Из цикла «Мишна Йома», темы: Мишна, Трактат Йома
2. Прежде каждый, кто желал совершить возношение
Мишна первая
בָּרִאשׁוֹנָה, כָּל מִי שֶׁרוֹצֶה לִתְרֹם אֶת הַמִּזְבֵּחַ, תּוֹרֵם. וּבִזְמַן שֶׁהֵן מְרֻבִּין, רָצִין וְעוֹלִין בַּכֶּבֶשׁ, וְכָל הַקּוֹדֵם אֶת חֲבֵרוֹ בְאַרְבַּע אַמּוֹת זָכָה. וְאִם הָיוּ שְׁנֵיהֶם שָׁוִין, הַמְמֻנֶּה אוֹמֵר לָהֶם הַצְבִּיעוּ. וּמָה הֵן מוֹצִיאִין, אַחַת אוֹ שְׁתַּיִם, וְאֵין מוֹצִיאִין אֲגֻדָּל בַּמִּקְדָּשׁ
ПРЕЖДЕ КАЖДЫЙ, КТО ЖЕЛАЛ СОВЕРШИТЬ ВОЗНОШЕНИЕ золы С ЖЕРТВЕННИКА, СОВЕРШАЛ, А КОГДА ИХ БЫЛО МНОГО, БЕЖАЛИ ВВЕРХ ПО ПАНДУСУ, И КАЖДЫЙ, КТО ОБГОНЯЛ СВОЕГО ТОВАРИЩА К ЧЕТЫРЕМ ЛОКТЯМ, ВЫИГРЫВАЛ. А ЕСЛИ ДВА ОКАЗЫВАЛИСЬ РАВНЫМИ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ГОВОРИЛ ИМ: ВЫБРОСЬТЕ ПАЛЬЦЫ. И ЧТО они ВЫТЯГИВАЛИ? ОДИН палец ИЛИ ДВА, НО НЕ ВЫТЯГИВАЮТ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ В ХРАМЕ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЕРВОЙ
Эта мишна продолжает тему о «возношении золы» и сообщает, каким образом определяли каждый день, кто из когенов исполнит это служение. Следует сразу указать, что все когены были разделены на двадцать четыре смены, каждая из которых работала в Храме одну неделю. Каждая смена разделялась на шесть «отчих домов», каждый из которых работал один в один из шести будничных дней, а в субботу работали все кошены данной смены (Мнахот, 107б). Различные виды работ, которые должны были быть выполнены в Храме в течение дня, распределялись между когенами того «отчего дома», который служил в тот день. Однако сначала определение когена, который должен был совершить «возношение золы» (первую работу дня), не производилось по жребию; лишь позже было установлено, что «возношение золы» также должно разыгрываться по жребию (о чем будет говорить мишна вторая).
ВНАЧАЛЕ КАЖДЫЙ, КТО ЖЕЛАЛ СОВЕРШИТЬ ВОЗНОШЕНИЕ золы С ЖЕРТВЕННИКА — любой коген того «отчего дома», который работал в данный день, желавший исполнить служение «возношение золы», — СОВЕРШАЛ его.
Гемара разъясняет, что хотя все работы, производившиеся в Храме в течение дня, распределялись между когенами по жребию, к «возношению золы» первоначально это не относилось. Поскольку эта работа совершалась в самом начале рассвета, существовало опасение, что если поставить на жребий также и этот вид служения, не много найдется когенов, которые согласятся прервать свой сон в такое раннее время и встать, возможно, совершенно напрасно (лишь для того, чтобы не удостоиться совершить «возношение золы»). Поэтому было решено, что каждый, кто пожелает выполнить это работу, имеет на это право, и постоянно находились те, кто стремился удостоиться и был готов встать для этого пораньше.
А КОГДА ИХ — то есть когенов, желавших совершить «возношение золы», — БЫЛО МНОГО, то поступали так: эти когены БЕЖАЛИ ВВЕРХ ПО ПАНДУСУ, ведущему на жертвенник, который был длиной в тридцать два локтя, И КАЖДЫЙ, КТО ОБГОНЯЛ СВОЕГО ТОВАРИЩА К ЧЕТЫРЕМ ЛОКТЯМ — который первым вбегал в последние четыре локтя пандуса, примыкающие вверху к краю жертвенника, ВЫИГРЫВАЛ честь совершить «возношение золы».
А ЕСЛИ ДВА ОКАЗЫВАЛИСЬ РАВНЫМИ — если два когена достигали последних четырех локтей пандуса одновременно, то ни один из них не получал права совершить «возношение золы». В этом случае вызывали всех находившихся в Храме когенов и устраивали общую жеребьевку.
Она происходила так: ОТВЕТСТВЕННЫЙ за проведение жеребьевки ГОВОРИЛ ИМ — когенам, стоящим вкруг него: «ВЫБРОСЬТЕ ПАЛЬЦЫ» — чтобы считать их вместо самих когенов (потому что евреев запрещается пересчитывать).
Гемара приводит барайту, более подробно рассказывающую о том, как производилась жеребьевка. Ответственный подходил и снимал головной убор с одного из когенов в знак того, что с него начинается счет. Затем он называл какое-то большое число, заведомо превосходившее количество присутствовавших там когенов, — например, сто. Ответственный считал пальцы, выброшенные вперед когенами, начав с того когена, с головы которого он снял убор; закончив один круг, он начинал снова и снова, пока не достигал того числа, которое назвал вначале. Тот коген, на которого пришлось это число, удостаивался совершить «возношение золы».
