Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Галаха передавалась из поколения в поколения, от пророков к судьям, а затем к мужам Великого собрания.

А Старейшины — Пророкам. Эли hаКоhен, последний из Судей, передал Тору Шмуэлю, первому из Пророков

— Шмуэль разделил Коhаним на 16 смен для службы при Мишкане (Таанит 27а, до этого, как сказано выше, Моше разделил Коhаним на 8 смен).
— Шмуэль, приведя доказательства из письменной Торы, провозгласил закон, разрешающий тому, кто не является Коhеном, убивать жертвенное животное (Брахот 31б; возможно, это был один из законов, забытых во время траура по Моше, см. Тмура 16а).
— От суда Шмуэля был через поколения передан закон, что только мужчинам Моава и Аммона запрещено входить в общину Израиля (то есть жениться на еврейках) в то время, как женщины из этих народов могут сделать это, выйдя замуж за еврея (Евамот 77а). Однако Рамбам (hИльхот Исурей Биа 12, 18) пишет, что это hалаха леМоше миСинай, hалаха, полученная Моше на горе Синай.

Пророки передавали Тору один другому: Шмуэль передал ее царю Давиду (см. Мидраш Шмуэль 22: Рав hУна, цитируя рабби Йоси, говорит, что в ту самую ночь, когда Давид бежал от Шауля, он узнал от Шмуэля больше, чем лучший ученик может выучить за сто лет). Давид ввел следующие нововведения:

(1) он разделил Коhаним на 24 смены для службы при Мишкане (Таанит 27а);
(2) включил слова аль Йисраэль амэха вэаль Ерушалайим ирэха, то есть: «[смилуйся] над Израилем, народом Твоим и над Иерусалимом, градом Твоим», в третье благословление Биркат hаМазон, благодарственной молитвы, произносимой после еды (Брахот 48б);
(3) провозгласил, что еврей обязан ежедневно произносить сто благословений (Тур, Орах Хаим 45).

Давид постановил, что запрет йихуда (уединения мужчины с женщиной, которая ему запрещена) распространяется даже на уединение с незамужней женщиной (на которой ему было бы позволено жениться; Авода Зара 36б).

Пророки ввели чтение hАлеля после спасения евреев от опасности (Псахим 117а).

Давид передал Тору Ахии hаШилони, в дни которого действовал суд царя Шломо (Маккот 23б).

Шломо

— ввел Эрувин (т.е. эрувин хацейрот (Раши) — раввинистический запрет переносить предметы в Шабат из одного частного владения в другое и разрешенный hалахой метод делать это (см. Общее введение в трактат Эрувин, издание Artscroll) );
— практику омовения рук (Эрувин 21б);
— произнесение слов аль hабайит hагадоль вэ hакадош, «[смилуйся] над Храмом великим и святым», в третьем благословении Биркат hаМазон (Брахот 48б).
— Он разрешил пользоваться дорогами, пересекающими поля, находящиеся в частных владениях, если на них не растет урожая (Бава Камма 81б; Рамбам, hИльхот Низкей Мамон 5, 4);
— запретил вступать в брак, разрешаемый Письменной Торой, некоторым видам родственников (Евамот 21а);
— а также установил,что Биркат (благословение) Коhаним, произносится во время молитв.
— Кроме того, он возвел в Храме двое ворот: одни — для женихов, а другие — для скорбящих (Пиркей дерабби Элиэзер 17, Рош, Моед Катан §93) ).

Учителем Шломо был Шими, сын Геры (Брахот 8а).

