Из цикла «Даат тфила», темы: Самопожертвование, Жертвоприношение Ицхака, Еврейская молитва, Жертвоприношения, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Кавана
В соответствии с простым смыслом, суть жертвоприношений такова. «Поскольку поступки людей совершаются в мысли, речи и действии, приказал Всевышний, чтобы, когда человек согрешит и принесет жертву, он возложит на нее руки (действие), исповедуется словами (речь) и предаст огню нутряной жир и почки, символизирующие страсть, и конечности, символизирующие руки и ноги человека, выполняющие все его действия. А кровь — символ души человека, пусть окропит жертвенник. Чтобы человек, проделав все это, осознал, что согрешил против Б-га телом и душой, и было бы правильно, чтобы его кровь пролилась и его тело было сожжено, если бы не милость Творца, Который принял от него возмещение. И эта жертва искупила его, и ее кровь засчиталась за его кровь, а его душа — за душу человека».
В вышеприведенных словах Рамбана содержатся две сущностные проблемы, требующие разъяснения. Рассмотрим первую из них.
На чем основано утверждение, что жертвоприношение действует по принципу «душа за душу»? Как можно осознать суть данной концепции: в мысли человека происходит жертвоприношение его души, а приношением овечки жертвователь как будто приносит самого себя?
В Торе есть правило: если человек хотел исполнить заповедь, но по независящим от него причинам не сделал этого, то Писание засчитывает ему, как будто он эту заповедь исполнил. Но мы не находим прецедента тому, чтобы только лишь мыслью было произведено действие, то есть — чтобы существовало действие, которое определялось бы лишь мыслью и волей. Вот первая проблема, которую мы должны решить.
Легко понять: объяснив данный вопрос, мы сможем прийти и к пониманию концепции «молитва вместо жертвоприношения». Ведь с тех пор как был разрушен Храм, молитва замещает жертвы во всем столпе служения — одном из столпов, на которых стоит мир. Здесь мы тоже должны найти корень вопроса: каким образом молитва, происходящая в мысли и речи, замещает действие жертвоприношения.
«…и принес его в жертву всесожжения вместо своего сына. Что значит вместо сына? Каждое жертвенное действие, которое Авраам производил, он сопровождал молитвой: Пусть будет воля Твоя, чтобы это засчиталось мне, как будто произведено с моим сыном, как будто он зарезан, как будто его кровь вылита на жертвенник, как будто он сожжен и стал пеплом» (Танхума, Шлах 14). Жертвоприношение Ицхака — это раскрытие того факта, что воля и мысль в служении Творцу рассматриваются как полноценное действие. (Р. Бехае, р. Йона).
Корень столпа служения — одно из качеств Управления, в которых Творец проявляется в мире. Мы должны стараться прилепиться к этому качеству и следовать ему, как сказано: «И ходи Его путями». Речь идет о качестве Суда — качестве Трепета перед Творцом.
Объясним словами Маараля: «Служение — это огонь. Ведь так служение называется повсюду в Писании: “Мое приношение; Мой хлеб для огнепалимых жертв”. И обо всех жертвоприношениях сказано: “Огнепалимая жертва, приятное благоухание Г-споду”. Это общеизвестно, и жертвы категории “святая святых” режут именно на северной стороне, поскольку оттуда исходит качество огня. Упоминается также имя Элоким (Всесильный), и с ним стихия огня связывается через служение, — ведь служение относится к стороне качества Суда, с которым связано имя Элоким…» (Дерех Хаим 1:2).
Далее Маараль объясняет, что корень стихии огня — в качестве Суда. Существование этой стихии в материальном мире происходит из данного вида управления в духовных мирах, а корень его — в имени Элоким.
Сущность данного качества — требование исполнения абсолютного и немедленного суда по букве закона. Каждое отклонение от заповеданного требует немедленной кары, каждая реальность, которая не соединяется с исполнением воли Творца, должна быть аннулирована. Система наказаний и страданий является порождением данного качества. В этом суть стихии огня: аннулирование реальности, уничтожение материи, истребление всякого основания, которое не может выстоять в огне.
Но цель данного качества — исправление. В конце концов, оно приводит к Хеседу, к полному воздаянию блага. А праведник, прошедший через суд и выстоявший в нем, удостаивается совершенного воздаяния. Он получает свою награду как полноценную плату за служение. Выстоять в суде — великое возвышение для человека. «И увидел Б-г все, что Он сделал, и вот — очень хорошо»: это качество страданий (Берешит раба 9). Благо, заключенное в страданиях, — это очищение и духовное возвышение, которое они дают человеку. Таково также и действие огня: он выжигает примеси и очищает металлы, которые могут выстоять в пламени; сталь закаливается в огне.
Служение есть полное посвящение себя исполнению воли Творца: «И люби Г-спода, Б-га твоего… всей душою твоею — как Ицхак, принесший себя на жертвеннике» (Сифри). Абсолютное самопожертвование, поскольку в этом и заключается требование качества Суда: полное самоотречение для исполнения воли Творца. Это самоотречение требует отрыва человека от мира материальности, выжигания страстей, фантазий и материальных стремлений, поскольку все объекты, не служащие цели раскрытия воли Творца, должны аннулироваться.
«Всей душой твоею»: а ведь душа и есть воля. Пламя служения очищает служителя, отделяя его от телесных вожделений и от материального мира, и приближает его дух и душу к Творцу. Как писал рабейну Бехае (Ваикра 1:9): «Обрати внимание на сказанное в трактате Йома: “Хотя огонь спускается с неба, следует принести также обычного огня. Поскольку, когда два этих огня смешиваются, это означает, что у человека есть связь с Творцом через жертвоприношение”.»
Мы уже объясняли, что Ицхак является колесницей для данного качества, качества трепета, Страха Ицхака. Именно Ицхак потребовал страданий, и с него они начались. Его сущность — «цельная жертва». Он удостоился стать колесницей столпа служения всего мира тем, что реализовал в максимальной степени принцип «служение есть огонь»; ведь о нем сказано: «…его пепел собран на жертвеннике». Тело Ицхака, его материальное существование, как бы уничтожено и сожжено. Его вечное бытие — в его душе.
Если мы поразмыслим над поведением Ицхака во время жертвоприношения, мы найдем, что он не совершил никакого действия. Все происходило в его душе и в его воле. Внешне Ицхак был абсолютно пассивен. Авраам совершал жертвоприношение, Ицхак был связан.
Однако служение «всей своей душой» относится к Ицхаку.
Из этого мы учим, что и ценность служения Авраама в этом испытании была связана с той же концепцией. Как объясняют нам Мудрецы: Возьми сына своего, единственного своего… Сказал Всевышний: Открыто и известно предо Мной, что если бы Я сказал Аврааму: Дай мне свою душу, то есть, зарежь себя, он бы не отказался. Я засчитываю тебе, как будто ты зарезал себя, ведь душа называется «единственной»…
Мы видим, что в системе Суда, в мире Трепета, ультимативное служение заключается в неделании, вершина действия — в сдаче и пассивности, совершенный уровень — в самоотречении.
Читайте полный обзор темы Жертвоприношение Ицхака
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.