Из цикла «Даат тфила», темы: Цель творения, Еврейская молитва, Единство Б-га, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца
«Все это потому, что через служение видно, что Всевышний один и нет никого, кроме Него. Это также указывает на то, что Он абсолютно совершенен и не относится к Нему никакой недостаток»
«И потому сказано о жертвах: “Мое приношение, хлеб Мой для всесожжений Моих, благоухание, приятное Г-споду”. Ибо, когда у человека нет хлеба, ему недостает его, и хлеб является его восполнением, так что у него более нет недостатка. Потому жертвы называются… Мой хлеб для всесожжений Моих, поскольку жертва указывает на совершенство Всевышнего, лишенного какого бы то ни было недостатка».
«Ибо Он желает служения, которое указывает на то, что Он один и все принадлежит Ему. И это указывает на Его совершенство, и потому Он “страстно желает молитв праведников” подобно тому, кто страстно желает своего совершенства» (Маараль).
Два важнейших принципа объясняет нам Маараль в вопросе «потребности Всевышнего» в служении жертв и молитвы.
Первый: суть служения — раскрытие единства Всевышнего в мире.
Второй: суть служения — пища (другими словами, нечто, дающее возможность продолжать существовать) для соединения творения с Творцом. Второй принцип — следствие и продолжение первого.
Объяснению двух данных принципов будет посвящены следующие главы. Начнем с первого.
«А по истинному пути (по каббале) есть в жертвоприношениях скрытая тайна, которую ты можешь приоткрыть через сказанное нашими учителями в Сифри и в конце трактата Менахот: Сказал Шимон бен Азай: Приди и посмотри, что написано в главе о жертвоприношениях. Не сказано в них ни “Б-г”, ни “твой Б-г”, ни Всемогущий, ни Б-г Воинств, но только лишь особое Имя (Авайе, Четырехбуквенное Имя Всевышнего). Чтобы не дать зацепки врагу (сатане) поспорить» (Рамбан). В Талмуде (Санедрин 60б) также приводится высказывание: «сосредоточил все службы в одном особом Имени» — «чтобы не дать возможности прицепиться тем, кто утверждает, что есть несколько богов». (Раши, Рамбан).
Данная мысль, как передают нам мудрецы прошлого, заложена в самом слове «жертвоприношение» (корбан): «Слово корбан происходит от крива (сближение и единство)» (Рамбан).
То же самое сказано и в мидраше раби Нехунии бен аКаны: «Почему называется корбан? Поскольку сближает святые формы, как написано: “И приблизь (карев) их один к одному и станут одними в твоей руке”.»
Объясняет это Рамхаль: «Таким образом, вознесение славы Всевышнего осуществляется силами всех сотворенных, всех их видов, и каждый вид совершает это своим, особенным действием. И на этом сосредотачивался коэн во время принесения жертв, в частности, “постоянной жертвы” (тамид), как сказано (Бемидбар 28:2): “Жертву Мою, хлеб Мой”. Постоянную жертву приносили перед Ним, благословен Он, каждый день, для пользы всех сущих. И идея здесь в том, чтобы вознести славу Всевышнего от всех сотворенных видов вместе, от каждого из них в соответствии с его ролью. В этом была великая мудрость, которой должны были учиться священники: приближаться к Всевышнему от имени всего Израиля, и делать это так, чтобы их служба на самом деле была желанна Творцу. Поэтому сказано (Малахи 2:7): “Уста коэна хранят знания, и Тору взыскуют из его уст”. Коэны сосредотачивались на намерении связать всех созданных с Создателем. Они знали, что необходимо для осуществления этого, и в этом контексте выполняли все необходимые части ритуала жертвоприношений» (Даат твунот 160).