Точно таким же образом производились все жеребьевки в Храме.
И ЧТО они — собравшиеся когены — ВЫТЯГИВАЛИ, когда ответственный говорил им: «Выбросьте пальцы»? ОДИН палец ИЛИ ДВА соседних пальца.
Гемара разъясняет, что два пальца разрешалось вытянуть тому, кто не мог вытянуть только один палец, держа остальные согнутыми, однако считались эти два пальца только как один.
НО НЕ ВЫТЯГИВАЮТ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ В ХРАМЕ во время жеребьевки.
Причину этого указывает Гемара: «…ИЗ-ЗА ОБМАНЩИКОВ». Когда счет подходил к концу и уже можно было представить себе, на ком он закончится, кто-нибудь мог вытянуть большой палец и какой-нибудь другой, далеко отстоящий от него, чтобы ввести в ошибку ответственного и заставить его просчитать два пальца вместо одного, тем самым закончив счет на этом обманщике.
Автор «Тосфот-Йомтов» замечает: получается, на первый взгляд, что тот коген, с которого ответственный снял головной убор, в течение всей жеребьевки стоял с непокрытой головой?! О том же пишут авторы «Тосафот» (Йома, 25а, «Вега баэйнан»): «Поскольку ответственный снимал головной убор с одного из них, то стыд и позор было тому стоять в храмовом дворе без головного убора!». Они отвечают, что, если судить по тому, что сказано в барайте, жеребьевка производилась не в храмовом дворе. Однако Рамбам (Законы о постоянных и дополнительных жертвоприношениях, 4:1) пишет иное: «И ответственный снимал головной убор с одного из них И ВОЗВРАЩАЛ ЕГО». Из этих слов следует, что ответственный возвращал снятый головной убор немедленно, так как было достаточно только указать того, с кого начинается счет.
В описании порядки жеребьевки мы следовали, в целом, комментарию Раши, и так же ее объясняет раввин Бартанура. Однако Рамбам занимает иную точку зрения, так как он пишет (Законы о постоянных и дополнительных жертвоприношениях, 4:3): «КАК ПРОИЗВОДЯТ ЖЕРЕБЬЕВКУ? СТАНОВЯТСЯ В КРУГ И ПРИХОДЯТ К СОГЛАСИЮ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦИФРЫ (то есть, не ответственный называет ее, как мы объясняли, а сами когены по общему согласию выбирают определенное число): ВОСЕМЬДЕСЯТ, СТО ИЛИ ТЫСЯЧА ИЛИ ЛЮБОЕ ЧИСЛО, НА КОТОРОЕ все СОГЛАСЯТСЯ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ ГОВОРИТ ИМ: ВЫБРОСЬТЕ ПАЛЬЦЫ, И ОНИ ВЫТЯГИВАЮТ СВОИ ПАЛЬЦЫ — ОДИН ИЛИ ДВА, А ЕСЛИ кто-то ВЫТЯНУЛ ТРИ, ЗАСЧИТЫВАЮТ ЕМУ ТРИ (то есть, считают все вытянутые пальцы: вытянувшему два — засчитывают два, вытянувшему три — засчитывают три). НО НЕ ВЫТЯГИВАЮТ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ В ХРАМЕ ИЗ-ЗА ОБМАНЩИКОВ, ПОТОМУ ЧТО БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ — КОРОТКИЙ, И ЕГО ЛЕГКО ВЫТЯНУТЬ И СОГНУТЬ (то есть, вытянувший большой палец может пересчитать все вытянутые пальцы других когенов и если увидит, что счет кончается на нем, оставит держать свой большой палец вытянутым, а если поймет, что в жеребьевке может выиграть стоящий после него, согнет свой большой палец и спрячет, так как этот палец легко и вытягивать, и сгибать), И ПОЭТОМУ У ТОГО, КТО ВЫТЯНУЛ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, ЭТОТ ПАЛЕЦ НЕ ЗАСЧИТЫВАЮТ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ НАЧИНАЕТ СЧЕТ С ОПРЕДЕЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ В САМОМ НАЧАЛЕ СНЯЛ СВОЙ ГОЛОВНОЙ УБОР, И СЧИТАЕТ ПАЛЬЦЫ, ПОВОРАЧИВАЯСЬ ПО КРУГУ СНОВА И СНОВА, ПОКА НЕ ДОЙДЕТ ДО ТОГО ЧИСЛА, НА КОТОРОЕ СОГЛАСИЛИСЬ».
