Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

исследователь: Слова твои хороши. Выходит, что у нас есть два явления, на которых основано управление: Высшее Мышление, и это собственно мышление 32, разделенное на сфирот, и Б-жественное воздействие на посланников, дабы ониисполняли действия. Мышление осуществляется посредством Ацилут, а Б-жественное воздействие — это Б.Й.А. Только объясни мне, почему ты поставил Б.Й.А. на ступень ниже, чем Ацилут. И почему Йецира ниже, чем Брия, а Асия — ниже, чем Йецира?

каббалист: Знай, что Шхина нисходит на ангела соответственно его силе и ступени. Там, где сила ангела велика, Шхина нисходит с большой силой, а там, где мала — с малой. Таким образом, очевидно, что Б.Й.А., то есть посланники, ниже, чем Ацилут, которая и есть сама сила, а высшие силы раскрываются в ангелах настолько, насколько велика их способность получать. Поэтому сила влияния на Б.Й.А. ступенью ниже, чем проявление этой силы в Ацилут, ибо они — получающие. Итаким же образом, чем ниже мир, как, например, Асия, тем слабее присутствие в нем высших сил по сравнению с более высокими мирами. И если мы сопоставим степень раскрытия присутствия высших сил, то получим три ступени: в мире Йецира меньше, чем в мире Брия, а в мире Асия меньше, чем в мире Йецира. А любое раскрытие включает в себя десять сфирот — это и есть сфирот миров Брия, Йецира и Асия. И еще знай, что поскольку Создатель неисчерпаем, Он несравним с созданными им творениями. Согласно своим возможностям, Он мог создать мир бесконечным числом самых разных способов, но Он постановил, что действия Его будут сообразны с природой тех, кого Он сотворил. Так и человек, соизмеряя свои силы с тем, что делает, к большой вещи прикладывает большее усилие, а к малой — малое. Только Всевышний, в отличие от человека, действовал так не вынужденно, а по Желанию, и лишь Его решение «обязало» Его. В этом суть слов мудрецов: «Он мог создать все одним речением, но создал многими, дабы дать щедрую награду». Как мы видим, Всевышний захотел дать каждому творению отдельное речение и не создавал два одним. Это произошло из-за того, что Он решил соразмерить свои действия с сотворенным. В этом основа всей мудрости Каббалы — различать силы, которыми Всевышний сотворил мир, и выстраивать иерархию сил и созданий. Мы знаем, что Всевышний сотворил мир с единым намерением и согласно этому намерению Он ограничил и упорядочил разные силы для управления нашим миром в виде законов. Таким образом, человек способен воспринять эти вещи, когда ему передают их согласно Каббале, ибо эти понятия ограничены и потому доступны разуму. А в целом этот порядок и есть мудрость Каббалы. Поэтому я буду объяснять тебе эти силы согласно их ступеням в общей иерархии, и ты поймешь, как создания зависят от них исоотносятся друг с другом. Главное же — это понять корень каждого создания в этих силах, согласно порядку и иерархии, для того чтобы увидеть, как все связано друг с другом и направлено к единой цели.

исследователь: Твои слова хороши и обоснованны. Ведь мы видим, что Десять Речений отделены друг от друга. Каждое речение Всевышнего самостоятельно и предназначено для отдельной вещи, при том, что все они связаны друг с другом конечной целью. Вначале появляется порядок основ, а за ним следуют возникающие из них создания. Мы видим, что все светила, упомянутые в Каббале, отделены друг от друга. Но у меня есть еще вопрос: почему Высшее Желание захотело сделать для каждого создания отдельное начало и какая от этого польза?

каббалист: Вопросы твои удивительны. Возможно ли предположить, что сотворение мира произошло без конечной цели? Очевидно, что есть единое намерение во всех созданиях. А если так, то следует спросить, почему же существует определенное количество [отдельных] созданий, не больше и не меньше 33? Следовательно, в Высшем Замысле, там, где все едино, для каждой отдельной вещи должно быть отдельное начало. Ведь каждое начало может свершить только то, что окончательное намерение позволяет ему, поэтому подобные начала отдельны друг от друга. Но я сообщу тебе еще нечто − именно в этом разделении заложена основа служения человека, его награда и наказание. Поскольку у каждого явления есть отдельная основа, Высшее Желание захотело обусловить существование каждой вещи (то есть действие каждой основы) тем, что человек выберет добро, исполняя конкретную заповедь 34. Таким образом, исполняющий заповедь служит причиной того, что соответствующая ей основа совершит благое действие. А Создатель, благословенный, точно знал, как разделить эти основы и установить относительно них заповеди так, чтобы каждая основа осуществляла добро, аналогичное соответствующей ей заповеди. И Он передал исполнение заповедей Израилю, служение которого избрал, а причины каждой заповеди и все условия их исполнения в точности зависят от связанных с ними основ. Намерением Высшего Замысла в сотворении всего этого было создание условий для свободы выбора человека, согласно принципу награды и наказания, и создание всего необходимого для поддержания существования мира, во все времена и во всех аспектах 35. Так возникло бытие всех созданий, во всем их совершенстве, а Всевышний, установив законы для всех этих созданий, из законов их и произвел. Основы, о которых мы говорим, — это света, ибо это силы Высшего Желания, которое есть простой, сокрытый и невидимый свет. А сфирот — это те света, суть которых Он захотел открыть, и также Он захотел открыть их свет ангелам или душам созданий — человеческим душам, дабы они насладились сиянием Шхины.


32 Мы практически не различаем между собственно мышлением и выражением мысли, так как мыслим словами, поэтому и называемся «говорящими», а не «думающими». Однако это не одно и то же: Ацилут — это «замысел Всевышнего», а миры Б.Й.А. — выражение этого замысла, Руах — слова, а Нефеш — дела.

33 То, что количество созданий строго определено и не случайно, очевидно, ведь нет ничего случайного. Сам же факт, что для реализации одного намерения существует множество созданий, свидетельствует о том, что у каждого из них есть доля в этом намерении, то есть свой собственный источник в нем.

34 Каждая заповедь связана с определенной основой, и от ее испо — нения зависит действие именно этой основы.

35 Сфирот и связанные с ними заповеди выстроены так, что достигаются две, казалось бы, не связанные между собой цели: обеспечение свободы выбора для награды и наказания и поддержание существования всего мира, во всех деталях, несмотря на свободу выбора. Однако, исправляя себя (заслуживая награду) иудостаиваясь вечной жизни, человек исправляет и весь мир, делая и его вечным.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»