Всевышний управляет миром через природу, которая дает возможность человеку — обладателю свободы выбора — ошибиться в мировосприятии. В рамках этого процесса у человека есть возможность отойти от истинной веры и исповедывать ложные воззрения. Суть этих воззрений — непризнание единства Всевышнего в Творении. Все они противоречат вере, о которой нам заповедано: «И познаешь сегодня, и положишь на свое сердце, что Г-сподь есть Б-г на небе наверху и на земле внизу, нет более» (Дварим 4:39).
Рамхаль в книге Даат твунот объясняет этот вопрос так.
«Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, недостаточно понять, что Он один обладает абсолютным существованием, то есть нет никого другого, чье существование было бы обязательным, кроме Него, и нет творца, кроме Него. Но мы обязаны понять также, что нет, кроме Него, никакого другого властелина или правителя над миром и всеми созданиями, и нет никого, кто мог бы помешать Ему, и нет препятствий воле Его. В этом смысл утверждения, что власть Его единственна и абсолютна» (36).
Рамхаль учит обязанность этого знания из стиха: «И познаешь сегодня, и положишь на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г», который мы произносим в конце каждой молитвы.
Четырехбуквенное Имя Авайе (Г-сподь) означает: был, есть и будет. Оно указывает на первые принципы, упомянутые Рамхалем: что Он — единственная реальность, Его существование обязательно, Он дает существование всему и т.д.
Имя Элоким (Б-г) указывает на всесилие и на то, что все силы во Вселенной принадлежат Ему. В нем же исток и природного управления миром (численное значение слова «Элоким» соответствует численному значению слова атева, природа).
Таким образом, здесь содержатся два знания. Первое: вера и знание по поводу имени Авайе и имени Элоким. Второе знание: что Авайе есть Элоким. Другими словами: что нет никакого властелина и правителя, но лишь только Он, дающий существование всему, и никто не может помешать Ему или воспрепятствовать Его воле. Его власть единственна и абсолютна. Вся система природы и ее порождение — система зла, есть посланники Всевышнего, выполняющие Его волю. Цель ее создания — раскрытие славы Творца. К этому раскрытию, ко дню, когда Его слава и единство предстанут перед глазами всех сущих, и движутся все многочисленные круговороты мироздания.
Об этом знании писал Рамхаль в конце книги Питхей Хохма веДаат: «Третье знание о замысле сотворения мира — весьма замечательно. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло вернется в добро… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного. И эта вещь не очень постигается в нашем поколении, а ведь она — основа веры Израиля — знать единство Эманирующего. Но чтобы достичь этого знания, нужно много потрудиться. А тот, кто достиг — он и есть тот, кто постиг все вопросы Мудрости во всей глубине».
Мы сейчас не занимаемся изучением данного знания. Дадим, однако, его определение, имеющее отношение к обсуждаемой нами теме. Словами Рамхаля: «Единство Бесконечного означает, что только Его воля существует, и не находится в реальности никакая другая воля, а только от Него. И потому только Он властвует и никакая другая воля». Суть данного знания: «Понять, как все сотворенное или сделанное в мире проистекает из Высшей воли, и как все происходит правильным образом от одного Б-га, чтобы привести все сущее к полному совершенству в конце времен». (Клах Питхей Хохма 1). Отсюда происходит сотворение системы зла и всех его аспектов, чтобы показать: «Все, что вначале зло, не исходит от другой силы, противостоящей Б-гу, но, в пределе, оно — несомненное добро. И тогда станет известно, что нет другой силы, а есть лишь Он» (там же, 2).
Мы обсуждаем молитвенное и жертвенное служения. Как мы объясняли, в столпе служения находится реализация замысла творения. Нужно понять, каким образом в служении жертвами и молитвой реализуется раскрытие единства Творца. Для этого перечислим основные ложные воззрения, как они приведены в книге Даат твунот, и объясним, каким образом в столпе служения содержатся положения, отрицающие данные воззрения, каким образом слуга Всевышнего своими действиями опровергает эти еретические убеждения. Тем самым выяснится, насколько это возможно для нас, польза от служения для раскрытия и реализации замысла и цели Творения.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»