2. Прежде каждый, кто желал совершить возношение
Мишна вторая
מַעֲשֶׂה שֶׁהָיוּ שְׁנֵיהֶם שָׁוִין וְרָצִין וְעוֹלִין בַּכֶּבֶשׁ, וְדָחַף אֶחָד מֵהֶן אֶת חֲבֵרוֹ, (וְנָפַל) וְנִשְׁבְּרָה רַגְלוֹ. וְכֵיוָן שֶׁרָאוּ בֵית דִּין שֶׁבָּאִין לִידֵי סַכָּנָה, הִתְקִינוּ שֶׁלֹּא יְהוּ תוֹרְמִין אֶת הַמִּזְבֵּחַ אֶלָּא בַפַּיִס. אַרְבָּעָה פְיָסוֹת הָיוּ שָׁם, וְזֶה הַפַּיִס הָרִאשׁוֹן
СЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ДВОЕ ВРОВЕНЬ БЕЖАЛИ ВВЕРХ ПО ПАНДУСУ, И ТОЛКНУЛ ОДИН ИЗ НИХ СВОЕГО ТОВАРИЩА, И тот УПАЛ И СЛОМАЛ НОГУ. И ПОСКОЛЬКУ УВИДЕЛИ мудрецы БЕЙТ-ДИНА, ЧТО ДОХОДЯТ ДО ОПАСНЫХ поступков, УСТАНОВИЛИ, ЧТОБЫ ВОЗНОШЕНИЕ ЗОЛЫ С ЖЕРТВЕННИКА СОВЕРШАЛИ ТОЛЬКО ПО ЖРЕБИЮ. ЧЕТЫРЕ ЖЕРЕБЬЕВКИ ПРОИЗВОДИЛИСЬ ТАМ, И ЭТА — ПЕРВАЯ ЖЕРЕБЬЕВКА.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ВТОРОЙ
Эта мишна — продолжение предыдущей. Она сообщает, что соревнование когенов в беге вверх по пандусу отменили после одного случая. Тогда было установлено, чтобы назначение того, кто совершит «возношение золы», определялось по жребию — так же, как для всех остальных работ в Храме.
СЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ДВОЕ когенов ВРОВЕНЬ БЕЖАЛИ ВВЕРХ ПО ПАНДУСУ жертвенника, чтобы выиграть право совершить «возношение золы», И ТОЛКНУЛ ОДИН ИЗ НИХ СВОЕГО ТОВАРИЩА, И тот УПАЛ И СЛОМАЛ НОГУ.
И ПОСКОЛЬКУ УВИДЕЛИ мудрецы БЕЙТ-ДИНА, ЧТО, соревнуясь в беге вверх по пандусу, ДОХОДЯТ ДО ОПАСНЫХ поступков, УСТАНОВИЛИ, ЧТОБЫ ВОЗНОШЕНИЕ ЗОЛЫ С ЖЕРТВЕННИКА СОВЕРШАЛИ не в результате выигрыша в соревновании в беге вверх по пандусу жертвенника, но ТОЛЬКО ПО ЖРЕБИЮ — в результате такой жеребьевки, о которой говорилось в предыдущей мишне.
ЧЕТЫРЕ ЖЕРЕБЬЕВКИ каждый день ПРОИЗВОДИЛИСЬ ТАМ — в Храме, чтобы определить, кто из когенов будет совершать данный вид служения, и четыре раза в день все когены собирались вместе для проведения этих жеребьевок; И ЭТА — жеребьевка с целью определения, кто из когенов совершит «возношение золы», — ПЕРВАЯ ЖЕРЕБЬЕВКА из четырех.
В барайте, которую цитирует Гемара, сказано, что коген, выигравший в этой жеребьевке, также раскладывал дрова на жертвеннике и приносил туда два больших полена, которые клал в огонь. Рамбам добавляет, что он же брал полный совок горящих углей с «внешнего жертвенника» и приносил их внутрь Храма для воскурения благовоний на «внутреннем жертвеннике» (Законы о постоянных и дополнительных жертвоприношениях, 4:5).
АВТОР «ТОСФОТ-ЙОМТОВ» пишет, что, как ему представляется, в нашей мишне говорится о жеребьевках в Храме во все остальные дни года, кроме Йом-Кипура, потому что все виды служения в Йом-Кипур не могли быть совершены никем, кроме первосвященника (как было сказано в предыдущей главе). В трактате Талмуда «Горайот» (126) и в нашем трактате (Йома, 33б) приводится барайта: «И ОТМЕНИЛИ ЖЕРЕБЬЕВКИ В ИЗБРАННЫЙ ПОСТ». Эти же слова есть в Слыхе «Как подниму голову….» в молитве Мусаф Йом-Кипура, однако в поэме «Порядок служения», которую читают также в Мусафе Йом-Кипура, упоминаются все четыре жеребьевки согласно их порядку. И пишет об этом автор труда «Маор»: «Знай, что авторы молитвенных поэм, которые внесли в “Порядок служения дня Йом-Кипура” четыре жеребьевки, все неправильно поняли нашу мишну, потому что жеребьевки, о которых сказано в ней, производились во все остальные дни года, но не в Йом-Кипур, так как все служение в нем не может быть исполнено никем, кроме первосвященника».
Однако Рамбан в своем комментарии к Талмуду «Милхамот — Гашем» возражает автору «Маора» и пишет, что невозможно, чтобы «все учителя наши, авторы молитвенных поэм» совершили ошибку. Кроме того, если это было бы так, четыре жеребьевки не упоминались бы в этой главе Мишны, излагающей служение Йом — Кипура по порядку, как противоречащие ее содержанию. И еще: невозможно, чтобы эти жеребьевки были упомянуты в Мишне без оговорки, что они относятся ко всем остальных дням года, кроме Йом-Кипура. И Рамбан делает вывод, что все четыре жеребьевки производились также и в Йом-Кипур.
Согласно же мнению Рамбама (Законы о служении в Йом-Кипур, 4:1) в Йом-Кипур производили жеребьевку, но, как следует из того, что он пишет там, только один раз: ради «возношения золы» и очистки жертвенника (см. «Тосфот-Йомтов», где этот вопрос обсуждается подробно).
