Хава Куперман о еврейской женщине. Может ли религиозная еврейка пользоваться косметикой...

И Б-г создал женщину…

По улице шла еврейская религиозная семья. Папа, с большой бородой и пейсами, и неизменным сидуром в руках, мама в парике и длинной юбке, и гроздь детей, которые пищали, гоняясь друг за другом, и не оставляли никакого шанса их пересчитать.

— Видишь, — злорадно прошипел знакомый рядом со мной, — не перестанешь ходить на свои уроки, получишь тоже самое. Что хорошего у этой женщины в жизни?

Что хорошего в жизни еврейской религиозной женщины, я попросила рассказать Хаву Куперман, религиозную очаровательную женщину, чьей миловидности и живому блеску глаз, как и светлой улыбке могла позавидовать не одна светская «свободная» женщина.

Ты накинь, дорогая, на плечи…

— Почему-то сложилось впечатление, что замужняя религиозная еврейка живёт сегодня чуть ли не в каменном веке, ходит в парике и длинной одежде, беспрекословно слушается мужа и абсолютно ничего не может себе позволить. Вы чувствуете какую-то несвободу? Есть что-то, чего Вы не можете, в отличие от свободных «сестер по крови»?

— Вот уж никогда не страдала… — искренне удивляется Хава. В своей широкой юбке я могла перепрыгнуть сразу через четыре ступеньки, лазила по деревьям, даже на Моссаду поднималась.

— Длина юбок, рукавов как-то регламентируются в Торе?

— В Торе об этом ничего не говориться. Только то, что женщина должна ходить в женской одежде, а мужчина — в мужской. Но в Йемене, скажем, 200 лет назад, все женщины ходили в шароварах, так что рамки женской и мужской одежды очень относительны, например, в Шотландии юбка — это мужская одежда.

В устном же предании говорится, что должно быть покрыто: фигура женщины не должна быть очень подчеркнута. Ничего облегающего и прозрачного.

— На сегодняшний день в рамках Израиля может позволить себе религиозная женщина разгуливать в очень широких, но брюках?

— Зависит от того, в каком обществе. Есть такие религиозные сообщества, в которых это допустимо. Алахически это не запрещено. Может, не очень принято… Я, конечно, не хочу никому советовать, но сама не ношу брюки.

— Покрытие головы замужней женщины — это ведь тоже традиция?

— Нет, это заповедь из Торы. Так что лучше ходить в женских розовых брюках, но с алахической косынкой, чем в очень кошерной юбке, но без покрытия головы.

— Парик нужен, чтобы еврейские женщины прятали свою красоту?

— Нет, напротив. Есть закон, который требует, чтобы женщина была привлекательна для своего мужа. Как Вы знаете, в Йом Кипур среди прочих запретов нельзя мыться, так вот закон разрешает женщине, если она первый месяц замужем, даже в Йом Кипур умыть лицо.

— Т. е. Религиозная женщина может пользоваться косметикой, украшениями…

— Не просто может, а должна! Когда евреи пришли из Вавилона в Израиль во время построения Второго храма, на земле обетованной 70 лет никто не жил. Она была опустошенной. Так что для женщин того поколения заниматься своей внешностью не было почти никаких возможностей. И тогда Эзра, глава еврейской общины издал закон, согласно которому по всем деревням должны были проходить коробейники, продавать парфюмерию и украшения.

Права и обязанности еврейской женщины

— В Мидраше указано, что еврейская женщина должна делать три вещи — отделять халу от теста, зажигать субботние свечи и ходить в Микву.

— То что Вы говорите, это мицвот. В принципе, если дома нет хозяйки, тоже самое может сделать и мужчина, но если женщина есть в доме, а муж все равно зажег субботние свечи сам, она имеет полное право обидеться на него. Эти три вещи — женская привилегия.

— А обязанности?