Ахия hаШилони передал Тору Элияhу hаНави. (Это соответствует взгляду Рамбама, что Элияhу — это не имя, под которым позже был известен Пинхас (см. Бава Батра 121б с Раши). Однако среди мудрецов существует и противоположное мнение. В книге Малахи 2,4 и далее написано: «И следует вам знать … Завет Мой был с ним, жизнь и мир … Тора Истинная была на устах его, и несправедливость не пребывала на губах его; в мире и праведности ходил он со Мной и многих отвратил от греха. Ибо губы Коhена будут хранить знание и Тору будут искать из уст его, ведь ангел Г-спода Цеваота он». Рабби Вельвель из Бриска (Йицхак Зев Соловейчик) объяснил эти стихи следующим образом, исходя из мнения, что Пинхас был Элияhу: Тора будет всегда передаваться от мудреца к мудрецу. Даже в случае разрыва в несколько поколений, Тору тем не менее вновь передаст Элияhу, который сам получил ее для своего поколения. Таким образом, фраза Завет Мой был с ним, жизнь и мир, относится к Пинхасу, получившему Завет мира от Б-га. И ибо губы Коhена будут хранить знание — это тоже о Пинхасе, так как он (будучи Коhеном) сохранит Тору и все, что передается из уст в уста, для еврейского народа; а они, [еврейский народ], Тору будут искать из уст его, так как от него востребуют и восстановят Тору для еврейского народа [в конце дней, когда должен прийти Элияhу hаНави].

Отец Вельвеля, рабби Хаим из Бриска, объясняет, почему Пинхас заслужил быть одним из хранителей Торы и всего материала, передаваемого через поколения, и восстановить все это для евреев. В эпизоде с Зимри (Бамидбар, глава 25) hалаха, которую следовало применить, была забыта и только Пинхас сумел вспомнить ее. Он сказал Моше: «Я узнал от тебя, что если еврей вступил в сношение с арамейской женщиной, то ревнители закона могут убить его» (см Раши к Бамидбар, 25, 7). Моше ответил, что тот, кто вспомнил Закон, и должен его исполнить. Поэтому точно так же, как Пинхас восстановил hалаху в то время, логично, что он может быть и тем, кто восстановит Закон для еврейского народа в конце дней. Таким образом, совершенно очевидно говоря о Пинхасе, Малахи провозглашает: Тора Истинная была на устах его (т.е. Пинхас мгновенно вспоминал надлежащую hалаху), и он многих отвратил от греха (этим он не дал другим последовать примеру Зимри). Поэтому губы Коhена будут хранить знание и Тору будут искать из уст его также и в эру Машиаха).

Элияhу жил во времена суда царя Еhошафата. Этот суд запретил ритуально нечистому человеку, уже совершившему погружение в микве (ритуальном бассейне), но до заката еще считающемуся нечистым (такой человек называется тевуль йом) входить в место расположения Левиим (Евамот 7б).

Элияhу далее передал Тору Элише, а Элиша — Еhояде hаКоhену [Мелахим 2, 11, 9] (он был Коhен hаГадоль, т. е. Первосвященник). Одно из его объяснений [стиха Вайикра 5, 19, который гласит: «Это жертва повинная, он определенно провинился перед Г-сподом»] записано в Мишне (Шкалим 6:6). [Первая часть «Это жертва повинная» означает, что жертвоприношение едят Коhаним, в то время, как вторая часть «он определенно провинился перед Г-сподом» означает, что жертвоприношение приносится Г-споду; Еhояда hаКоhен объяснил, что мясо приносится Г-споду, а кожа — Коhаним]. Еhояда передал Тору своему сыну Зехарье (который был убит. Песихта деЭйха Рабба, 23 утверждает, что он был Ав Бейт Дин, глава Суда своего времени), Зехарья — hОшее, hОшея — Амосу, а Амос — Ешаяhу (которого убил его внук Менаше, Евамот 49б). Хизкияhу и его суд действовали при жизни Ешаяhу и издали

— декреты о ритуальной нечистоте идолов (Санhедрин 12а с Раши и Тосефот)
— и об отделении десятины от овощей (см. Недарим 55а и Раши к Маккот 23б).
— Когда ассирийский царь Санхерив осаждал Иерусалим (Мелахим 2, 18,17—19,35), Хизкияhу составил молитву: hаШем Элокэй Йисраэль, шув мэхарон апэха, то есть Г-споди, Б-же Израиля, отвратись от гнева великого Твоего [Шемот 32, 12]; мы произносим эту молитву каждыей понедельник и четверг как часть молитвы Таханун (см. рабби Яаков из Лиссы в Сидуре Дерех Хаим).