2. Прежде каждый, кто желал совершить возношение
Мишна третья
הַפַּיִס הַשֵּׁנִי, מִי שׁוֹחֵט, מִי זוֹרֵק, וּמִי מְדַשֵּׁן מִזְבֵּחַ הַפְּנִימִי, וּמִי מְדַשֵּׁן אֶת הַמְּנוֹרָה, וּמִי מַעֲלֶה אֵבָרִים לַכֶּבֶשׁ, הָרֹאשׁ וְהָרֶגֶל, וּשְׁתֵּי הַיָּדַיִם, הָעֹקֶץ וְהָרֶגֶל, הֶחָזֶה וְהַגֵּרָה, וּשְׁתֵּי הַדְּפָנוֹת, וְהַקְּרָבַיִם, וְהַסֹּלֶת, וְהַחֲבִתִּין, וְהַיָּיִן. שְׁלשָׁה עָשָׂר כֹּהֲנִים זָכוּ בוֹ. אָמַר בֶּן עַזַּאי לִפְנֵי רַבִּי עֲקִיבָא מִשּׁוּם רַבִּי יְהוֹשֻׁעַ, דֶּרֶךְ הִלּוּכוֹ הָיָה קָרֵב
ВТОРАЯ ЖЕРЕБЬЕВКА — КТО СОВЕРШАЕТ ШХИТУ, КТО БРЫЗГАЕТ кровь, КТО ОЧИЩАЕТ ОТ САЖИ ВНУТРЕННИЙ ЖЕРТВЕННИК, КТО ОЧИЩАЕТ ОТ САЖЫ МЕНОРУ И КТО ПОДНИМАЕТ ЧАСТИ ТУШИ НА ПАНДУС: ГОЛОВУ И ЗАДНЮЮ НОГУ, ДВЕ ПЕРЕДНИЕ НОГИ, КРЕСТЕЦ И ЗАДНЮЮ НОГУ, ГРУДИНУ И ГОРТАНЬ, ОБЕ СТОРОНЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ, ВНУТРЕННОСТИ, МУКУ, ХАВИТИН И ВИНО — ТРИНАДЦАТЬ КОГЕНОВ УДОСТАИВАЛИСЬ В НЕЙ. СКАЗАЛ БЕН-АЗАЙ ПЕРЕД РАБИ АКИВОЙ ОТ ИМЕНИ РАБИ ЙЕГОШУА: КАК ОН ХОДИЛ, ТАК И БЫЛ ПРИНОСИМ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ТРЕТЬЕЙ
ВТОРАЯ ЖЕРЕБЬЕВКА производится для того, чтобы определить, кто из когенов исполняет работы, которые перечисляются далее.
КТО СОВЕРШАЕТ ШХИТУ ягненка, предназначенного для жертвоприношения тамид.
КТО БРЫЗГАЕТ на жертвенник кровь жертвы тамид.
Тот коген, на котором закончился счет, определенный для жеребьевки (как объяснялось в мишне первой), удостаивается совершить шхиту, а СЛЕДУЮЩИЙ за ним коген, стоящий справа от первого, назначается для того, чтобы принять в специальный сосуд кровь во время шхиты и затем брызнуть ее на жертвенник. (См. комментарий Бартануры, согласно которому, наоборот, тот коген, на котором закончился счет, принимает кровь и брызгает ее на жертвенник, а второй коген совершает шхиту. Как объясняется там, причина этого в том, что нанесение крови на жертвенник — более важной служение, чем шхита.)
КТО ОЧИЩАЕТ ОТ САЖИ ВНУТРЕННИЙ ЖЕРТВЕННИК — ТРЕТИЙ коген удостаиваться очистить от пепла и сажи жертвенник для воскурения благовоний, стоящий внутри храмового Чертога [то есть во внешнем зале здания Храма].
КТО ОЧИЩАЕТ ОТ САЖЫ МЕНОРУ — ЧЕТВЕРТЫЙ коген назначается для очищения храмовой Меноры от сажи и остатков фитилей и масла.
И КТО ПОДНИМАЕТ ЧАСТИ ТУШИ тамида НА ПАНДУС жертвенника. В трактате Мишны «Шкалим» (8:8) говорится, что когены складывали части туши тамида на нижней половине пандуса и собирались в Палате тесаных камней, чтобы прочитать молитву «Шма», а затем поднимали части туши на жертвенник.
Теперь перечисляются эти части туши в том порядке, в котором их заносят на жертвенник когены, удостоившиеся этого в результате этой жеребьевки.
ПЯТЫЙ коген удостаивается первым занести на пандус ГОЛОВУ И правую ЗАДНЮЮ НОГУ;
ШЕСТОЙ коген удостаивается нести за ним ДВЕ ПЕРЕДНИЕ НОГИ;
СЕДЬМОЙ коген удостаивается нести КРЕСТЕЦ — то есть заднюю нижнюю оконечность туши вместе с курдюком — И ЗАДНЮЮ левую НОГУ;
ВОСЬМОЙ коген удостаивается нести ГРУДИНУ — жирное мясо с грудной части туши — И ГОРТАНЬ — то есть шейную часть с теми отделами желудка, в которых откладывается жвачка, вместе с частью грудной клетки: двумя правыми и двумя левыми ребрами со скрепленными с ними дыхательным горлом, сердцем и легкими (Мишна, Тамид, 4:3);
ДЕВЯТЫЙ коген удостаивается нести ОБЕ СТОРОНЫ остальной грудной клетки, висящей на позвоночнике, вместе с селезенкой и печенью (там же);
ДЕСЯТЫЙ коген удостаивается нести ВНУТРЕННОСТИ, сложенные в специальный сосуд, и верхние части задних ног (от бедра до колена), положенные сверху;
ОДИННАДЦАТЫЙ коген удостаивается нести МУКУ для приношения минхи, сопровождающей тамид;
ДВЕНАДЦАТЫЙ коген удостаивается нести ХАВИТИН — мучное приношение первосвященника, состоявшее из 1/10 части эйфы пшеничной муки наивысшего качества, жареное в масле на мелком противне, которое первосвященник приносил ежедневно: половину утром и половину после полудня (Ваикра, 6:13-14);
И ТРИНАДЦАТЫЙ коген удостаивается принести ВИНО — четверть гина вина для возлияния на жертвеннике, сопровождающего жертвоприношение тамид.
