Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в Йом Кипур читают книгу пророка Йоны? Основной ответ, основанный на простом понимании сказанного в этой книге, состоит в том, что она учит нас: никогда не поздно раскаяться, и искреннее раскаяние может отменить самое страшное наказание. Также мы видим в ней, что каждый человек, каждое создание дорого перед Богом, и мы тоже должны их жалеть, как это делает Всевышний. Хафец Хаим (Мишна Брура и Шаарей Циюн, Орах Хаим 623:2) обращает наше внимание еще на одну мысль книги Йона — от Бога не убежишь, и то, что предназначено человеку исправить, он должен исправить, и даже если человек отчается и захочет умереть — ему это не поможет, так как после мук смерти его снова приведут в этот мир. На это намекает случившееся с пророком Йоной: он должен был пойти в город Нинве с наставлением Бога, а вместо этого убежал из Земли Израиля, его бросили в море, в море его проглотила рыба… намучился он достаточно. И несмотря на все, он снова получил пророчество и отправился в город Нинве. От Бога не убежишь, так зачем мучиться, не легче ли сразу исполнить желание Бога?

Зоар и Виленский Гаон разбирают дополнительный смысл книги пророка Йоны. Как известно, для каждого отрывка Писания имеются несколько уровней понимания. Простой смысл называется пшат, а глубокий смысл — ремез, намек.

Согласно ремезу пророк Йона символизирует душу человека, а корабль, на котором он пытался бежать — тело. И Йона на корабле был подобен душе, находящейся в теле. Кораблем движет множество разных сил, также и в нашем теле есть разные силы. Море в еврейской символике всегда означает наш физический мир, в котором мы живем. Как в море можно утонуть, так и вашем физическом мире; в море бывает спокойная погода, а бывает и буря — то же и здесь. На суше — там, где место жизни человека, вода пресная, пресную воду можно пить, ею также можно пользоваться для многих целей, для которых не подойдет морская, она символизирует Тору. Морская же вода символизирует материальные вещи, морская вода соленая, если ее пить — возникает еще большее чувство жажды. Жажда — это символ наших страстей. Когда человек чего-то очень хочет, о нем говорят, что он «жаждет» этого.

В физическом мире человеку кажется, что его жажду можно утолить материальными вещами, как может казаться в море человеку, незнакомому с тем, что такое морская вода, что ею можно напиться. Но у того, кто начинает ее пить, возникает все большее чувство жажды, которую нельзя утолить соленой водой. Жажду можно утолить только пресной водой.

Согласно этому, вот каков намек истории Йоны. Йона («душа») плывет по морю («материальному миру»), и случается буря (неприятности). Когда приходят неприятности, нужно просить у Бога помощи, но душа в этот момент может решить «заснуть». Что делает Йона во время бури — сходит вниз и идет спать. Тогда к нему приходит капитан (йецер а-тов, доброе начало в человеке) и начинает его будить: «Что ты спишь! Как ты можешь в такой ситуации спать! Вставай и молись!» Йона («душа») не начинает молиться, и его выбрасывают из корабля (из «тела») за борт (душа покидает тело, человек умирает), и тогда его проглатывает рыба, и он испытывает мучения (в нашей аллегории — это мучения ада), но в конце он возвращается на сушу (в нашем примере — реинкарнация) и выполняет свое предназначение.

Из книги рава Ицхака Зильбера: Осенние праздники и книга Йоны. Рош-аШана, Йом Кипур, Суккот


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.