Из цикла «Стремись к истине», темы: Дурное начало, Тшува, Мировоззрение, Будущий мир, Духовное развитие, Изучение Торы, Мусар, Геула, Бааль Тшува, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель, Самосовершенствование, Материальность
Человек (речь идёт о еврее) всегда должен заниматься Торой и заповедями даже не «во имя» их самих (т.е. из какого-то побочного интереса). Ибо занимаясь ими «не во имя» придет к тому, чтобы делать это «во имя» (Псахим* 50б).
А гаон рабейну Хаим из Воложина написал в своей замечательной книге Дух жизни по поводу 4-ой мишны из второй главы Пиркей Авот*: «…учение “не во имя” — великий ключ (открывающий дорогу) к “во имя”, ибо без этого человек не в состоянии подняться против своего йецера». И ещё написал там по поводу 1-ой мишны из третьей главы, что невозможно достичь ступени «во имя», если этому не предшествовало «не во имя». И это можно также вывести из слова «всегда».
Поэтому мы очень поражены тем, что сделал нам Творец, когда нашему, такому слабому в изучении Торы и служении поколению, Он, Благословенный, совершенно отменил «не во имя»: ведь кому не известно, что в наше время человек занятием Торой не приобретет ни серьезных доходов, ни большого почета. Более того, хоть иногда в великих ешивах и существовала тень от «не во имя», бросил их Святой, благословен Он, под власть большевиков, противников любой религии; и не только напрочь ликвидировано было «не во имя», но требуется огромная самоотверженность (месирут нефеш) от изучающих Тору. Что это сделал Творец? Разве Он желает уничтожить Свою Тору и служение Ему?!
Углубимся в некоторые детали, чтобы понять их.
1. По поводу «не во имя» сказал мой дед, хасид, гаон, наш учитель и рав Симха Зисель, что целью занятий Торой «не во имя» должно быть прийти к «во имя». Ясно, однако, что не каждый, учащий «не во имя», придет к «во имя». Такое произойдет, лишь если главное стремление его чисто, тогда «не во имя» помогает и облегчает ему противоборство с йецером ара, и таким путем он придет к «во имя».
Помню (мне было тогда девять лет), что принято было у моего отца и учителя, и дяди моего, реба Гедальяу, вставать в субботу в полночь и вместе заниматься Торой до утренней молитвы, т.е. примерно в течение девяти часов. И я поднимался на несколько часов, и учился со мной мой рав — отец мой. И мама-праведница, мир ей, вставала и учила мидраш, и Рамбана, и Мальбима* — их объяснения к недельному разделу Торы. Когда она вставала, это было для меня праздником, потому что угощала нас горячим кофе и изумительно вкусными оладьями. Конечно, главной целью ночного вставания было учение, но и у оладий была своя доля в моем быстром подъеме.
Так пояснял мой дедушка сказанное в трактате Брахот /54а/: «…всем сердцем своим — обоими твоими побуждениями: йецером атов и йецером ара», — используй желания йецера ара к добру.
2. И следует понять, почему такова была воля Благословенного, что Он помог человеку в служении Ему через «не во имя», почему сделал так, что «нечистота» проникла в «святость» — разве нельзя было сотворить человека таким, чтобы он мог подняться к святости, не прибегая к «нечистоте»? Но дело-то все в том, что Он создал лестницу от земли до небес, и на каждой ее ступени необходимо прилагать большие усилия к тому, чтобы противостоять йецер ара, и не в состоянии человек скакнуть снизу вверх одним махом, но день за днем должен подниматься со ступеньки на ступеньку. Вот так и со ступенью «во имя», которая нуждается в содействии и поддержке от «не во имя», и человек, прилагая усилия, будет подниматься по ступеням «не во имя», достигая уровня «во имя», а от этой ступени еще выше, пока не придет к полному и совершенному служению «во имя».
Так писал раби Хаим из Воложина (Дух жизни гл. 3):
Например, господин велел своему слуге подняться наверх, и нельзя предполагать, что будет сердиться, если тот поднимается по ступеням лестницы, а не пытается преодолеть ее одним прыжком, ибо невозможно сразу подняться наверх. Так и в процессе учения: начав его «не во имя», человек поймет, что всего лишь находится на определенной ступени и ему следует подниматься, пока не достигнет ступени «во имя». И конечно, если господин увидит, что слуга просто скачет по ступеням вверх-вниз и вообще не поднимается вверх, немедленно рассердится на него.
Замечательно то, что даже Яакову намекнул Святой, благословен Он, что тот не может подняться иначе, как со ступени на ступень лестницы, которую Он дал ему увидеть в пророческом сновидении! А ведь Яакова наши мудрецы считали избранным из праотцов, даже Авраам получил многое в заслугу Яакова: Авраам стал родоначальником еврейского народа потому, что от него произошел Яаков, главным свойством которого была «истина». Именно благодаря этому он смог породить 12 сыновей — родоначальников колен Израиля, и каждый из них был свят, в отличие от сыновей Авраама или Ицхака.