Таким образом, ТРИНАДЦАТЬ КОГЕНОВ УДОСТАИВАЛИСЬ В НЕЙ — во второй жеребьевке — тех работ, которые были перечислены только что.
СКАЗАЛ БЕН-АЗАЙ ПЕРЕД РАБИ АКИВОЙ ОТ ИМЕНИ РАБИ ЙЕГОШУА: «КАК ОН ХОДИЛ — как ягненок ходил при жизни — ТАК И БЫЛ ПРИНОСИМ» — в том же самом порядке части его туши приносились на пандус.
Гемара приводит барайту: «Каков порядок, соответствующий тому, как он ходил? Голова и задняя нога, грудина и гортань, две передние ноги, две стороны грудной клетки, крестец и задняя нога». Однако первый танай считает, что та часть туши, которая больше других, приносится на пандус раньше. Но, во всяком случае, голову приносят первой, потому что сказано (Ваикра, 1:12): «И рассечет ее на ее части, и голову ее, и ее нутряное сало…», и отсюда следует, что голова и нутряной сало предшествуют всем остальных частям туши.
И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ПЕРВОГО ТАНАЯ (Рамбам, Законы о постоянных и дополнительных жертвоприношениях, 4:5). И так же разъясняет Гемара, что коген несет на пандус голову, а место шхиты закрывает нутряным салом, что является выражением почтения к Небесам, так как место шхиты испачкано кровью (см. Гемару Йома, 26а; 25б, Тосафот).
2. Прежде каждый, кто желал совершить возношение
Мишна четвертая
הַפַּיִס הַשְּׁלִישִׁי, חֲדָשִׁים לַקְּטֹרֶת בֹּאוּ וְהָפִיסוּ. וְהָרְבִיעִי, חֲדָשִׁים עִם יְשָׁנִים, מִי מַעֲלֶה אֵבָרִים מִן הַכֶּבֶשׁ וְלַמִּזְבֵּחַ
ТРЕТЬЯ ЖЕРЕБЬЕВКА — НОВЫЕ ДЛЯ ВОСКУРЕНИЯ ПРИДИТЕ НА ЖЕРЕБЬЕВКУ! А ЧЕТВЕРТАЯ — НОВЫЕ СО СТАРЫМИ: КТО ПОДНИМЕТ ЧАСТИ ТУШИ С ПАНДУСА НА ЖЕРТВЕННИК.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ЧЕТВЕРТОЙ
ТРЕТЬЯ ЖЕРЕБЬЕВКА производилась, чтобы назначить того, кто совершит воскурение благовоний. Ответственный за проведение жеребьевок провозглашал: «НОВЫЕ — то есть те когены, которые еще никогда в жизни не удостаивались чести совершить этот вид служения, — ДЛЯ ВОСКУРЕНИЯ благовоний ПРИДИТЕ НА ЖЕРЕБЬЕВКУ!».
Причина этого в том, что воскурение благовоний было особо любимо когенами из-за того, что совершивший его богател. То есть: этот вид служения ПРИВЛЕКАЛ Б-ЖЕСТВЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ТОГО, КТО ИМ ЗАНИМАЛСЯ, И ОНО ПРИНОСИЛО БОГАТСТВО. Намек на это есть в благословении Моше-рабейну (Дварим, 33:10-11): «Дадут Тебе обонять аромат воскурения… Благослови, Г-сподь, его достояние и к делу рук его благоволи». Поэтому когены строго следили за тем, чтобы каждый раз на эту жеребьевку приходили только те, кто еще ни разу не воскуряли благовоний. Барайта, которую приводит Гемара, сообщает, что никогда не было случая, что один и тот же коген воскурил благовония дважды за всю свою жизнь. Это означает, что «отчие дома» когенов были столь многочисленными, что ни разу не случилось, чтобы в каком-то из них не нашлось того, кто еще никогда не воскурял благовоний (ГАМЕИРИ).
А ЧЕТВЕРТАЯ жеребьевка начиналась с того, что ответственный провозглашал: «НОВЫЕ вместе СО СТАРЫМИ ПРИДИТЕ НА ЖЕРЕБЬЕВКУ!». То есть, придите все: и те, кто ни разу не удостоились совершить это служение, и те, кто его уже совершал. Поскольку на предыдущую, третью жеребьевку ответственный звал только новичков, перед четвертой жеребьевкой он должен был объявить, что теперь приглашает всех когенов — и «новых», и «старых».
На этой жеребьевке определяли, КТО ПОДНИМЕТ ЧАСТИ ТУШИ С ПАНДУСА НА ЖЕРТВЕННИК.
