Из цикла «Шем тов», темы: Мудрецы, Берешит, Сотворение мира, Добро и Зло, Шимон Мордехай Дубинский
Раздел Берешит. Говорит Мидраш: «Почему во второй день не написано “что хорошо”? Сказал раби Ханина: Потому что в этот день было создано разногласие, как сказано: “И разделит между водой и водой”. Сказал рав Тивйоми: Если уж в разногласии ради становления и обустройства мира нет “хорошего”, тем более в разногласии, приводящем к беспорядку». На первый взгляд можно задать вопрос: почему в третий день дважды сказано [стр. 8] «что хорошо»? Простой ответ состоит в том, что «хорошо» второго дня было передано третьему дню, ближайшему к нему. Но если во второй день совсем не было «хорошо», ибо тогда было сотворено разногласие, откуда же в третий день будет два раза «хорошо», один из которых принадлежит второму дню? Однако очевидно, что нет среди всего существующего в мире такого предмета, бытие которого не было бы направлено к благой цели. Есть и в дурных качествах благо, но лишь тот, у кого добрые дела и хорошие качества пребывают в полном совершенстве, может ради заповеди использовать добрые дела, исходящие от дурных качеств, а другой человек не может. Поэтому третьему дню, у которого есть свое «хорошо» — в силу тех хороших вещей, что были сотворены в нем, было также отдано и «хорошо» второго дня. Третьему, но не другому дню, разрешено из разногласий и дурных качеств извлекать благо. В связи с этим мой друг известный рав гаон Цви Яаков Аппенѓейм, глава суда в Кельме, да продлятся его дни, указал мне, что говорится в трактате Смахот (глава 8): «Когда умер Шмуэль ѓаКатан, его ключ и блокнот повесили на его гроб, поскольку у него не было сына». Он сказал, что причину такого необычного действия мы поймем в связи со сказанным в трактате Брахот (28б): «Спросил рабан Гамлиэль у мудрецов: Есть ли вообще человек, способный установить благословение против отступников? Встал Шмуэль ѓаКатан и установил его». Отсюда мы видим, что среди мудрецов не было такого, кто мог бы воспользоваться дурными качествами во благо, кроме Шмуэля ѓаКатана. И потому, когда он умер, его ключ и блокнот повесили ему на гроб. Блокнот иносказательно означает его биографию, которая была там записана, а ключ открывал этот блокнот. Повесив их на гроб, тем самым они указали, чтобы теперь другие не вели себя так, как Шмуэль ѓаКатан, и не пользовались дурными человеческими качествами во благо, потому что в этом кроется большая опасность. Эти качества — очень острые снадобья, и только Шмуэль ѓаКатан, великий праведник[1], был способен на это.
[1] Он был предельно скромным, и за это прозван катан — малый. Поэтому он мог это сделать, и никто с ним не спорил. — Г.С.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.