Затем Ешаяhу передал Тору Михе, Миха — Йоэйлю, Йоэйль — Нахуму, Нахум — Хавакуку, Хавакук — Цефанье, Цефанья — Йирмеяhу, Йирмеяhу — Баруху бен Нерия [Йирмеяhу 32, 12] (ниже, в разделе II, будет сказано, что учеником Баруха бен Нерия был Эзра, один из Мужей Великого Собрания; см. также Рамбам, Введение в Мишне Тора); и так до Хаггая, Зехарьи и Малахи, бывшими последними Пророками и первыми Мужами Великого Собрания, как сказано: … а Пророки передали ее Мужам Великого Собрания (Авот 1,1).

Б. Мужи Великого Собрания

Аншей Кнесет hаГдола, Мужи Великого Собрания, — это 120 мудрецов, среди которых были Хаггай, Зехарья, Малахи (в Гемаре (Мегила 15а) находим спор по поводу того, кто такой Малахи: некоторые утверждают, что в действительности это был Мордехай, а другие — что это был Эзра; третье мнение заключается в том, что у Малахи не было другого имени; Гемара заключает, что, по всей вероятности, это был Эзра, однако Рамбам придерживается третьего мнения), Сэрая, Рээлая [Эзра, 2, 2], Мордехай Бильшан (т.е. Мордехай из книги Эстер), Эзра, Нехемья бен Хахалья, Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья [Даниэль 1, 6]. Их называют Эзра и его суд (Рамбам, Введение в Мишне Тора), поскольку он был Верховным Судьей. Их называют также окружением Эзры (Танна деВей Элияhу Рабба 6).

Эзра был бы достоин того, чтобы Тора была дана еврейскому народу через него, если бы до него не было Моше (Санhедрин 21б). Он был учеником Баруха бен Нерия (Мегила16б).

Они назывались Мужами Великого Собрания, потому что вновь поместили корону в надлежащее место. Имеется в виду, что Моше провозгласил: hаКэль hаГадоль, hаГибор вэhаНора, Б-г Великий, Могучий и Внушающий трепет (Дварим 10, 17); позже Йирмеяhу счел нужным удалить слово вэhаНора, и Внушающий трепет, [Йирмеяhу 32, 18], а Даниэль удалил слово hаГибор, Могучий [Даниэль 9, 4], в то время, как Мужи Великого Собрания восстановили оба термина (Йома 69б).

Они также составили благословения, молитвы, кедушот и hавдалот (Брахот 33а). Под руководством Мордехая и Эстер они ввели празднование Пурима. Вдобавок они написали книги Ехезкеля, Двенадцати Пророков, Даниэля и Эстер (Бава Батра 15) Перевод Пророков на арамейский язык Йонатана бен Узиэля исходил от Хагая, Зехарьи и Малахи (Мегила 3а. См Маhарша к этому месту. Он пишет, что Йонатан бен Узиэль был величайшим учеником hИлеля, жившим за сто лет до разрушения Второго Храма. Поэтому несомненно, что Йонатан никогда не видел Хагая, Зехарью и Малахи, живших в первые годы Второго Храма. Гемара скорее имеет в виду, что Йонатан через поколения получил перевод, исходящий от более ранних Пророков. См. также Меири, Введение в Авот, где приводится подобное же объяснение). От Хагая, Зехарьи и Малахи исходили также многие hалахические решения, переданные через поколения и записанные в Гемаре (см. Хулин 137б, Назир 53а, Рош hаШана 19б, Евамот 16а, Кидушин 43а).

Нам передано от Мужей Великого Собрания, что если в в Танахе сказано: Вайhи бимей …., И было в дни такого-то, то это указывает, что далее сообщается о несчастьях (Мегила 10б).

Последним из этой группы был Шимон hаЦадик, праведник (Рамбам, Введение в Мишне Тора), как говорится в Мишне: Шимон hаЦадик был одним из последних Мужей Великого Собрания (Авот 1,2). Однако другие понимают это так, что Мишна говорит только, что Шимон не жил в первые годы Второго Храма, в дни Эзры (Раши к Авот 1, 2).

