Из цикла «Шем тов», темы: Половина шекеля, Галут, Ки тиса, Кровь, Египетское рабство, Рав Шимон Мордехай Дубинский
«Вот что дадут каждый, проходящий счет — пол шекеля». Спрашивают: что это за искупление души половиной шекеля? Можно объяснить это в связи с тем, что Израиль заслужил быть в изгнании в Египте 430 лет, что равно числовому значению слова нефеш (душа). Но, согласно Пиркей де-раби Элиэзер, был только 215 лет. Это «половина шекеля», поскольку гематрия «шекель» тоже 430. А они были в Египте только пол «шекеля» — 215 лет, поэтому обязаны были принести еще столько же для выкупа своей души. Поэтому, может быть, Святой, благословен Он, в Своем милосердии заповедал им отдать половину шекеля в качестве добровольного приношения, и это засчиталось им так, словно они отбыли в изгнании число лет, равное гематрии слова «шекель», и каждый выкупил свою душу. Гаон рав Шмуэль Кардановер (в «Нахалат шивъа») писал о половине шекеля. В трактате Сота (лист 6) говорится: «Грешники, как море волнующееся — если огромное море, волнует даже малый ветер, то человек, в котором только один ревиит, тем более». Тосафот там объясняют, что в человеке есть только ревиит крови: «Рабейну Хананэль сказал, что это объем прозрачной крови — необходимой для деятельности сердца. В ней 25 селаим веса, что соответствует весу шекелей, которые человек дает за все дни своей жизни, от двадцати лет до семидесяти. Это пятьдесят половин шекеля, или 25 селаим, и это вес крови души (нефеш) в человеке». Поэтому «богатый пусть не прибавит, а бедный не убавит» — для искупления души, которая имеет одинаковый вес и у бедного, и у богатого.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»