Из цикла «Шем Олам», темы: Потомство, Цдака, Хафец Хаим, Хесед, Заслуги
Знай, что обещание (вечного имени), которое Писание дает бесплодным[1], относится даже к тому, кто стал таким от руки человека[2], а также к тому, кого называют сарис хама, то есть к такому, который несомненным образом не сможет иметь детей в будущем [имеющему врожденные дефекты развития с утробы матери, и у него проявились признаки бесплодного, как об этом говорят наши мудрецы в трактате Евамот, 80б], — даже такие люди, если только исполнят то, о чем говорится в упомянутом месте в Писании, удостоятся имени вечного, которое никогда не сотрется. Тем более это относится к человеку, не имеющему выраженных признаков бесплодия, и его проблема лишь в том, что у него долгое время не рождаются дети или же они у него были раньше и умерли. Нет сомнения, что он, вместо того чтобы отчаиваться, должен укрепляться в следовании заповедям цдака и хесед. И в сердце своем он должен полагаться на то, что Г-сподь по доброте Своей в конце концов сделает ему благо и дарует ему сыновей[3], как сказали наши мудрецы (Бава батра, 9б): «Каждый, кто привык делать цдаку, удостаивается сыновей*1, обладающих мудростью, богатством, сведущих в сказании, как сказано: “Стремящийся к цдаке и хеседу найдет жизнь, справедливость и почет” (Мишлей, 21:21)» см. об этом там в Гемаре. [И также см. сказанное в книге Аават хесед, ч. 3, гл. 1 со ссылкой на мидраш Танхума, гл. Ки теце — о том, что человек, приверженный заповеди гостеприимства[5], удостаивается сыновей[6] — потому, что гостеприимство является частью таких качеств, как цдака и хесед].
Также очевидно, что строгое следование тому, к чему обязывает мишпат (правосудие) [смысл: человек изо всех сил оберегает себя вместе с женой своей от присвоения чужого имущества], тоже является сильным средством, помогающим удостоиться сыновей, как сказано: «И будет: за то, что будете послушны этим мишпатим (в данном случае — имущественным законам)» (Дварим, 7:12), — и далее: «Не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной, — и также у скота твоего» (там, 7:14). Это относится к сказанному: «И изберут желанное Мне» (Йешаяу, 56:4); «желанное» — это три названные вещи, а именно хесед, мишпат и цдака. Особая сила их — в содействии тому, чтобы у человека появились также и телесные его порождения, сыновья в полном смысле этого слова, и чтобы не стерлось его имя в мире. Даже если он стал бесплодным от руки человека или родился как сарис хама, по самой природе своей неспособный к зачатию, или случилось с ним что-то подобное по приговору с Небес, не позволяющее ему иметь свое потомство, — в любом случае эти три драгоценных дела помогут ему. Ибо они — порождения души его, согласно сказанному нашими мудрецами, будь благословенна их память, о том, что главные порождения праведников — их добрые дела (Берешит раба, 30:6). И благодаря тем делам дано ему будет имя доброе в доме Г-спода и в стенах Его, — имя вечное, которое не сотрется.
С чем это можно сравнить? Над рекой стоит большой мост на опорах, врытых в грунт; если что-то случится с этими опорами, мост тут же рухнет в воду. Точно так же — цдака и хесед: эти дела порождают больших защитников, которые не дают силам суда приступить к исполнению приговора [как сказали наши мудрецы (Бава батра, 10а): все заповеди цдаки и хеседа, которые делает народ Израиля в этом мире, — это его великие защитники перед лицом его небесного Отца]. Как только исполнение этих заповедей прекращается, обвинитель приступает к своим обязанностям, побуждая силы суда действовать против человека[7]. Так это происходит с каждым. Поэтому разумный человек должен предвидеть последствия своих действий — это поможет ему неотступно придерживаться хороших качеств. Тогда, несомненно, также и Г-сподь не оставит его своими милостями.