Мужи Великого Собрания сказали три вещи (то есть сформулировали три основополагающих поучения):

(1) судите обдуманно,
(2) воспитывайте больше учеников,
(3) возводите защитную ограду вокруг Торы

(Авот 1, 1).

Эзра провозгласил десять декретов (Бава Камма 82а. Они таковы:

(а) нужно читать Тору во время Минхи в Шабат;
(б) трое мужчин должны быть вызваны, чтобы читать три стиха Торы каждый понедельник и четверг;
(в) постоянные суды должны собираться в каждом городе каждый понедельник и четверг;
(г) одежду надо стирать в четверг в честь Шабата;
(д) в пятницу нужно есть чеснок;
(е) в день, когда женщина печет хлеб, она должна встать и начать печь рано, чтобы испечь немного хлеба для бедных;
(ж) женщина должна носить нижнюю юбку (по Раши: штаны) в целях скромности и строгости;
(з) женщина должна тщательно расчесать волосы перед погружением в микву;
(и) торговцы должны разъежать по городам, чтобы дать женщинам возможность купить ювелирные изделия и другие украшения для услаждения их мужей;
(к) тот, у кого произошло семяизвержение, не должен изучать Тору до погружения в микву).

Некоторые придерживаются мнения, что каждое анонимное установление в Гемаре принято Эзрой.

Обычай ударять ивовыми ветвями (аравот) в hОшана Рабба, седьмой день праздника Суккот, исходит от Пророков Хагая, Зехарьи и Малахи (Сукка 44а).

Среди декретов, провозглашенных членами Великого Собрания были такие:

— Даниэль издал декрет, что еврею запрещено употреблять растительное масло или вино нееврея (Авода Зара 36а, растительное масло было впоследствии дозволено более поздними мудрецами, см. там же);
— Нехемья запретил переносить некоторые предметы в Шабат (Шабат 123б), но этот декрет относился только к его поколению (Тосефот к Бава Камма 24б);
— Хагай, Зехарья, Малахи, Зерубавель и Еhошуа Первосвященник [Хагай 1, 1] запретили евреям есть хлеб нееврея (Мидраш Танхума к Ваейшев);
— Эзра наказал Левиим, объявив, что им больше не дается десятина (Евамот 86б).

(Декрет о нечистоте жидкостей был принят до времени Хагая и Великого Собрания (Псахим 17а с Раши) ).

Мужи Великого Собрания на практике выполняли то, что они проповедовали. Они были первыми из тех, кто следовал принципу возводите защитную ограду вокруг Торы в точности, как сами учили.

Самая первая мишна Талмуда (Брахот 1, 1) говорит о защитной ограде вокруг Торы, обязанности произносить вечернюю молитву Шма до полуночи. Так, Мехильта (Бо 6, 8) говорит: «Почему мудрецы установили полночь в качестве предельного срока? Чтобы отдалить человека от греха, создать ограду вокруг Торы и выполнить слова Мужей Великого Собрания, говоривших: судите обдуманно, воспитывайте больше учеников, возводите защитную ограду вокруг Торы».

Антигнос

Антигнос из Сохо и его суд приняли Тору от них (Рамбам, Предисловие к Мишне Тора). Среди членов его суда был рабби Элиезер бен Харсом [Йома 35б], чрезвычайно богатый человек. О нем говорили, что он подверг всех богачей небесному суду, ибо несмотря на его великое богатство, его постоянным занятием было изучение Торы. Два ученика Антигноса, Цадок и Байтус, стали еретиками, и от них произошли испорченные саддукеи и боэтусеи.

В. Пары

Йосей бен Йоэзер из Црейды (по Рамбаму, Введение в Мишне Тора — не Йосей, а Йосеф; он был Коhен, и его называли праведником среди Коhаним; как сказано в Берейшит Рабба, он был убит греками) и Йосей бен Йоханан из Иерусалима приняли Тору от них (Авот 1, 4), то есть от Антигноса и его суда (Рамбам, там же). Некоторые считают, что Йосей бен Йоэзер и Йосей бен Йоханан получили Тору также от Шимона hаЦадика и следовательно от них означает от Шимона и Антигноса (Рабейну Йона к Авот 1, 4).

