есть душа, жизнь, существование и свет для более низкого мира» (Нефеш аХаим). Миры установлены в порядке дающего и получающего воздействие, «неба» и «земли».
Далее мы говорим о структуре самого мироздания, которое разделяется таким же образом на «небо» и «землю». Но речь идет о корне данных понятий, вообще об отношении мироздания к Творцу. Следует знать и понимать данный вопрос.
Земля по своей сути обладает недостатком, поскольку нет у нее для себя самой ничего: «И земля была безвидна и пуста». «Ибо у земли нет ничего от себя. Она только осуществляет и возвращает то, что в нее вкладывают. А небо дает от себя» (Адерет Элияу). Все существование земли — от воздействия неба, системы высших миров, через которые Творец воздает существование и благословение Низшим. «Потому что благословение идет сверху вниз, в то время как высшее и низшее отделены друг от друга» (Маараль).
«Высшее и низшее отделены друг от друга»: нижние, система материальности, находится в рамках ограничений времени и пространства. В этом суть материальности: она определяется мерой и границей. Каждая стихия существует в своих границах, поскольку она отделена в своей сути, и ее существование противоречит существованию другой стихии. «Высшие» — это духовные миры. К ним не относится время, темп и ограничения материи. Там «огонь» и «вода» могут действовать вместе. «Он делает мир в высотах Своих» — совершенство и единение.
С этой точки зрения мы можем понять, почему Нижние лишены благословения и благодати, которые находятся по самой своей сути в Высших: сущность благословения — в приумножении: «Слово “благословение”, браха, происходит от приумножения, — нечто многочисленное и насыщенное» (Раши). Приумножение без границ. Приумножение, исходящее из источника благословения. А источник благословения есть Бесконечный. «Благословение не падет на вещь, которая определена в мере, весе и счете». Ограничение является противоречием самой сущности благословения.
Противоречие заложено в самой их сущности: основа благословения — это качество Хесед. А корень ограничения — это качество Дин (Суд). Сущность благословения — отдача, даяние. Максимальное даяние, ведь суть ее — приумножение без перерыва. В даянии благословения заложено воздействие вместе с самим источником. А источник никогда не прерывается. Аврааму сказано: «…и будь благословением» (Берешит 12:2). «Благословения переданы в твои руки. До сих пор они были в Моих руках: Я благословил Адама и Ноаха. А теперь ты будешь благоловлять того, кого захочешь» (Раши). Таков благословляемый абсолютным благословением — это Авраам, который сделал себя колесницей того качества, что стоит в корне благословения. Он присоединился к источнику благословения таким образом, что стал его продолжением.
Вот что говорит Маараль о сущности благословения, которого удостоился Авраам: «Когда человек делает добро другому, Всевышний дает и ему тоже добро и благо. Если маленький проток вытекает из великой и бесконечной реки, и вода выходит из этого протока и перетекает в яму, находящуюся рядом с ним, то сразу же выходит вода из великой реки и восполняет то количество воды в протоке, что вытекло из него. Подобно этому, когда добродетельный человек, приобщенный к благу Творца, делает добро другому — то всеблагой Творец воздает ему то самое добро, которое он делает» (Нетив аХесед 3). Тот, кто устанавливает себя в качестве благословения, выводит себя из-под власти ограничений.
Суть ограничения — определение воздействия, посыл «хватит!» для распространения блага. «Категория суда — не распространяться и не воздействовать настолько на сотворенных, но лишь в определенной мере. И в этом имя Ша-дай: Он сказал Своему миру “дай! (достаточно, хватит)” и задал границу Своему миру» (Виленский Гаон, Рут 1:1). В месте, где властвуют границы, они превозмогают воздействие благословения и сокращают его приумножение. Место власти слова «хватит» не может быть источником благословения. Ведь сущность благословения в безграничности: «И изолью Я на вас благословение до бесконечности (ад бли дай)» (Малахи 3:10).
«И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса» (Йешая 48). «Правая рука — это милость, а левая рука — суд… о земле сказано: “Моя рука (левая) основала землю”, а о сотворении неба — “Моя десница (правая рука) распростерла небеса”. И такова природа мироздания, ибо с небес идет благо и созидание мира, а обратное — с земли…»
Мы продолжаем развивать наш тезис, и чтобы осознать глубокий смысл данных концепций, приведем здесь статью «Благословение падает только на скрытое от глаза».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.