Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл слова «хорошо», упомянутого в ходе описания творений Всевышнего

Раздел Берешит. Говорит Мидраш: «Почему во второй день не написано “что хорошо”? Сказал раби Ханина: Потому что в этот день было создано разногласие, как сказано: “И разделит между водой и водой”. Сказал рав Тивйоми: Если уж в разногласии ради становления и обустройства мира нет “хорошего”, тем более в разногласии, приводящем к беспорядку». На первый взгляд можно задать вопрос: почему в третий день дважды сказано [стр. 8] «что хорошо»? Простой ответ состоит в том, что «хорошо» второго дня было передано третьему дню, ближайшему к нему. Но если во второй день совсем не было «хорошо», ибо тогда было сотворено разногласие, откуда же в третий день будет два раза «хорошо», один из которых принадлежит второму дню? Однако очевидно, что нет среди всего существующего в мире такого предмета, бытие которого не было бы направлено к благой цели. Есть и в дурных качествах благо, но лишь тот, у кого добрые дела и хорошие качества пребывают в полном совершенстве, может ради заповеди использовать добрые дела, исходящие от дурных качеств, а другой человек не может. Поэтому третьему дню, у которого есть свое «хорошо» — в силу тех хороших вещей, что были сотворены в нем, было также отдано и «хорошо» второго дня. Третьему, но не другому дню, разрешено из разногласий и дурных качеств извлекать благо. В связи с этим мой друг известный рав гаон Цви Яаков Аппенѓейм, глава суда в Кельме, да продлятся его дни, указал мне, что говорится в трактате Смахот (глава 8): «Когда умер Шмуэль ѓаКатан, его ключ и блокнот повесили на его гроб, поскольку у него не было сына». Он сказал, что причину такого необычного действия мы поймем в связи со сказанным в трактате Брахот (28б): «Спросил рабан Гамлиэль у мудрецов: Есть ли вообще человек, способный установить благословение против отступников? Встал Шмуэль ѓаКатан и установил его». Отсюда мы видим, что среди мудрецов не было такого, кто мог бы воспользоваться дурными качествами во благо, кроме Шмуэля ѓаКатана. И потому, когда он умер, его ключ и блокнот повесили ему на гроб. Блокнот иносказательно означает его биографию, которая была там записана, а ключ открывал этот блокнот. Повесив их на гроб, тем самым они указали, чтобы теперь другие не вели себя так, как Шмуэль ѓаКатан, и не пользовались дурными человеческими качествами во благо, потому что в этом кроется большая опасность. Эти качества — очень острые снадобья, и только Шмуэль ѓаКатан, великий праведник[1], был способен на это.


[1] Он был предельно скромным, и за это прозван катанмалый. Поэтому он мог это сделать, и никто с ним не спорил. — Г.С.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего