Из цикла «Даат тфила», темы: Идолопоклонство, Ришоним, Рамбам, Еврейская молитва, Жертвоприношения, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Широко известен спор между Рамбамом (Море невухим 3:6) и Рамбаном (Ваикра 1:9) о смысле жертвенного служения в Храме.
Суть жертвоприношений — отдалить сынов Израиля от ложного мировоззрения и от идолопоклонства, которые были распространены среди окружающих народов. «Поскольку египтяне и халдеи, в землях которых жили израильтяне, поклонялись крупному и мелкому рогатому скоту… египтяне служили барашкам, а халдеи — бесам, которых представляли в виде козлов; а индийцы до сих пор воздерживаются резать коров. Потому заповедал резать эти три вида для Всевышнего, чтобы всем стало известно, что действие, которое считалось для этих народов страшнейшим преступлением, именно его совершат для Творца… Таким образом будут исцелены ложные верования, которые есть заболевания души».
Но Рамбан представил серьезные возражения по поводу подхода Рамбама. Он пишет: «Делают стол Всевышнего мерзостью, утверждая, что единственная его цель — опровергнуть мнение злодеев и глупцов. А ведь Писание говорит, что жертвы — “хлеб, всесожжение для приятного благоухания”.» Рамбан приводит в доказательство истории праведников, которые всегда приносили жертвы Всевышнему, еще до того, как существовали в мире египтяне и халдеи с их верованиями (например, Адам, Эвель, Ноах и др.) Далее Рамбан объясняет свой подход к смыслу жертвоприношений, говорит об их возвышенной сути и ценности. Он подробно растолковывает это как на уровне простого смысла, так и на глубоких уровнях объяснения. В следующих главах мы попытаемся понять его слова подробно, так как они того заслуживают.
Следует, однако, заметить, что в мидраше Ваикра рабараба (22:5) излагает точку зрения, схожую со словами Рамбама: «Поскольку евреи были увлечены идолопоклонством в Египте, приносили жертвы козлищам и подвергались карам свыше, сказал Всевышний: Пусть они приносят предо Мной в любое время свои жертвы в Скинии Завета, и отойдут от идолопоклонства, и так спасутся». (См. также книгу Сефер Зикарон (Ритва), которая защищает подход Рамбама.)
Автор книги Мешех хохма считает, что жертвы, приносимые на возвышениях (бамот), имели своей целью отдалить сынов Израиля от идолопоклонства. А жертвы, которые заповедано приносить в Храм, исправляют и соединяют духовные миры, как объясняет Рамбан.
В нашей попытке объяснить тематику молитвы и жертвоприношений, мы опираемся на учение Рамбана, рабейну Бехае и рабейну Йоны. Можно предположить, что и Рамбам тоже согласен с ними. Ведь он пишет, что в будущем Храм будет отстроен и служение в нем восстановится, хотя идолопоклонства тогда уже не будет. С тех пор выдающиеся еврейские мыслители шли по их следам, распространяя истинную мудрость, передававшуюся из поколения в поколение — от нашего учителя Моше.
Они объяснили нам две основных концепции относительно сути жертвоприношений. Одна концепция соответствует простому смыслу, а вторая — «пути истины», то есть в соответствии с подходом каббалы.
В следующих главах мы рассмотрим эти вопросы и их связь с молитвенным служением.
[1] Ришоним — (досл. Первые.) Еврейские мудрецы эпохи раннего средневековья (X-XV вв.)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.