Также важно знать, что сказанное в Гемаре: «Каждый, кто привык делать цдаку, удостаивается сыновей и т. д.» (Бава батра, 9б), — относится только к тем людям, над которыми не тяготеет вынесенный для них на Небесах приговор бесплодия. Другими словами, сказанное в Гемаре не относится к виновным в преднамеренном нарушении субботы или совершившим другие грехи, влекущие наказание карет[8]. Ведь это наказание, как известно, проявляется в том, что жизнь человека сокращается, а также он умирает без потомства, как говорит Раши (на Ваикра, 17:9). В этом случае нет оснований полагать, что цдака поможет избавиться от наказания карет [это было бы подобно поступку человека, запивающего полезную, укрепляющую тело еду смертельным ядом]. Лишь в том случае, если он раскается в своих грехах и вернется к Творцу своему, его грех будет искуплен посредством страданий, посланных с Небес. Об этом сказано в трактате Йома (86а): «Для тех, кому за их грехи полагается наказание карет или смертная казнь по приговору суда Торы, возвращение к Творцу и Йом кипур задерживают наказание (которое должно было бы постичь их с Небес), а страдания “стирают” грех (избавляют от этого наказания)[9]». После этого цдака и хесед несомненно помогут раскаявшемуся грешнику в том, чтобы у него появились «сыновья, обладающие мудростью, богатством и т. д.». Вполне вероятно, что цдака и хесед также помогут ему в том, чтобы сразу после возвращения к Творцу он был избавлен от наказания бездетностью и у него могли бы появиться дети, — но только грех его будет «стерт» до конца лишь после того, как постигнут его страдания за его грех[10].
*1 См. в книге Аават хесед, ч. 2, гл. 5 (в примечаниях автора, начиная со слова зохе) сказанное там о людях, которые ищут сгулот (особых чудодейственных средств), чтобы удостоиться детей, тогда как лучшее в мире средство — это совет наших мудрецов, будь благословенна их память. У меня на глазах произошел один страшный случай, имеющий отношение к нашей теме. Один человек, у которого один за другим умирали дети, пришел к мудрецу Торы, чтобы тот дал ему совет и сгулот (особые молитвы, амулеты и т. п.). Мудрец ответил: «Я не знаю сгулот, а совет мой таков: открой в городе постоянно действующий ГМАХ — и тогда, быть может, в заслугу этого хеседа Г-сподь явит Свой хесед тебе и даст тебе сыновей». Тот человек послушал совета и потратил много усилий на то, чтобы открыть в городе постоянный ГМАХ. Он принял на себя всю тяжесть этой работы — давать деньги под залог и, как это принято, записал в особую книгу правила, по которым должны были вестись дела, включая обязанность раз в три года, в ту неделю, когда в Торе читают главу Им кесеф талве («Когда будешь ссужать деньги», Шмот, 22:24), собираться и организовать трапезу, чтобы укрепиться в исполнении данной заповеди. По истечении трех лет у этого человека родился сын, и в знак того, что это произошло именно в заслугу заповеди хесед, восьмой день после рождения сына, когда делают брит-милу, выпал на тот самый день, когда по правилам ГМАХа должно было состояться собрание. Этот человек усердно делал свое дело много лет. У него появилось несколько детей — но, к сожалению, притупилось ощущение того, какое великое благо даровал ему Святой Творец. Он вновь пришел к мудрецу и попросил назначить вместо себя кого-нибудь другого, заслуживающего доверия, для ведения дел в ГМАХе, так как он очень занят, а ГМАХ разросся и есть люди, которые сомневаются в том, что он правильно ведет в нем дела. Мудрец отказал ему в этой просьбе, говоря, что, несомненно, никто другой не будет управлять ГМАХом так же хорошо, как он. Прошли еще годы; он вновь и вновь упрашивал мудреца, и тому пришлось уступить. Были устроены перевыборы и избрано новое доверенное лицо для исполнения заповеди; все это произошло в начале ночи. А назавтра тот человек пришел к мудрецу и рассказал ему о страшной трагедии: на исходе ночи у него умер от удушья ребенок; после этого он вернулся к исполнению заповеди. Здесь мы ясно видим, что в заслугу заповеди хесед у этого человека родились дети, а когда он прекратил заниматься ею, сразу же пришла в действие мера строгого суда. Так что человек должен понять необходимость держаться заповеди хесед и не ослаблять в ней усилий. И не думай, брат мой, что такого рода история не укладывается в рамки нашего разума и похожа на чудо. Вовсе нет! Напротив, она совершенно проста и вполне согласуется со здравым смыслом, как мы объясним далее.