3. Здоровый человек поднимается самостоятельно даже по многоступенчатой лестнице. Слабый и больной также поднимутся, но им придется прихватить для опоры посох. И ребенок, помогая себе руками и ногами, поднимется на какую-то ступень. Однако безногий вообще не сможет подняться самостоятельно, он и стоять не может, но падает. Такой взывает к Милосердному, чтобы Тот вознес его. И если он попал-таки наверх, значит его туда подняли.
Так же происходит и с лестницей служения Всевышнему. Праведники поднимаются сами, побеждая, покоряя свой йецер на каждой ступени. Всем иным подъем дается тяжело. А начинающие служение, подобные маленькому ребенку, помогают себе руками, посохом — всем, что «не во имя». Однако грешники, люди с изъяном, дефектом, те, кто не могут одолеть свой йецер, чье сердце отупело от многих «нечистот», — такие не смогут подняться даже на одну маленькую ступеньку. Что же делать им? Если сердце их сокрушено, и они поистине раскаялись в совершенных ими мерзостях и преступлениях, они взывают с мольбой к Творцу — и оказываются наверху, как сказано: «…и дам им сердце новое…» В то время как праведник трудится многие годы, чтобы наполнить свое сердце духом святости, о полностью раскаявшемся сказано: «…и новый дух водворю в вас».
Из этого ясно, что грешащий не должен говорить: «Как я могу сделать тшуву, ведь я так далек от Б-га, полон страстей, и сердце мое бесчувственно-тупое?» Он должен увидеть истину и раскаяться, молить Благословенного о милости, и Тот поможет ему. Сказано: «Верни нас, Всевышний, к Себе, и мы вернемся…», то есть согрешивший должен лишь раскаяться, молить искренно, чтобы Благословенный вернул его к Себе, и Творец проявит милосердие в такой мере, что даже «верни нас» будет зачтено, как если бы сам человек вернулся, своими силами сделал тшуву, как сказано: «…и мы вернемся…» В этом суть явления — «есть обретающий свой удел в грядущем мире в один миг» (Авода зара* 10б). И везде, где в Талмуде говорится об этом, речь идет о сделавших тшуву. Но праведник трудится всю свою жизнь, подымаясь со ступени на ступень.
Праведник раскрывает Славу Творца своим выбором, всем множеством своих добрых поступков во все дни своей жизни. Каждым своим добрым делом, созданием каждого «входа с игольное ушко» он творит «храмовые врата», при том, что первый находится в нашем мире, а вторые — в мире грядущем, — он вызывает раскрытие качеств и свойств Благословенного и Славы Его. Грешник же всю свою жизнь своими действиями усиливает, увеличивает сокрытие Всевышнего, ибо действует назло, вопреки Ему; и даже когда он раскаивается, «вход с игольное ушко» у него совсем крошечный, и он не в состоянии подняться самостоятельно даже на одну малую ступень, ибо стал бесчувственным в результате множества своих скверных дел. Однако он становится побудительной причиной, и благодаря ему помощь Небес и беспредельное милосердие раскрываются в такой необыкновенной степени, которой не может вызвать и великий праведник. Но при этом отношение самого раскаявшегося грешника к этому великому раскрытию, связь его с ним очень незначительны, потому что открытый им «вход с игольное ушко» в действительности очень мал и невелик. Но тем не менее особенно это место тем, что в нем происходит изумительное раскрытие (Творца), которого праведник не мог бы достичь в одиночку, а только при посредстве баалтшувы. И именно в этом отношении «на месте, где стоят баалейтшува, не могут стоять даже совершенные праведники». Об этом и плакал Раби, увидев свет великого раскрытия, возникающий благодаря баалтшуве: почему он не удостоился того, чтобы в этом была и его доля, его участие.
«В грядущем приведёт Святой, благословен Он, йецер ара к человеку… праведникам он (йецер) покажется высокой горой, а злодеям — тонким волоском. И те, и другие заплачут. Праведники заплачут и скажут: “Как мы смогли одолеть такую высокую гору?” А злодеи заплачут и скажут: “Как это мы не смогли совладать с таким тонким волоском?”»
И невозможно объяснить, что в грядущем мире истины ошибутся в понимании трудности преодоления йецера ара, но, как сказано выше, каждый поистине плачет о своём.
Объясняется это следующим образом.
а) Как поднимаются по лестнице ступенька за ступенькой, так и спускаются по ней. То есть, когда человек опускается ступень за ступенью, он всё же может вернуться и подняться по ступеням, если всё ещё стоит на лестнице, даже в самом низу, если ещё не потерял способности подняться хотя бы чуть-чуть.