В предыдущей мишне мы учили, что когены, выигравшие во второй жеребьевке, вносили на пандус жертвенника части туши тамида и складывали их на его нижней половине с восточной стороны, а затем спускались с пандуса и собирались в Палате тесаных камней, чтобы прочитать «Шма». Теперь они производили новую жеребьевку, чтобы определить, кто поднимет части туши тамида с пандуса на сам жертвенник, чтобы их воскурить там и совершить возлияние вина. Комментаторы объясняют, что только один коген удостаивался чести вознести все части тамида на жертвенник (Раши и «Тосафот» к Йома, 266; Рамбам, Законы о постоянных и дополнительных жертвоприношениях, 4:8, 6:5; Гамеири), несмотря на то, что приносили их на пандус несколько когенов (как мы также учили в предыдущей мишне). Однако есть точка зрения, согласно которой части жертвы тамид поднимают с пандуса на жертвенник шесть когенов (и еще трое — несахим, то есть дары, сопровождающие жертвоприношение) — то же самое количество, что и число когенов, удостоившихся в результате второй жеребьевки занести части тамида на пандус («Тосфот-йешаним»; Рашаш).
2. Прежде каждый, кто желал совершить возношение
Мишна пятая
תָּמִיד קָרֵב בְּתִשְׁעָה, בַּעֲשָׂרָה, בְּאַחַד עָשָׂר, בִּשְׁנֵים עָשָׂר, לֹא פָחוֹת וְלֹא יוֹתֵר. כֵּיצַד. עַצְמוֹ בְּתִשְׁעָה. בֶּחָג, בְּיַד אֶחָד צְלוֹחִית שֶׁל מַיִם, הֲרֵי כָאן עֲשָׂרָה. בֵּין הָעַרְבַּיִם, בְּאַחַד עָשָׂר, הוּא עַצְמוֹ בְּתִשְׁעָה, וּשְׁנַיִם בְּיָדָם שְׁנֵי גְזִירֵי עֵצִים. וּבַשַּׁבָּת בְּאַחַד עָשָׂר, הוּא עַצְמוֹ בְּתִשְׁעָה, וּשְׁנַיִם בְּיָדָם שְׁנֵי בְזִיכֵי לְבוֹנָה שֶׁל לֶחֶם הַפָּנִים. וּבַשַּׁבָּת שֶׁבְּתוֹךְ הֶחָג, בְּיַד אֶחָד צְלוֹחִית שֶׁל מָיִם
ТАМИД ПРИНОСИТСЯ ДЕВЯТЬЮ, ДЕСЯТЬЮ, ОДИННАДЦАТЬЮ, ДВЕНАДЦАТЬЮ — НЕ МЕНЬШЕ И НЕ БОЛЬШЕ. КАКИМ ОБРАЗОМ? ОН САМ — ДЕВЯТЬЮ; В ПРАЗД НИК — В РУКЕ ОДНОГО СОСУД С ВОДОЙ: ВОТ УЖЕ ДЕСЯТЬ; ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ — ОДИННАДЦАТЬЮ: ОН САМ ДЕВЯТЬЮ, И еще ДВА — В ИХ РУКАХ ДВА БОЛЬШИХ ПОЛЕНА; А В СУББОТУ — ОДИННАДЦАТЬЮ: ОН САМ — ДЕВЯТЬЮ, И еще ДВА — В ИХ РУКАХ ДВА СОСУДА С ЛАДАНОМ ДЛЯ хлеба ЛЕХЕМ ГАЛАНИМ; А В СУББОТУ ВНУТРИ ПРАЗДНИКА — В РУКЕ ОДНОГО СОСУД С ВОДОЙ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЯТОЙ
ТАМИД — ежедневное жертвоприношение всесожжения — ПРИНОСИТСЯ ДЕВЯТЬЮ когенами, приносившими его части и сопровождающие его несахим на пандус жертвенника; а иногда — ДЕСЯТЬЮ когенами, или ОДИННАДЦАТЬЮ, или ДВЕНАДЦАТЬЮ когенами — но никогда НЕ МЕНЬШЕ девяти когенов И НЕ БОЛЬШЕ двенадцати.
КАКИМ ОБРАЗОМ получаются эти числа?
ОН — тамид — САМ — то есть только он сам вместе с сопровождающими его минхой и возлиянием вина — приносится ДЕВЯТЬЮ когенами (как сообщила нам выше мишна третья). А именно: ПЕРВЫЙ коген приносил голову и правую заднюю ногу тамида, ВТОРОЙ коген — две передние ноги, ТРЕТИЙ — крестец и левую заднюю ногу, ЧЕТВЕРТЫЙ — грудину и гортань, ПЯТЫЙ — обе стороны грудной клетки, ШЕСТОЙ — внутренности, СЕДЬМОЙ — муку, ВОСЬМОЙ — хавитин и ДЕВЯТЫЙ — вино.
Некоторые комментаторы считают, что эта мишна излагается согласно мнению раби Элиэзера, сына Яакова, считающего, что четвертую жеребьевку не производили, но те самые когены, которые заносили тамид и его несахим на пандус жертвенника, затем поднимали все это с пандуса на сам жертвенник (Раши к Йома, 26б). Впрочем, в конце объяснения предыдущей мишны мы точку зрения тех комментаторов (а именно, «Тосфот-йешаним» и Рашаша), которые полагают, что честью поднять частей тамида с пандуса на жертвенник удостаивались также девять когенов — то же самое число когенов, что и для приноса частей тамида на пандус. Поэтому, согласно мнению этих комментаторов, эта мишна — не самостоятельная, а примыкает к предыдущей и является ее прямым продолжением, дополняя ее сообщением о том, как поднимают части тамида и его несахим с пандуса на жертвенник, чтобы воскурить подлежащее воскурению и совершить возлияние вина.