Они были первой из пар. Йосей бен Йоэзер служил в качестве Наси, главы государства, в то время, как Йосей бен Йоханан был Ав Бейт Дин (главой Санhедрина, т.е. Синедриона, Верховного Суда; см. Хагига 16 а, б).

Они ввели новые законы о нечистоте, касающиеся земель нееврея и стеклянных сосудов (Шабат 14б).

Еhошуа бен Прахья и Нитай из Арбеля получили Тору от них (Авот 1, 6). Первый из них был Наси, а второй — Ав Бет Дин (Хагига, там же). Йоханан Коhен hаГадоль (Первосвященник) Хашмонай и его сыновья жили в их время.

Суд Хашмонаев

— ввел запрет брать нееврейку в сожительницы и установил наказание плетьми за нарушение этого запрета (Авода Зара 36б, Рамбам hИльхот Исурей Биа 12, 2).
— Они ввели восьмидневное празднование Хануки вместе с заповедями зажигать свечи и воздавать хвалы и благодарности Б-гу в этот праздник (Шабат 21б).
— А также, когда были побеждены саддукеи, они начали устанавливать празднования, упомянутые в Мегилат Таанит.

Позже, незадолго до появления поколения Шмайи и Автальона, суд Хашмонаев запретил:

— отцу учить сына греческой мудрости,
— выращивать свиней

(Сота 49б).

***

Еhуда бен Табай и Шимон бен Шатах получили Тору от них (Авот 1, 8). В Гемаре (Хагига 16б) зафиксированы противоречивые мнения по поводу того, кто из них был Наси, а кто Ав Бейт Дин. Сестрой Шимона бен Шатах была царица Саломея Александра, жена царя Янная. Когда Яннай казнил всех мудрецов, мир был безутешен. В конце концов, Шимон бен Шатах, благодаря своим великим познаниям, вернул Торе ее былое величие (Кидушин 66а).

Он также постановил, что

— каждый еврейский ребенок должен посещать школу, где изучают Тору (Иерусалимский Талмуд, Кетубот 8, 1);
— вся собственность мужчины становится залогом, гарантирующим оплату Кетубы (брачного контракта) его жены (Кетубот 82б).

Авторство молитвы Нишмат, Душа, включаемой в молитву Шахарит в Шабат и Пасхальную Агаду, также приписывается ему (Сидур Коль Бо; указывает на это то, что, начальные буквы стихов этой молитвы:

Нишмат, Душа всего живого да восславит Имя Твое (буква Нун);
Вэилу фину (в некоторых версиях, например Нусах Сефард, в других версиях — Илу фину), И если бы уста наши были полны песней, как море (буква Вав);
Ад hэйна азаруну, До сих пор поддерживали нас милости Твои (буква Аин);
Ми йирмэ лах, Кто достигнет Твоей высоты (буква Мэм);
Шохен ад, Он живет вечно, возвышенно и свято Имя Его (буква Шин);

записанные в обратном порядке, образует имя Шимон).

Хони hаМеагель ([мудрец], чертивший круг [вокруг себя, чтобы вызвать дождь]), жил во времена этой пары.

***

Шмая и Автальон приняли Тору от них (Авот 1, 10). Шмая был Наси, а Автальон — Ав Бейт Дин (Хагига 16б). Они были прозелитами (Рамбам, Введение в Мишне Тора).Некоторые потомки Санхерива обучали людей Торе. А кто это были? Шмая и Автальон (Гиттин 57б).

Акавья бен Маhалалель принадлежал к их поколению. О нем сказано, что когда ворота Храмового двора закрывались на время пасхального жертвоприношения, никто в толпе людей внутри двора не мог сравниться с Акавьей в мудрости, чистоте и трепете перед Б-гом (Брахот 19а с Раши).

***

hИлель и Шамай получили Тору от них (Авот 1, 12). hИлель был Наси, а Шамай — Ав Бейт Дин (Хагига 16б). Первоначально Менахем был Ав Бейт Дин, но покинул пост, и Шамай заменил его. Абае и Рава придерживаются противоположных взглядов по поводу судьбы Менахема. Абае считает, что он стал еретиком, а Рава — что он оставил высокий пост, чтобы служить царю (см. там же).

hИлель и Шамай были последней из «пар» — всего их было пять.

