Из цикла «Стремись к истине», темы: Страдания, Награда и наказание, Грешник, Мировоззрение, Праведник, Мусар, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Каждый верующий знает, что за добрые дела в этом мире удостоится жизни в мире грядущем, и эта жизнь главная, жизнь вечная, несравненно более возвышенная и счастливая. Однако есть и считающие, что жизнь в этом мире тоже чего-то стоит. «Этот мир — тоже мир! — говорят они. — В этом мире, где мы сейчас находимся, есть люди, живущие жизнью приятной и счастливой, и есть такие, чья жизнь полна горя, множества забот и несчастий. Но и наслаждающиеся жизнью в этом мире могут обрести награду в Грядущем мире своими хорошими делами». Это широко известная точка зрения, и мы даже привыкли ее выслушивать.
Итак, мы затронули большие и тяжёлые вопросы: почему один человек удостаивается счастливой жизни, полной наслаждений, а другой страдает от горестей и бед? Почему этот праведник терпит такие большие муки, настоящий Геином, а у того грешника вся жизнь — сплошной праздник?
У человека совершенной веры такие вопросы не возникают: он знает, что не нам расследовать суды Творца. И так как Он — Судья, а мы всего лишь люди, то осмелимся ли помыслить, что малым нашим разумом сможем понять глубины судов Благословенного. Но многих не удовлетворяет этот простой ответ, и они, размышляя над свойствами Всевышнего, говорят: «Разве Он не добр и не милосерден? Почему же Он делает несчастной нашу жизнь? Не лучше бы было наказать тех, кого следует, а не делать таким тяжёлым наказание праведника, в то время как многие преступления грешника сходят ему с рук, как будто их вовсе нет». Велика опасность, что из-за больших страданий человек начнёт возмущаться судами Творца. Нелегко человеку понять особенность этих судов, то, что они — «суды Творца, (Который весь) истина». Ведь если бы было в них какое-либо отклонение от истины, отклонение даже самое незначительное, эти суды уже были бы не истиной, но ложью. Указанные вопросы мешают некоторым людям служить Творцу всем сердцем, потому что в глубине души они предаются раздумью: «Что пользы в нашем служении?»
Такое происходит, когда мы наблюдаем этот мир с упомянутых выше позиций. Но если бы мы поднялись на уровень видения наших мудрецов, то все эти вопросы отпали бы сами собой.
Сказали наши мудрецы: «Этот мир похож на прихожую, а грядущий мир — на дворцовый зал». Всё, что делает человек, он делает ради достижения цели, к которой стремится. И если эта цель очень важна для него, он трудится с большим желанием, даже если эта работа тяжела. Как сказано в Торе о Яакове: «…и работал… и были (эти годы) в глазах его как несколько дней из-за любви его». Однако цель всего творения и, само собою, цель этого мира — грядущий мир. И если даже очень тяжело будет пройти прихожую, полную барьеров и препон, желательно, чтобы человек прошёл её с добрым намерением, по доброй воле, ибо нет иного пути во дворец его Царя.
Один чернокожий ничего не знал о ценности золота и серебра, а о значении драгоценных камней и понятия не имел. Случилось так, что он спас тонувшего в море царя. И повелел царь привести своего спасителя в сокровищницу и позволить ему там набрать и взять домой полные мешки золота, серебра и драгоценных камней. А чернокожий, не знавший их языка, решил, что против него злоумышляют и хотят принудить его тяжко трудиться. Увидев, что его оставили одного, поленился он наполнять мешки, а вместо этого лёг и уснул. Да и когда проснулся, работал так лениво, что к концу дня мешки его были почти пустыми. Когда же его с мешками на плечах вывели на городскую площадь и отпустили, он стал хвалить себя за свою «мудрость». Ведь если бы делал, как ему велели, то мало того, что тяжко трудился бы весь день, так еще и вынужден был тащить на себе такую тяжёлую ношу. Но когда он пришёл к друзьям, имевшим представление о ценности золота, и рассказал им обо всём, что случилось, ему враз растолковали, какую глупость он совершил. Только тогда он осознал, с какой радостью должен был трудиться изо всех сил в этот драгоценный день.
Так, примерно, и мы будем выглядеть, придя в грядущий мир, мир истины, мир, в котором нет йецера ара и вызываемых им ошибок. Пока мы в этом мире, мире лжи, где заправляет йецер ара, наши оценки, наши понятия о ценностях искажены. Счастлив имеющий представление об истинных ценностях, уже будучи в прихожей, ведущей его в дворцовый зал. И будет он очень рад тяжко трудиться там, потому что знает ценность плодов этой работы.
