Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Принципы, упомянутые в Торе, подробно описаны в Мишне и других книгах. Надо не только уважать родителей, но и почитать их память.

§ «Уважай отца своего и мать свою…» (Шмот, 20:12);

«Каждый должен бояться матери своей и отца своего…» (Вайикра, 19:3) — так учит нас Тора.

§ Мудрецы Талмуда считают, что человек должен относиться к родителям так, как Б-гобоязненный еврей относится ко Всевышнему: <Если человек уважает отца и мать. Всевышний, благословен Он, говорит: «Это значит, что он чтит Меня»> (Нида, 31 а). Безразличие к родителям равносильно неуважению к Творцу.

§ Дети должны учиться законам жизни на примере родителей. Воспитанные в духе иудаизма, она, как само собой разумеющееся, будут исполнять и заповедь почитания отца и матери. Конечно, нельзя отрицать влияния внешних факторов, но, как правило, люди, равнодушные к своим родителям, не видели в своем доме священных книг и не слышали слов Торы.

§ В отношениях между родителями и детьми наша традиция предписывает нам придерживаться следующих общих правил:

• если возникает противоречие между требованиями родителей и предписаниями Торы, то преимущество должно быть отдано повелениям Всевышнего, поскольку все люди обязаны Ему подчиняться;

• однако, если даже родители и не считаются с волей Всевышнего, сын или дочь ни в коем случае не должны им дерзить, вести себя оскорбительно или вызывающе. Независимо от поведения родителей, дети обязаны исполнять по отношению к ним все, к чему их обязывает Тора. В еще большей мере это, естественно, относится к бытовым конфликтам. Поносящий родителей проклят Всевышним, ибо сказано: «Проклят позорящий отца своего и мать свою» (Дварим, 27:16);

• если конфликт с родителями вызван тем, что сын или дочь хотят уйти из дома, чтобы посвятить себя углубленному изучению Торы или чтобы вступить в освященный еврейским Законом брак, против которого отец и мать почему-либо возражают, дети в таком случае не обязаны им подчиняться;

• взрослые дети, имеющие престарелых и нуждающихся родителей, должны заботиться о них, одевать и кормить. Все необходимое нужно делать с любовью, тактично, без раздражения. Замужняя женщина, муж которой возражает против исполнения ею долга по отношению к ее родителям, свободна от дочерних обязательств;

• дети обязаны почитать также память родителей. Сын должен в течение одиннадцати месяцев после смерти отца или матери ежедневно читать поминальную молитву — «Кадиш». И сын и дочь ежегодно отмечают годовщину смерти родителей (йорцайт), раздавая деньги с благотворительной целью в память о покойных.

§ По словам наших мудрецов, глубокое изучение Торы и добрые дела — вот высшая форма уважения к родителям, живым или умершим, чтобы люди могли сказать: «Как счастливы отец и мать, воспитавшие такого человека!»


Читайте также: тема Уважение и почитание родителей


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.