Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл слова «хорошо», упомянутого в ходе описания творений Всевышнего

Раздел Берешит. Говорит Мидраш: «Почему во второй день не написано “что хорошо”? Сказал раби Ханина: Потому что в этот день было создано разногласие, как сказано: “И разделит между водой и водой”. Сказал рав Тивйоми: Если уж в разногласии ради становления и обустройства мира нет “хорошего”, тем более в разногласии, приводящем к беспорядку». На первый взгляд можно задать вопрос: почему в третий день дважды сказано [стр. 8] «что хорошо»? Простой ответ состоит в том, что «хорошо» второго дня было передано третьему дню, ближайшему к нему. Но если во второй день совсем не было «хорошо», ибо тогда было сотворено разногласие, откуда же в третий день будет два раза «хорошо», один из которых принадлежит второму дню? Однако очевидно, что нет среди всего существующего в мире такого предмета, бытие которого не было бы направлено к благой цели. Есть и в дурных качествах благо, но лишь тот, у кого добрые дела и хорошие качества пребывают в полном совершенстве, может ради заповеди использовать добрые дела, исходящие от дурных качеств, а другой человек не может. Поэтому третьему дню, у которого есть свое «хорошо» — в силу тех хороших вещей, что были сотворены в нем, было также отдано и «хорошо» второго дня. Третьему, но не другому дню, разрешено из разногласий и дурных качеств извлекать благо. В связи с этим мой друг известный рав гаон Цви Яаков Аппенѓейм, глава суда в Кельме, да продлятся его дни, указал мне, что говорится в трактате Смахот (глава 8): «Когда умер Шмуэль ѓаКатан, его ключ и блокнот повесили на его гроб, поскольку у него не было сына». Он сказал, что причину такого необычного действия мы поймем в связи со сказанным в трактате Брахот (28б): «Спросил рабан Гамлиэль у мудрецов: Есть ли вообще человек, способный установить благословение против отступников? Встал Шмуэль ѓаКатан и установил его». Отсюда мы видим, что среди мудрецов не было такого, кто мог бы воспользоваться дурными качествами во благо, кроме Шмуэля ѓаКатана. И потому, когда он умер, его ключ и блокнот повесили ему на гроб. Блокнот иносказательно означает его биографию, которая была там записана, а ключ открывал этот блокнот. Повесив их на гроб, тем самым они указали, чтобы теперь другие не вели себя так, как Шмуэль ѓаКатан, и не пользовались дурными человеческими качествами во благо, потому что в этом кроется большая опасность. Эти качества — очень острые снадобья, и только Шмуэль ѓаКатан, великий праведник[1], был способен на это.


[1] Он был предельно скромным, и за это прозван катанмалый. Поэтому он мог это сделать, и никто с ним не спорил. — Г.С.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.