Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Необходимо различать между сущностью Всевышнего без соединения Его с мирами и Его сущностью в Его желании соединиться с мирами

Этот вопрос объемлет не только столп служения, но и само учение о человеке и цели его служения через исполнение Торы и заповедей. Поскольку речь идет об очень тонких понятиях и глубоких вещах, мы должны разобрать данный вопрос подробно. Речь идет о служении «истинным путем», которое мудрецы называют «служение как потребность Всевышнего».

Данная тема подробно разбирается во второй части книги Нефеш аХаим, , и везде, где мы в следующих главах приводим цитату без указания источника, речь идет именно об этой книге.

Ошибка в постижении и отклонение в понимании данного вопроса в одну сторону — ведет к ереси, а в другую — к аннулировании всего понятия служения. Но тот, кто правильно поймет все определения, удостоится света.

Необходимо различать между сущностью Всевышнего без соединения Его с мирами и Его сущностью в Его желании соединиться с мирами

Когда мы говорим о «пользе, которая есть у Всевышнего от служения» или о том, что «служение — потребность Всевышнего», следует ясно осознавать: речь не идет о том, что у Творца как такового есть какая бы то ни была польза от нашего служения. Нет ничего, чего Ему бы недоставало, и мы не можем ничего прибавить ему своим служением. Нельзя даже допускать подобной еретической мысли!

Писание говорит прямо: «Если ты согрешил — что причинишь Ему? Велики твои преступления — что сделаешь Ему? Если ты праведен — что дашь ему, или что из твоей руки возьмет?» (Ийов 35:6). Сказано также: «Если ты умудрился — умудрился для себя» (Притчи 9). Сказали Мудрецы: «Слово Г-спода очищенное», заповеди даны только для того, чтобы очистить людей, ведь какая разница Всевышнему, режет ли человек скотину со стороны шеи или затылка…» (Берешит раба).

«С точки зрения сущности Б-га без Его соединения с мирами, вообще нет места для Торы и заповедей». Вся тема имен и названий, постигая которые, мы получаем возможность обратиться к Всевышнему с молитвой, существует с точки зрения желания Всевышнего соединиться с мирами, Его желания быть Царем через нас. «И если бы Всевышний не показал нам, что Его желание — соединиться с мирами и воцариться над созданиями в соответствии с их деяниями — у нас не было бы права молиться Ему, чтобы Он соединился с мирами и надзирал над Своими созданиями».

Здесь, в аспекте Царства, в аспекте желания Творца соединиться с мирами, возникает возможность служения. Мы должны, однако, четко осознавать следующее. Когда мы говорим, что Творец хотел воцариться над Своими созданиями, и в этом смысле «нет царя без народа», и потому Ему нужны люди; или когда мы говорим, что все создал Он ради славы Своей, и из этого следует, что человек будто бы воздает славу Творцу, все это не относится к Бесконечному со стороны Его сущности. Мы служим исключительно сущности Бесконечного со стороны Его желания соединиться с мирами.

Только когда Всевышний пожелал эманировать и сотворить миры, Он создал все эти вещи, как бы есть предоставляя человеку возможность приумножприумножить славу Всевышнего и порадовать Творца. Наше понимание того, что «нет царя без народа», тоже существует лишь внутри этой воли. Но Всевышний в Своей сути «царствовал еще прежде, чем было сотворено всякое создание». Мы постигаем, что Всевышний пожелал сотворить мир, дабы воздать добро сотворенным, ибо «в природе благого — творить благо». Но этот закон тоже был создан в рамках желания Творца сотворить мир. До раскрытия воли Всевышнего создать мир, у нас нет ни малейшего понимания Его сущности, и не дай Б-г говорить о каком бы то ни было законе, определении, имени или сути, — ведь в Самом Бесконечном нет никакого определения, понятия и отношения.

Говоря словами Рамхаля: «С точки зрения простой сущности Всевышнего — вообще нет места для сотворенных, так как они не имеют отношения к Его сути. Но когда Он пожелал, чтобы они существовали, тогда из-за этого желания и воли они, если можно так выразиться, стали для Него источником радости и славы. Ибо, несомненно, именно воля Всевышнего создает реальность этих сотворенных, и если бы они не стали реальностью, она оказалась бы неисполненной». (Даат твунот 58).

«Всеблагой создал славу для Своего Имени»

Виленский Гаон так объяснил смысл этого благословения из утренней субботней молитвы: Всевышний, который благ, пожелал воздать совершенное благо Своим созданиям, как награду за труд, а не как милостыню, и «создал славу для Своего Имени»: создал возможность того, чтобы люди как бы воздавали славу Его Имени, и в награду за это по закону получали бы свою долю награды.

С точки зрения желания Творца сотворить мир имеет смысл суждение «служение есть потребность Всевышнего». Здесь, внутри этой системы, такие понятия могут существовать: «Ему приятно, что Его воля выполнена», «дайте силу Б-гу». Как объясняли Мудрецы: «Раби Азария от имени раби Йеуды, сына раби Симона, говорит: Когда Израиль выполняет волю Всевышнего, они прибавляют силу Высшему могуществу… А когда они не выполняют волю Всевышнего — как бы ослабляют Высшую силу…» (Эйха раба 1:33).

Здесь, в этом месте, мы в состоянии представить себе огромное разрушение, которое приносит грех во все системы мироздания, и сказочное изобилие, которое приносит доброе дело. Здесь имеют силу все представления о важности и ценности служения и пользе его воздействия.

А когда мы говорим о сущности совершенного служения, мы определяем ее как «потребность Всевышнего». Другими словами: служение для исполнения воли Творца в мире, и не для чего другого. Это и есть ультимативное служение во имя него самого. Суть этой «потребности Всевышнего», и каким образом служение человека может ее восполнить, будут объяснены в следующих главах.

Следует хорошо понять две эти точки зрения, два аспекта, и использовать каждый из них в надлежащем месте. Так, чтобы первое постижение Всевышний Сам по себе абсолютно совершенен и самодостаточен, Ему Самому не нужно никакого служения и мы ничего не можем Ему дать) не преуменьшало бы ценности служения, а второе постижение («служение есть потребность Всевышнего») не приводило бы к ошибке, близкой к ереси. Напротив, первое знание, которое является полным отрицанием постижения, в сочетании со вторым знанием, позитивным постижением — приведет к более глубокому осознанию обязанности служения для исполнения воли Творца.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.