— Есть обязанности мужа к жене и наоборот. Как правило, они записаны в ктубе и зачитываются под хупой. В основном, мужа касаются материальные проблемы, а жена… жена должна готовить еду. Есть вещи, которые муж может просить делать саму жену, даже, если у нее есть десять служанок, выполняющих всю работу. Например, кормить ребенка. Потому что, если мы не будем ничего делать, очень быстро можем войти в депрессию, у женщин склонность к депрессии гораздо больше, чем у мужчин.

— Правда ли, что еврейской семейной паре нельзя использовать какую-либо контрацепцию, вообще нельзя никак предохраняться?

— Если этого требует ее здоровье — пожалуйста. Если этого требует нынешняя ситуация, посоветуйтесь с раввином и — вперед. Почему лучше посоветоваться с раввином? Есть такие, что специализируются именно по этим вопросам, и у них уже собрана огромная статистика. Конечно, они сами советуются с врачами, но, кроме того, они еще и наблюдают семейные пары как до, так и в процессе и после предохранения. И могут сказать, как повлияло то или иное средство на психическое здоровье женщины. На то, здоровые ли родились дети после того, как она решила забеременеть.

— Т.е. предохранение возможно?

— Конечно.

— Что у нас говориться насчет невинности невесты перед свадьбой?

— Это касается только жениха и невесты. Конечно, девушка должна проинформировать будущего мужа перед свадьбой, в каком она находится состоянии, чтобы потом он не почувствовал себя глубоко обманутым. Кроме этого, сей момент никак не рассматривается.

— Религиозная женщина может ходить на работу, водить машину…?

— Никаких проблем…

Спасибо тебе, Вс-вышний, что не создал меня женщиной…

— Правда ли, что женская религиозная жизнь гораздо легче, чем мужская?

— Да, конечно. Женщина не должна молиться в какой-то специально отведенный момент. Она может молиться один раз в течение дня.

— Может выбрать по желанию самую коротенькую молитву и произносить ее, когда вздумается?

— Да, конечно.

— Правда ли, что муж, согласно иудаизму, должен уважать жену больше, чем себя?

— Он должен любить ее как себя, а уважать больше, чем себя.

— Есть молитва, которая начинается словами: «Спасибо тебе, Вс-вышний, что не создал меня женщиной…».

— У женщин есть параллельное благословение: «Я благодарю тебя, Вс-вышний, что ты создал меня, как захотел…». Что бы чувствовать себя полноценной, женщине не надо видеть кого-то униженным. Понимаете?

— Правда ли, что женщина — существо высшего порядка, поэтому-то ей и молиться надо меньше, потому что она меньше нуждается в том, чтобы совершенствоваться?

— Женщина сотворена последней, а все, что Вс-вышний творил в более поздний срок — наисовершенно. Начинал с растений… предпоследним был мужчина, но последней — женщина.

То ли воля, то ли неволя…

— Как насчет того, что почти треть, а иногда и половина срока семейных, скажем так, отношений, уходят на состояние воздержания, чистоты?

— Талмуд как раз это рассматривает… Вещь, которая всегда разрешена, она через какое-то время уже неинтересна… Вы согласны? А запрещенный плод всегда сладок. Вс-вышний хочет, чтобы отношения между мужем и женой всегда сохраняли остроту. Представьте, какими глазами будет смотреть на Вас муж все дни воздержания, и как кинется к Вам, когда этот срок закончится.

— А если он захочет найти желаемое в другом месте?

— Сохранять верность жене — это записано в Алахе, так что религиозный муж будет честно дожидаться.

— И все-таки, должно быть что-то, чего нельзя делать религиозным женщинам, в отличие от светских, — упрямо возвращаюсь к началу…

Хава задумалась. Минут пять мы честно перебирали в голове, все, что знаем на этот счет.

— Религиозная женщина, даже если у нее оперный голос, не может петь «вживую» перед чужими мужчинами, — вспомнила Хава.