Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл милосердия и замысел Творца

В этой главе я открою тебе великую тайну, чтобы наши слова в предыдущих главах не противоречили друг другу. Мы говорили, что порядок аспектов таков:

Кетер

Бина Хохма

Гвура Хесед

Ход Йесод Нецах

Малхут

— В трех линиях, а в каждой линии есть три аспек-та: корень — отец — порождение по линии Хесед, корень — отец — порождение по линии Дин (Гвура), и корень — отец — порождение по линии Рахамим (Тиферет), средней между двумя крайностями. И все это на основе Нефеш — Руах — Нешама, каждый в своем аспекте, как мы объясняли выше в аллегории о справедливом судье. Мы уже повторяли, что они возникли как «причина» и «следствие» в таком порядке: Кетер, Хохма, Бина, Гдула (т. е. «величие», она же Хесед), Гвура, Тиферет, Нецах, hод, Йесод, Малхут. Таким образом, два вы-сказывания на одну тему — это и вышеприведенное, противоречат друг другу. Теперь мы приведем некий закон, который разрешит это противоречие. Аспекты Хеседа на основе Нефеш — Руах — Нешама по своему уровню и важности превосходят аспекты Гвуры, и они весомее в управлении миром 135. Как сказано: «Мир добра (хеседа) будет построен». А правление суда по своему уровню и достоинству опережает Рахамим (милосердие) 136 — среднее качество, так как оно су-ществует только для того, чтобы «подсластить» суд, добавив ему милосердия, как мы объясняли выше, говоря о соединении основ. Среднее качество, оно же «конец действия, который был в начале замысла», берет свой корень в сокрытом Даате. Но в раскрытом виде это качество находится в конце действия, и, будучи средним между Дин и Хесед, оно проявляется только после них. Теперь все понятно. Поскольку сказано «в начале замысла» 137, ясно, что сокрытый Даат выше по достоинству, чем два «мозга», следующих за ним. Так как аспект сокрытого Даата не проявляется вообще, ибо в нем — источник всех источников, как мы объяс-няли выше. Выходит, что второй аспект, следующий за ним сразу, — это Хохма, которая корень и Нешама для всех аспектов Хеседа. Затем следует Бина, которая есть сокращение (цимцум) Хохмы и является корнем и Нешамой для всех аспектов суда. Таким образом, у нас есть три аспекта, возникающие из трех «мозгов» как из трех корней. А за ними следует аспект первоосновы Хеседа 138, и это Гдула, а за ней — первооснова суда 139, и это Гвура. Затем аспект Тиферет — среднее между дву-мя праотцами 140, дабы подсластить суд. А потом, тем же путем, возникают аспекты производных. Сначала Нецах, который есть порождение праотца Хесед, за-тем порождение праотца суда — hод, следом — Йесод, порождение праотца аспекта правосудия, то есть ми-лосердия. Последний же аспект включает в себя все предыдущие и управляется всеми предыдущими, так что он раскрывает силы их всех в мирах, находящихся под ним 141. Теперь все понятно, и ясно, как день, что оба объяснения были истинны. В порядке «причина — следствие» сфирот — это десять аспектов, десять последовательных сокращений. А если рассматривать их в трех аспектах управления 142, они образуют три уровня Нефеш — Руах — Нешама.

135 Другими словами, хотя Хесед и Гвура или Нецах и hод в целом являются антиподами по своему воздействию на мир и уравновеши-вают друг друга, это не значит, что они абсолютно равны в общей иерархии качеств. На самом деле Хесед является главным и ведущим, как это будет объяснено далее. Ибо, как объясняет автор в книге «Даат Твунот» (Пункт 18): «В этом замысел Всевышнего — сотворить соз-дания, чтобы нести им добро», а далее сказано: «Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в своей непостижимой мудрости, созданные должны заслужить добро своим трудом». Как видно, функция суда является служебной по отношению к первичной цели — принести людям добро.

136 Так как сам смысл милосердия возникает только потому, что с — ществует суд.

137 И смысл этого таков: то, что последним проявляется в действии, опережает в замысле.

138 Что соответствует праотцу Аврааму.

139 Соответствует праотцу Ицхаку.

140 Соответствует праотцу Яакову.

141 Малхут.

142 Добро, суд и милосердие.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»