Из цикла «Даат тфила», темы: Самопожертвование, Жертвоприношение Ицхака, Авраам, Еврейская молитва, Раби Акива, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Небесный суд
«Вначале было задумано сотворить мир качеством Суда, увидел, что мир не может выстоять, предварил ему качество Милосердия и присоединил его к качеству Суда».
«Увидел, что мир не может выстоять». Поскольку качество Суда в чистом виде требует полного аннулирования всей реальности, которая существует отдельно, как самостоятельно существующий объект. Творение должно аннулироваться и вернуться к своему корню. Человек должен, не оставив себе ничего, возложить на жертвенник все свое имущество, своих детей и свое тело абсолютно, ибо «служение есть огонь». В качестве Суда существование есть самоотречение.
«Увидел, что мир не может выстоять» — не могут все творения стать «пеплом на жертвеннике».
Качество Суда в чистом виде осталось только в мире Мысли.
Когда наш учитель Моше увидел «награду» раби Акивы — его плоть сдирали с тела железными крюками — и спросил: «Это Тора и это награда за нее?!», он получил ответ: «Молчи! Так было задумано в мысли предо Мной» (Менахот 29). Божественное провидение по отношению к раби Акиве, вследствие его великого духовного уровня, происходило из мира Мысли, — качество Суда в чистом виде. Суд, требующий полного аннулирования тела. Когда душа раби Акивы вышла на слове «Один» и вернулась к своему источнику, его тело было присуждено к уничтожению (Аризаль).
Но и в мире, сотворенном с участием качества Милосердия, — нашем мире — мы находим выражение данного качества Управления. Как пишет Рамбан: корень запрещающих заповедей — Трепет. В этом и есть суть трепета: приказ о неделании, требование самоотречения и самоаннулирования.
Жертвоприношение Ицхака является корнем всего жертвенного служения в Израиле, как сказано в мидраше: «В час, когда праотец Авраам связал своего сына Ицхака, Всевышний установил закон двух овнов: одного приносить в утреннюю постоянную жертву, а второго — в послеполуденную. И в час, когда евреи будут приносить постоянную жертву на жертвенник и читать этот стих Писания: “…на северной стороне, перед Г-сподом”, Всевышний будет вспоминать жертвоприношение Ицхака» (Ваикра раба 2).
Суть действий при жертвоприношении подобна сути «действий» во время «связывания» Ицхака. Если проанализировать процесс принесения животного в жертву: убой, принятие крови и возливание ее на жертвенник, сожжение частей животного и т.д., мы найдем, что вся суть этих действий в аннулировании мира жизненности, отмене мира действия, уничтожении материального мира в качестве отдельно существующего и поднятие его на уровень высокой духовной реальности, огнепалимой жертвы, приятного благоухания для Всевышнего. Это действия, суть которых — в аннулировании мира действия.
Положительное действие, акт, который остается в реальности после сжигания жертвы — это мысль, молитва жертвователя, его воля к самопожертвованию, стремление приобщиться к Творцу. Суть этих актов — действия без фактического деяния, служение без необходимости прибегнуть к орудиям материального мира. Такое служение вознесено и поднято в самую высь.
Действие и сила его фиксации в мире остается вечным.
Поразмыслим над служением Авраама, когда он зарезал барана вместо Ицхака: «…и молился с совершенным внутренним настроем и полным приобщением к Творцу, и говорил: пусть будет воля Твоя, чтобы была мне награда за зарезание этого барана, как будто я зарезал своего сына пред Тобой по Твоему приказу. Открыто и известно пред Тобой мое сердце: я зарезал бы его, если бы Ты меня не остановил. И в час, когда он принимал кровь барана в специальный сосуд, эта кровь казалась ему кровью его сына, и горело его сердце… и он говорил: Пусть будет на то Твоя воля, чтобы собирание крови этого барана считалось, как будто собиранием крови моего сына… И также, когда сжигал барана на жертвеннике и видел его органы сожженными, он видел, как будто его сын сожжен… и горело его сердце чрезвычайно, и он плакал от жалости… и молился с совершенным внутренним настроем и полным приобщением к Творцу и говорил: Пусть будет на то воля Твоя, чтобы засчитался этот баран, которого я сжег, как будто я сжег своего единственного сына» (Шаарей аАвода 15).
Впечатление такого служения, само по себе внутреннее намерение и старание установить акты служения, произведенные с бараном, как будто бы они произошли с Ицхаком — воздействовали и навечно наложили свой отпечаток на историю человечества, как объясняется нам в Торе: «И вспомню Я Мой завет с Яаковом, и также Мой завет с Ицхаком, и также Мой завет с Авраамом вспомню». (Ваикра 26). Почему не сказано «вспомню» по отношению к Ицхаку? Поскольку его пепел виден предо Мной, как будто собран и до сих пор возлежит на жертвеннике (Раши).
Ицхак считается сожженным, его пепел лежит перед Творцом. Заслуга этого служения существует вовеки.
Это и есть суть действия жертвоприношения: установление духовного оттиска, «записи» в духовных мирах, через устранение материальной реальности. А природа духовного такова, что оно находится вне времени и к нему не относится понятие забвения, так что нет необходимости в качестве памяти.
Такова же и суть всякого жертвоприношения для совершенного служителя: «Когда придет в его сердце чистая мысль… полностью прилепится его душа к высшему миру… и все, что сделает со своей жертвой, рассматривают, как будто сделал сам с собой, и засчитывают ему, как будто принес Творцу свою душу» (Шаарей аАвода 40). Совершенство уровня праведников, совершенных служителей Всевышнего, относится к той же категории совершенства, которой достиг Ицхак. Ведь они сами как бы становятся цельной жертвой, как ясно сказано в Мидраше: «На небесах есть построенный жертвенник, и Михаэль, ангел Израиля, его первосвященник. Он стоит там и приносит на нем жертвы каждый день. Какие жертвы он приносит? Неужели он приносит овнов?! Души праведников приносит» (Мидраш Асерет аДиброт).
Итак, мы прояснили три важнейших принципа в сути жертвенного служения: принцип «служение есть огонь», принцип «Суть действия в мире Трепета» и принцип «Сила фиксации в акте жертвоприношения».
Исходя из этого, мы постараемся сопоставить молитвенное служение жертвенному.
Читайте полный обзор темы Жертвоприношение Ицхака
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.