Сыновья Бетейры занимали высшие посты в Санhедрине по истечении полномочий Шмайи и Автальона. Когда они забыли одну hалаху — должна ли пасхальная жертва приноситься в Шабат — они стали искать какого-нибудь из учеников Шмайи и Автальона, который бы знал установление об этом. Найдя hИлеля, они сложили с себя полномочия и назначили его Наси (Псахим 66а).

Когда Тора в Израиле впервые была забыта, Эзра пришел из Вавилонии и восстановил ее; когда она вновь была забыта, явился вавилонянин hИлель и восстановил ее вновь (Сукка 20а).

Полемика и разногласия. Первым примером полемики мудрецов по поводу закона было обсуждение вопроса, дозволено ли совершать ритуал смихи, возложения рук (на голову жертвы), в праздники, поскольку обычно запрещается опираться своим весом на животное в праздничные дни. Все пять «пар» безуспешно бились над этой проблемой на протяжении двухсот лет (Хагига 16б), и, наконец, ученики hИлеля и Шамая решили, что это дозволено (Бейца 20б).

Иерусалимский Талмуд (Хагига 2, 2) говорит: сначала спорили только об одном законе — по поводу ритуала возложения рук. (Тосефот, Хагига 16а, начиная со слова Йоси, оспаривает это, поскольку мы находим, что Давид и Шауль уже спорили о том, намеревается ли тот, кто предлагает обручиться с женщиниой за мелкую монету и за деньги, которыми он уже ссудил ее, сделать это за монету или в счет долга (Санhедрин 19б). Тосефот Ешаним (Йома 59б) также оспаривает это, так как Гемара (Йома 59б) сообщает о споре по поводу того, окроплять ли жертвенник кровью, обходя вокруг него, или круговым движением руки. Далее, в трактате Санhедрин, 12а, рассказывается о несогласии между царем Хизкияhу и мудрецами). hИлель и Шамай увеличили число таких споров до четырех. (Сами Шамай и hИлель спорят о четырех вещах:

(а) Шамай говорит, что хала (часть теста, отделяемая и передаваемая для Коhена) должна браться от одного кава муки, а hИлель говорит, что от двух;
(б) Шамай говорит, что девять кавим (кав — это единица объема между 1.4 и 2.5 литра) вычерпанной воды делает микву непригодной для ритуального погружения, hИлель говорит, что один hин (три кавим);
(в) Шамай говорит, что осквернение от менструирующих женщин не имеет обратной силы, а hИлель говорит, что имеет;
(г) hИлель говорит, что разрешается совершать ритуал возложения рук во время праздника, а Шамай говорит, что нет.

Четвертый спор начался до эпохи «пар». Смотри также трактат Бейца 35а, цитирующий спор между hИлелем и мудрецами по поводу отделения десятины. Маhарац Хаёт предполагает, что здесь говорится о hИлеле, сыне р. Гамлиэля из Явне. Тем не менее среди учеников hИлеля и Шамая количество разногласий значительно увеличилось). Впоследствии школы Шамая и hИлеля расширились и близкий контакт между учителем и учеником стал все более затруднительным, поэтому количество hалахических разногласий все росло и росло. На данный момент, положение таково, что только приход Машиаха разъяснит все неясности.

Школы hИлеля и Шамая расходились во мнении по более чем тремстам вопросам. Обычно Бейт hИлель занимал более мягкую позицию кроме споров, перечисленных в Трактате Эдуёт, где Бейт hИлель занимал более жесткую позицию, а Бейт Шамай — более мягкую.