В ПРАЗДНИК — то есть в праздник Сукот, когда, кроме вина, на жертвенник возливали также воду, — В РУКЕ ОДНОГО СОСУД с водой — за перечисленными выше когенами поднимался еще один, несший в руке специальный сосуд с водой для возлияния: ВОТ УЖЕ ДЕСЯТЬ когенов, занимавшихся совершением жертвоприношения тамид утром. ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ — тамид приносился уже ОДИННАДЦАТЬЮ когенами. А именно: ОН САМ ДЕВЯТЬЮ — как было разъяснено выше по отношению к принесению утреннего тамида, И еще ДВА других когена поднимались на жертвенник, и В ИХ РУКАХ были ДВА БОЛЬШИХ ПОЛЕНА для того, чтобы для сожжения послеполуденного тамида добавить эти два полена в костер на жертвеннике, в котором сжигали жертвоприношения.
Необходимость этого служения мудрецы выводят из текста Торы. Сказано (Ваикра, 1:7): «И разложат дрова на огне»; это не может быть сказано об утреннем тамиде, потому что о нем сказано отдельно (Ваикра, 6:5): «И будет сжигать на нем коген поленья каждое утро», следовательно, речь идет о тамиде послеполуденном. Из этого следует, что для его сожжения так же, как утром, следует поднять на жертвенник два больших полена, и их приносили уже два когена. (Как мы уже упоминали, утром эти два полена приносил один коген — тот самый, которые удостаивался чести совершить «возношение золы»).
А В СУББОТУ утренний тамид совершался ОДИННАДЦАТЬЮ когенами: ОН САМ — ДЕВЯТЬЮ — как было разъяснено выше, И еще ДВА когена — В ИХ РУКАХ были ДВА СОСУДА С ЛАДАНОМ ДЛЯ хлеба ЛЕХЕМ ГАЛАНИМ. На «золотой стол» внутри Храма, где раскладывали лехем гапаним, следовало положить два плоских сосуда с ладаном — как написано в Торе (Ваикра, 24:5-7): «И возьмешь лучшей пшеничной муки и испечешь из нее двенадцать хлебов… и положишь их в двух [местах на столе] определенном порядком — по шесть определенным порядком… И ДАШЬ каждому ПОРЯДКУ хлебов ЧИСТОГО ЛАДАНА, И БУДЕТ он ПРИ ХЛЕБЕ РАДИ НАПОМИНАНИЯ ОГНЕПАЛИМОЙ жертвой Б-ГУ». Это значит, что каждую субботу, когда с «золотого стола» снимали лехем гапаним, вместе с ним со стола забирали две миски с ладаном и воскуряли его на «внешнем жертвеннике», и это служение исполняли два когена.
А В СУББОТУ ВНУТРИ ПРАЗДНИКА — в хол-гамоэд Сукот — когда приносили на жертвенник утренний тамид, В РУКЕ еще ОДНОГО когена был СОСУД С ВОДОЙ для возлияния на жертвеннике. Таким образом, совершением утреннего жертвоприношения тамид тогда были заняты уже двенадцать когенов.
Гемара делает из этого вывод, что возлияние воды в праздник Сукот совершали только при утреннем принесении тамида, потому что если бы это делали также во время принесения послеполуденного тамида в хол-гамоэд Сукот, то в нем также тогда участвовали бы двенадцать когенов. А именно: девять — для принесения частей туши самого тамида, двое — для принесения двух поленьев и один — для возлияния воды. Однако из нашей мишны ясно следует, что возлияние воды производилось лишь утром, но не при совершении послеполуденного жертвоприношения тамид.
2. Прежде каждый, кто желал совершить возношение
Мишна шестая
אַיִל קָרֵב בְּאַחַד עָשָׂר, הַבָּשָׂר בַּחֲמִשָּׁה, הַקְּרָבַיִם וְהַסֹּלֶת וְהַיַּיִן בִּשְׁנַיִם שְׁנָיִם
МОЛОДОЙ БАРАН ПРИНОСИТСЯ ОДИННАДЦАТЬЮ: МЯСО — ПЯТЬЮ, ВНУТРЕННОСТИ, МУКУ И ВИНО — по ДВА, ПО ДВА.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ШЕСТОЙ
Эта мишна учит, что только ягненок в первом году своей жизни (например, как жертвоприношение тамид) приносится на жертвенник девятью когенами, но любое другое жертвоприношение требует большего количества когенов.
МОЛОДОЙ БАРАН — баран на втором году своей жизни, предназначенный для жертвоприношения, — ПРИНОСИТСЯ на жертвенник ОДИННАДЦАТЬЮ когенами.
А именно: МЯСО — пятью, как выше было сказано о принесении на жертвенник тамида: ПЕРВЫЙ коген приносит голову и правую заднюю ногу, ВТОРОЙ коген — две передние ноги, ТРЕТИЙ — крестец и левую заднюю ногу, ЧЕТВЕРТЫЙ — грудину и гортань, ПЯТЫЙ — обе стороны грудной клетки.
ВНУТРЕННОСТИ — которые у барана более тяжелые, чем у ягненка (Гамеири), МУКУ И ВИНО — которых вместе с бараном приносится больше, чем с ягненком: МУКИ вместе с ягненком приносят один исарон, а с бараном — два, ВИНА же с ягненком — четверть гина (то есть три лога), а с бараном — треть гина (четыре лога), — приносят ПО ДВА, ПО ДВА когена каждое из этих приношений. Следовательно, внутренности, муку и вино несут шесть когенов, а вместе с пятью, приносящими мясо, всего получается одиннадцать когенов.