Эту тему стоит рассмотреть глубже. Весь смысл этого мира в том, что он лишь передняя, прихожая перед грядущим миром, а не самостоятельный мир, имеющий собственную ценность. Построивший себе переднюю без зала еще ничего для себя не построил: у него и прихожей еще нет, покуда она никуда не ведет. Весь этот мир и всё, с чем мы сталкиваемся в нём, что происходит с нами, понадобится нам, лишь когда мы войдём в грядущий мир. Всё, что мы восприняли, что оставило след в нашей душе, и всё, что нам удалось постичь, — всё это измерено и взвешено с абсолютной точностью и имеет ровно столько ценности, чтобы удостоиться жизни в грядущем мире. Если воспылает гнев Всевышнего на человека и Он тяжко накажет его, это не для Самого Благословенного, Который негодует на грешника, ибо, исполняя заповеди, тот не делает Ему добра, а совершая грехи, не делает зла Ему, как сказано: «Если ты грешил — что ты сделал (этим) Ему?.. Если праведен ты — что дашь Ему?» (Ийов 35). Но соблюдающий заповеди делает добро себе, а если согрешит, то себе во зло.
Это совсем как рав и его ученик: когда юноша не учится, причиняет ущерб себе самому, ибо остаётся без знаний. А если рассердится учитель и отчитает ученика, то разве не для того, чтобы наставить на путь истинный? И если накажет ленивого ученика, то этим вернёт его к учёбе всем сердцем и благо тому! Иногда сердится рав потому, что сам гневлив, и об этом сказано: «Гневливый да не будет преподавать». Но рав должен очень точно и тщательно взвешивать свои слова и поступки, чтобы проявлять свой гнев не больше и не меньше, чем это нужно для пользы ученика. И если так у людей, то Святой, благословен Он, скрупулезнейшим образом отмеряет наказание, чтобы было именно столько, сколько требуется, чтобы вернуть человека к раскаянию и служению Творцу.
Необходимо сознавать, что страдания — это «помощь Небес», и ими Святой, благословен Он, помогает нам приблизиться к Нему. Но этим не снимает с нас возможности выбора, ибо, хотя страдания отмерены с превеликой точностью в соответствии с необходимостью научить нас, всё же, усвоим ли мы урок, это зависит от нашего выбора. Мы можем закрыть глаза, и заупрямиться, и исполниться претензий к Благословенному. Об этом Он сказал: «Прямы пути Творца, праведники идут ими» и познают справедливость, «а преступники», избравшие беззаконие, «претыкаются на них», на тех же путях.
И всё же, почему так много случаев, когда грешнику в этом мире хорошо? Но и это просто и понятно. Что делать раву с учеником, которого и побои не исправляют? Ведь ясно, что наказания бесполезны. Наоборот, вне всякого сомнения, умножение наказания заставит ученика ещё больше упрямиться и умножать зло. Поэтому не остается раву ничего иного, как окончательно прогнать такого ученика от себя. Но рав не будет делать это в один миг, нон подождёт: может быть, всё же еще есть надежда, что со временем тот исправится. И лишь после того, как переполнится чаша терпения и станет ясно, что ни на йоту не исправился, тогда решает рав с большим сожалением обеими руками оттолкнуть его от себя. Так же ведёт себя Благословенный по отношению к закоренелому грешнику. Об этом написал Раши (Берешит 27:28): «И даст тебе (Яакову) Б-г… по правому суду: если заслужишь, то даст тебе, а если не заслужишь, не даст тебе. В то время как Эсаву сказал: “От тучной земли будет существование твоё” /27:39/ — (независимо от того) праведен ты или нечестив, даст тебе… Достоин он того или нет, даст ему, чтобы не возмутился против Тебя». В чём причина такого различия? Да потому, что к Яакову можно относиться по «мере закона», так как наказание он воспримет как науку и повернётся лицом к Творцу, в то время как Эсав, если лишить его чего-либо в этом мире, озлобится ещё больше и совершенно отринет Творца. Поэтому и относятся к нему по «мере милосердия» до последней возможности, пока не переполнится чаша терпения.