В течение трехсот лет школы hИлеля и Шамая спорили и каждая из них заявляла, что hалаха соответствует их мнению. Наконец, голос с неба провозгласил: Элу ваэлу диврей Элоким Хайим … , И те, и другие — слова Б-га Живого, но hалаха определяется по мнению Бейт hИлель. Хотя и та, и другая группа формулировала истинную концепцию Закона, последняя заслужила того, чтобы hалаха следовала ее взглядам (рабби Йосеф Каро в Клалей hаГемараhАлихот Олам) дает следующую интерпретацию значения этих слов: только Бейт hИлель был достоин выяснить истину), ввиду их скромности и застенчивости и поскольку они рассматривали мнение Бейт Шамай в процессе обучения наряду со своим, даже отдавая предпочтение установлениям Бейт Шамай (Эрувин 13б). Рабби Еhуда hаНаси ходил путями своего предка hИлеля, так как выстраивая Мишну в логическую последовательность, он всегда помещал мнение Бейт Шамай раньше мнения Бейт hИлель (Ритва к Эрувин 13б).

Известные нам установления hИлеля включают:

(а) Прозбул, позволяющий нуждающимся возвращать перед Шмитой (годом отдыха земли) то, что они дали в долг, законным образом обходя отмену долгов, которая обычно имеет место в Шмиту (Шевиит 19, 3).
(б) Постановление о продаже дома в городе, обнесенном стеной. Тора (Вайикра 25, 29—30) устанавливает, что продажа становится окончательной, если продавец не вернул полученные им деньги в течение двенадцати месяцев. Первоначально покупатель обычно прятался от продавца в последний день этого двенадцатимесячного периода, чтобы продажа приобрела статус окончательной. hИлель постановил, что в таких ситуациях продавец может положить деньги на специальный счет, взломать дверь и вновь вступить во владение своим домом (Гиттин 74б).
(в) Постановление о порядке обмывания тела перед погребением (Гильон Маhарша к Йоре Деа 352, 1).

Точно так же, мнение hИлеля находим во многих установлениях мудрецов (см. Бава Меция 75а, Бейца 35а и в других местах).

hИлель и Шамай установили, что:

— руки человека должны подвергаться очищению даже для того, чтобы не осквернить труму (Шабат 14б, 15а);
— если вновь соединить части разломавшегося ритуально нечистого сосуда, то он снова будет ритуально нечистым (Шабат 16а).

Во время посещения школами hИлеля и Шамая Хананьи бен Хизкия бен Гарон, они издали восемнадцать декретов (указанных в трактате Шабат, 13б и обсуждающихся в Мишне, выпущенной издательством Артскролл, трактат Шабат, сс. 391—394. Смотри Комментарий Рамбама, Шабат 1, 4, о том, что старейшины школ hИлеля и Шамая издали 36 декретов).

Хананья бен Хизкия вместе с другими учениками hИлеля и Шамая написали Мегилат Таанит, чтобы отмечать произошедшие в прошлом несчастья (Шабат 13б. Та версияМегилат Таанит, которой мы располагаем, состоит из двух более ранних работ. Древний свиток, написанный учениками hИлеля и Шамая, содержит только напоминающее календарь перечисление всех постов и праздников. Рассказ о действительных событиях и о чудесах, явленных нашим праотцам, никогда не был записан, а передавался из уст в уста подобно мишнаёт и барайтот (см. глава 3). Позже, когда мишнаёт разрешили записать, устный рассказ был добавлен к древней мегиле, в расширенной письменной версии которой содержится смесь иврита и арамейского подобно тому, как оба языка используются в письменных мишнаёт и барайтот. Это объясняет также, почему имена поздних Таннаим таких, как рабби Йосей бен Еhуда встречаются в Мегилат Таанит, см. Маhарац Хаёт, Диврей Невиим Диврей Каббала, глава 6).

Рабби Нехунья бен hАкана жил в том же поколении, что и hИлель и Шамай. Он составил книгу hаБаhир о тайнах Торы. Молитва Ана Бехоах приписывается ему. (Каббалисты считают, что эта молитва упорядочена в соответствии с сорока-двухбуквенным Именем Б-га, о котором говорится в Кидушин 71а. Сорока-двухбуквенное Имя раскрывается только тому, кто скромный, смиренный, находится в среднем возрасте, не сердится, не пьянеет и не завидует, см. Раши к Кидушин 71а). Он также составил молитвы, которые произносятся, когда входят и выходят из дома учения (Брахот 28б).

С любезного разрешения переводчика, Вениамина Захарина