б) Чем больше человек проявляет уважения к Небесам, тем более явно им управляет Благословенный. Мы знаем, что для великих праведников Святой, благословен Он, совершал открытые чудеса, а Моше-рабейну был удостоен того, что благодаря ему Слава Творца открылась каждому человеку, как, например, при исходе из Мицраима (Египта), рассечении Красного моря, даровании Торы и пр.
в) А чем больше человек своими дурными поступками скрывает Славу Творца, и Святой, благословен Он, скрывает Свою Славу от него. И это проблема галута (изгнания), суть которого — «изгнание Шехины». Имя Творца оскверняется там, как сказано: «Почему скажут народы:…где же их Б-г?» Однако есть в этом и немалая польза, ибо, когда человек начинает подниматься по ступеням с самого низа, то и Слава Небес мало-помалу возвышается вместе с ним. И это то, что мы видим, как приходит помощь Всевышнего даже естественным путём, даже в условиях галута, когда обращаются к Нему и молятся Ему, Он помогает, Он спасает. Это раскрытие из сокрытия, которое происходит в соответствии со степенью этого раскрытия в действиях человека, начавшего подниматься с очень низкой ступени.
г) «Полностью виновное поколение уже потеряло надежду, что сможет подняться по ступеням, и поэтому длить галут нет больше смысла, “Святой, благословен Он, поставит над ними царя, чьи указы тяжелы, как указы Амана, [и Исраэль раскается] и исправится” (Санхедрин 97б). Что значит “раскается и исправится”? После тшувы исправится? И кто его исправит — Святой, благословен Он, или царь тяжкий, как Аман? Но такова правда: когда ставят над ними (евреями) царя тяжкого, как Аман, раскалывается их сердце от горя и взывают с мольбой к Всевышнему. А Благословенный видит, что они желают сделать тшуву, но слабы настолько, что не могут подниматься по ступеням. Тогда Он, Благословенный, “Сам возвращает их”, и Сам поднимает их, и приводит к ним Машиаха при великих раскрытиях (Себя) и откровениях на глазах у всех. Поэтому и сказано, что Машиах, сын Давида, придёт к “поколению, полностью невиновному” (достойному того, что Машиах откроется ему), или к “поколению, полностью виновному”, которому галут уже не приносит пользы. И тогда Благословенный поднимает его (после того, как разобьётся его сердце) и в заслугу этого приводит Своего Машиаха».
При виде того, как Всевышний забрал у нас всё «не во имя», как закрыл перед нами двери почти всех святых ешив и подверг тяжким и горьким испытаниям всех изучающих Тору, разве не оказалось, что Он отобрал у нас лестницу? Но зачем? В знак того, как низко пали мы в Торе и в служении Всевышнему. Потому нет пользы нам в лестнице, мы не в состоянии подняться даже на одну ступень. И наоборот, беды наши умножились сверх головы, а от всех наших стремлений устроиться в этом мире в усладе и покое осталась только кучка праха. Разве всё это не свидетельствует нам с абсолютной ясностью, что есть у нас один-единственный путь вернуться, сделать тшуву, и тогда Он, Благословенный, вознесет нас.
Как бестолковы люди, не видящие того, что делает Всевышний, люди, чьи сердца всё ещё преданы животным желаниям и материальным устремлениям, те, кто надеется, что ещё немножко, — и жизнь потечет прежним руслом, и каждый сможет делать всё, что ему заблагорассудится. Жаль таких, они подобны рыбам, попавшим в сети: мечутся туда-сюда, теряют силы, а всё бесполезно. Нам следует понять всем сердцем истинное положение в мире, очистить наши сердца от всех привычных нам глупостей и всецело отдать себя служению Благословенному — искренне и с полной уверенностью. Если же возникнет мысль как обеспечить своё существование, откуда взять средства на жизнь, ответим задающему этот вопрос нашему йецеру ара: «А если будешь поступать по своему желанию, будешь знать, как обеспечить себя?» Человек не должен требовать много от этого мира, а довольствоваться малым. Известно, что привязавшиеся к удовольствиям этого мира скажут: «Всё это крайности!» Однако каждый, принявшийся искоренять в себе зло, — человек крайностей, и все те, кто приобрёл мир в одно мгновение, также были людьми крайностей. Чего не достаёт нам сейчас, так это именно крайности, порождённой сильным чувством и огромным вдохновением, энтузиазмом. Общее правило: тшува (возвращение к Творцу) очень легка для нас, но только если подогревается энтузиазмом.
Статья «Есть обретающие (грядущий) мир в одно мгновение» была написана в 1941-42 гг., когда над Англией нависла угроза фашистского вторжения. Рав Деслер был занят тогда использованием тшувы в качестве «первой помощи». «Рецептом для излечения» он считал заметку «Тшува: краткий путь», помещённую после данной статьи.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»