Историю, очень похожую на эту, мы находим в книге пророка Даниэля (гл. 4). Там идет речь о злодее Невухаднецаре[4], который видел странный сон, и Даниэль истолковал этот сон таким образом: царь будет изгнан из общества людей, будет жить со зверями полевыми, питаться как они и во всем будет подобен им. Так пройдут для него семь лет, чтобы признал он, что Б-г Всевышний — правитель над царством людским. «И кому пожелает — отдаст его, и низшего из людей поставит над ним» (Даниэль, 4:14). Сказал ему Даниэль: «Потому да будет угоден тебе, о царь, совет мой: искупи грехи свои благодеянием и преступления твои — милостью к бедным; тем продлится благополучие твое» (там, 4:24). [Объясняет там Раши: по какой причине Даниэль дал Невухаднецару добрый совет? Увидел он народ Израиля — бедных, униженных изгнанников, собирающих подаяние, и посоветовал царю смилостивиться над ними. Сказал ему: эти нищие, изгнанные тобой, голодны; накорми их! Тот так и сделал: открыл свои хранилища и кормил их двенадцать месяцев]. «Все это сбылось с царем Невухаднецаром. Спустя двенадцать месяцев, прохаживаясь по царскому дворцу в Бавеле, заговорил царь и сказал: “Вот он, этот великий Бавель, который я построил, чтобы быть ему домом царским, — силой могущества моего, во славу величия моего!”» (там, 24:25—27). [Объясняет Раши со ссылкой на мидраш: он услышал голоса бедняков, пришедших к нему, и спросил: что за шум большой толпы я слышу? Отвечали ему его рабы: это бедняки, которым ты назначил время раздачи еды. Сказал: вот он, этот великий Бавель и т. д., — и если бы я растратил свои сокровища на то, чтобы кормить бедняков, то на что я построил бы все эти дворцы? Отныне не буду кормить их!] «Еще были слова эти на устах царя, когда раздался голос с небес: “Тебе говорят, царь Невухаднецар: царство отнято у тебя! И от людей ты будешь удален, и со зверями полевыми жить будешь…” И тотчас же сбылось это с Невухаднецаром: от людей он был удален, и ел траву…» (там, 24:28—30).
Почему так произошло? Известно сказанное в Пиркей авот (4:11): «Каждый, кто исполняет одну заповедь, приобретает себе одного защитника». Это — ангел, как сказано: «Если есть у него один ангел-защитник на тысячу, чтобы возвестить о человеке правоту его» (Иов, 33:23). Этот защитник ищет (для своего «подзащитного») все возможные блага — будь то в этом мире, чтобы спасти человека от болезней и страданий и обеспечить ему хорошую жизнь, — или после смерти, чтобы спасти его от наказаний, оправдать и удостоить его жизни в мире грядущем. А каждый совершающий один грех приобретает себе одного обвинителя (как сказано там, в Пиркей авот), который ищет возможность обвинить человека во всем, в чем только сможет, как сказано: «А Сатан стоит справа от него, чтобы обвинять его» (Зехария, 3:1), — как в этом мире, чтобы навести на человека болезни и страдания, так и после смерти, в делах, относящихся к миру грядущему. Очевидно, что у Невухаднецера, несомненно, из-за его грехов было много обвинителей, пробуждавших против него силы беспощадного суда, и уже было вынесено решение о том, что он будет изгнан из своего царства на несколько лет. Но когда он начал делать цдаку и хесед, защитники, созданные исполнением этой заповеди, сдержали силы суда и не дали им приступить к исполнению приговора. Однако обвинитель не исчез; он стоит и ожидает, когда человек прекратит исполнение заповеди, — тогда он сможет сделать свое дело. Поэтому, как только Невухаднецар произнес: «Вот он, этот великий Бавель…» и отказался исполнять заповедь дальше, — тут же сила суда сделала свое дело.