Некоторые спрашивают: «Если так, то почему есть страдания, которые вообще не являются наказанием? Почему есть больные от рождения и т.п.? И такие, что унаследовали свои болезни от родителей и дедов? Почему так поступили с ними Небеса?» Ответили наши мудрецы, что Святой, благословен Он, ещё до рождения предопределяет, будет данный человек умён или глуп, силён или слаб, здоров или болен, богат или беден. Но будет он праведником или грешником — это не предопределено заранее, ибо всё зависит от человеческого выбора. И следует понять, почему страдания предопределены заранее и почему одним людям предопределены покой и наслаждение, а другим — всю жизнь терпеть мучения.
Недоумение на этот счет ошибочно по самой сути своей. Попытаемся разобраться в этой проблеме, хоть и очень глубока она. Люди различны и по своим взглядам, и по духовным качествам, и по способностям, и по окружению, в котором они находятся. Различны также индивидуальные сочетания сил души у каждого человека, например: в одном 10% гордыни, 5% лени, 20% сладострастия и определённый процент иных сил и качеств души. Понятно, что все они органически слиты в данном человеке, в то время как у другого совсем иное сочетание духовных качеств. И то же происходит с сочетаниями умственных сил: понимания, углубления, быстроты ума, счёта, памяти и многих других, которые объединяет в себе человеческий разум. Так же и со средой, воспитывающей человека: она тоже является соединением многих частностей, каждая из которых воздействует на сочетание духовных сил и способностей ума. Об этом сказали наши мудрецы: «Как не похожи лица людей, так не схожи и мнения их». Почему так? Разве у всех людей не та же цель — посредством служения Творцу удостоиться грядущего мира? Если так, почему они не одинаковы в своей готовности к этому?
Вот объяснение: благодеяниям Благословенного нет предела! Даже благодеяния, которые дано нам видеть, имеют корнем безмерные блага. Взгляните и подумайте! Благословенный даёт нам возможность достичь больших высот и удостоиться наибольшего счастья во всей вселенной. Одного этого уже было бы нам достаточно. Но Благословенный добавляет нам возможность ощутить, что этот великий подарок (жизнь грядущего мира) даётся нам по справедливости, дар этот наш, по-настоящему, награда за добрые дела, за нашу борьбу с собственным йецером ара. И Он хочет по Своему милосердию, чтобы мы не посчитали даруемое Им добро беспричинным, бесплатно полученным даром. Он будет много более приятным, если мы его заслужим — тогда он по-настоящему будет нашим. И это по-настоящему наполняет нас до краев!
Однако в действительности получаемое нами благо еще больше! Вдумаемся: важнейшая заповедь — освящение Имени Творца, она включает в себя всё, все заповеди. И все аспекты нашего служения Творцу, по сути, ведут к Его освящению. Тем, что мы превозмогаем свой йецер ара, чтобы выполнять волю Благословенного, мы освящаем Его Имя. Писание объясняет: «Все нареченное Моим Именем и во Славу Мою сотворил Я…». Не имеется в виду, что Благословенный нуждается в этом чествовании: это для нашего добра, ибо удостоились мы этой великой заслуги — прославлять Имя Благословенного, освящать его и венчать им все наши поступки. Однако если различные и многочисленные общины будут чествовать земного царя одними и теми же словами, что почувствует каждый следующий оратор, когда поймёт, что не добавил ровно ничего к уже сказанному до него? Поэтому ради нас умножил Всевышний благо Своё, сотворив для каждого человека различные духовные силы и сочетания этих сил, а также его особенный йецер ара и уникальную, свойственную только ему одному борьбу с ним. И естественно, освящение Имени Творца одним человеком отлично от того, как делает это другой. Потому-то у каждого есть своя особая личная доля в грядущем мире и свойственное только ему одному душевное спокойствие, моральное удовлетворение и полнота счастья в получаемой им награде.
С этой целью также и окружение каждого человека соответствует его заданию, и качествам, и тому освящению Имени, для которого он сотворен. Одни должны выстоять в испытаниях богатством и удовольствиями этого мира, чтобы не погрузиться в материальное и не забыть о своем Творце. Об этом написано: «Чтобы не пресытился я и не стал отрицать (Б-га, говоря): “Кто — Б-г?” Другие должны выдержать испытание нищетой и великими бедами и, несмотря на них, не подвергать сомнениям пути Б-жественного провидения. Нам, находящимся в этом мире, не дано этого знать, но, возможно, если бы спросили душу перед тем, как она спускается сюда: какую долю она выбрала бы, захотела бы пройти эту прихожую в богатстве и довольстве или, наоборот, в нищете и бедствиях, можно предположить, что она, скорее всего, предпочла бы путь страданий. Потому что тот, у кого разбито сердце, ближе душевно к тому, чтобы поразмыслить о цели своей жизни.»
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.