2. Прежде каждый, кто желал совершить возношение
Мишна седьмая
פַּר קָרֵב בְּעֶשְׂרִים וְאַרְבָּעָה, הָרֹאשׁ וְהָרֶגֶל, הָרֹאשׁ בְּאֶחָד, וְהָרֶגֶל בִּשְׁנַיִם. הָעֹקֶץ וְהָרֶגֶל, הָעֹקֶץ בִּשְׁנַיִם, וְהָרֶגֶל בִּשְׁנַיִם. הֶחָזֶה וְהַגֵּרָה, הֶחָזֶה בְּאֶחָד, וְהַגֵּרָה בִּשְׁלשָׁה. שְׁתֵּי יָדַיִם בִּשְׁנַיִם. שְׁתֵּי דְפַנּוֹת בִּשְׁנַיִם. הַקְּרָבַיִם וְהַסּלֶת וְהַיַּיִן בִּשְׁלשָׁה שְׁלשָׁה. בַּמֶּה דְבָרִים אֲמוּרִים. בְּקָרְבְּנוֹת צִבּוּר. אֲבָל בְּקָרְבַּן יָחִיד, אִם רָצָה לְהַקְרִיב, מַקְרִיב. הֶפְשֵׁטָן וְנִתּוּחָן שֶׁל אֵלּוּ וָאֵלּוּ שָׁוִין
БЫК ПРИНОСИТСЯ ДВАДЦАТЬЮ ЧЕТЫРЬМЯ. ГОЛОВУ И НОГУ: ГОЛОВА — ОДНИМ И НОГА — ДВУМЯ; КРЕСТЕЦ И НОГУ: КРЕСТЕЦ — ДВУМЯ И НОГА — ДВУМЯ; ГРУДИНУ И ГОРТАНЬ: ГРУДИНУ — ОДНИМ И ГОРТАНЬ — ТРЕМЯ; ДВЕ ПЕРЕДНИЕ НОГИ — ДВУМЯ; ОБЕ СТОРОНЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ — ДВУМЯ; ВНУТРЕННОСТИ, МУКУ И ВИНО — ПО ТРИ, ПО ТРИ. О ЧЕМ ЭТО СКАЗАНО? ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ, ОДНАКО ПРИ совершении ЛИЧНЫХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ — ЕСЛИ ЗАХОТЕЛ ПРИНЕСТИ, ПРИНОСИТ. СВЕЖЕВАНИЕ ИХ И РАЗДЕЛКА И ТЕХ, И ТЕХ ОДИНАКОВЫ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ СЕДЬМОЙ
БЫК ПРИНОСИТСЯ ДВАДЦАТЬЮ ЧЕТЫРЬМЯ когенами. Поскольку части его туши — очень тяжелые, а муки и вина вместе с быком приносят больше, чем вместе с бараном (три исарона муки и половину гина вина), для принесения на пандус жертвенника предназначенного для жертвоприношения быка требуется двадцать четыре когена.
ГОЛОВУ И НОГУ быка несут три когена — в отличие от ягненка и барана, голову и правую заднюю ногу которых несет только один коген. ГОЛОВА же быка приносится ОДНИМ когеном, И НОГА — правая задняя (Рамбам) — ДВУМЯ когенами вместе.
КРЕСТЕЦ — то есть заднюю нижнюю оконечность туши — И левую заднюю НОГУ быка приносят четыре когена — в отличие от ягненка и барана, крестец и ногу которых несет только один коген. А именно, КРЕСТЕЦ быка приносится на пандус ДВУМЯ когенами, И НОГА-ДВУМЯ, что в общей сумме составляет семь.
ГРУДИНУ И ГОРТАНЬ быка приносят на пандус жертвенника четыре когена — в отличие от грудины и гортани ягненка и барана, которых несет только один коген. ГРУДИНА же быка приносится ОДНИМ когеном, И ГОРТАНЬ — ТРЕМЯ, что в общей сумме составляет одиннадцать.
ДВЕ ПЕРЕДНИЕ НОГИ приносятся ДВУМЯ когенами, что в общей сумме составляет тринадцать.
ОБЕ СТОРОНЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ приносятся ДВУМЯ когенами, что составляет уже пятнадцать.
ВНУТРЕННОСТИ, МУКУ И ВИНО — ПО ТРИ, ПО ТРИ, то есть каждое из этих трех приношений несут три когена, то есть всего — девять. Вместе же со всеми перечисленными выше получается двадцать четыре.
О ЧЕМ ЭТО СКАЗАНО — что каждое жертвоприношение требует участия многих когенов, и различные виды служения при совершении жертвоприношений распределяются между когенами по жребию?
ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ — как, например, тамид или мусаф в субботу и праздники, когда в жертву приносят баранов и быков; ОДНАКО ПРИ совершении ЛИЧНЫХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ — ЕСЛИ ЗАХОТЕЛ один коген
ПРИНЕСТИ все, ПРИНОСИТ даже без проведения жеребьевки (Раши; Бартанура; и см. также «Тосфот-Йомтов»).
СВЕЖЕВАНИЕ ИХ — снятие шкур с туш — И РАЗДЕЛКА — разделение туш на части — И ТЕХ, И ТЕХ — то есть и общественных жертвоприношений, и личных — ОДИНАКОВЫ. А именно, на эти работы не обязательно требуется коген, но их разрешается производить также постороннему еврею — и к тому же без предварительной жеребьевки.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.