С чем это можно сравнить? Над рекой стоит большой мост на опорах, врытых в грунт; если что-то случится с этими опорами, мост тут же рухнет в воду. Точно так же — цдака и хесед: эти дела порождают больших защитников, которые не дают силам суда приступить к исполнению приговора [как сказали наши мудрецы (Бава батра, 10а): все заповеди цдаки и хеседа, которые делает народ Израиля в этом мире, — это его великие защитники перед лицом его небесного Отца]. Как только исполнение этих заповедей прекращается, обвинитель приступает к своим обязанностям, побуждая силы суда действовать против человека[7]. Так это происходит с каждым. Поэтому разумный человек должен предвидеть последствия своих действий — это поможет ему неотступно придерживаться хороших качеств. Тогда, несомненно, также и Г-сподь не оставит его своими милостями.
Понятие хесед включает в себя несколько разновидностей этого качества, и потому сказанное в Гемаре (Бава батра, 9б): «Каждый, кто привычен к заповеди цдака [сказанное относится также и качеству хесед, как это следует из приведенного там, в Гемаре, стиха Мишлей (21:21), см. в начале данной главы], удостаивается сыновей, обладающих мудростью, богатством, сведущих в сказании…», причем понятие цдака (или хесед) включает в себя все виды благодеяний, которые делают люди друг другу. И потому, если человек возьмет в свой дом сирот, мальчика и девочку, и вырастит их, то, кроме того, что, как сказали наши мудрецы (см. Мегила, 13а), Писание засчитывает это ему будто он породил их, — возможно, что в заслугу этого Всевышний поможет ему, чтобы у него появились собственные дети.
[1] «И пусть не скажет бесплодный: вот, я — дерево сухое! Ибо так сказал Г-сподь бесплодным: тем, которые будут субботы Мои хранить, и изберут желанное Мне, и поддерживать будут завет Мой, — дам Я им в доме Моем и в стенах Моих удел и имя — лучшие, чем сыновья и дочери; имя вечное дам ему, которое не сотрется» (Йешаяу, 56:4, 5).
[2] А не, к примеру, от болезни (см. Раши, Евамот, 20б).
[3] Это в любом случае не противоречит сказанному нашими мудрецами в другом месте (Евамот, 64а) о том, что если человек прожил с женой десять лет и у него не было детей, то он должен развестись с ней и жениться на другой. Там не упоминается о других средствах (подобных обсуждаемым здесь), поскольку предполагаемой причиной бездетности было то, что человек не удостоился иметь детей от этой жены (примечание автора).
[4] Невухаднецар — царь Бавеля (Вавилона), который разрушил Первый Храм и изгнал евреев из их земли.
[5] Следующий в этом примеру нашего праотца Авраама, который принимал людей не ради собственного приятного времяпровождения или чтобы заработать доброе имя. Он принимал путников, нуждавшихся в крове для отдыха и в пище для подкрепления сил, и не рассчитывал на взаимные блага или услуги, и потому это был истинный хесед.
[6] Как, к примеру, удостоилась сына Сара, а также Шунамит, принимавшая в своем доме пророка Элишу (см. Млахим-2, гл. 4).
[7] Сказанное здесь автором помогает правильно понять, что же случилось с тем руководителем ГМАХа, у которого умер ребенок. Это не было наказанием за закрытие ГМАХа. Против этого человека постоянно действовала мера строгого суда — из-за каких-то его прежних дел в этой жизни или даже в предыдущих воплощениях его души в этом мире. В него постоянно «летели стрелы», но его деятельность в ГМАХе была «щитом»; и как только он в какой-то момент отвел этот «щит», в него попала «стрела».
[8] См. прим. в гл. 1.
[9] Таким образом, для этих грешников, виновных в самых тяжелых и страшных грехах, страдания в этом мире сами по себе еще не являются наказанием; они, напротив, являются средством избавления от гораздо более тяжких мук в высших мирах, после смерти. Но преждевременная смерть или отсутствие потомства — это действительно тяжкие наказания, постигающие уже в этом мире. И даже если последнее из них и не кажется грешнику в этом мире чем-то столь уж страшным, он еще почувствует и осознает всю тяжесть его в свой час — после смерти.
[10] В книге Шмират а-лашон, Шаар а-Тора, гл. 1 автор пишет о том, что занятия Торой избавляют человека от страданий, как сказали об этом наши мудрецы (см. Брахот, 5а).
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.