Из цикла «Даат тфила», темы: Свобода выбора, Время, Еврейская молитва, Добро и Зло, Самосовершенствование, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Сказал разум: Посмотри на различные этапы формирования человека. Несомненно, Всевышний мог создать человека совершенным с самого момента рождения, если бы только захотел — ведь Ему ничто не препятствует. Но Он не сделал этого. Насколько ущербен человек, когда он рождается, и он развивается понемногу, шаг за шагом. Смотри же — это точная аналогия славы Всевышнего и образа Его действий при раскрытии Его власти, того, как Он, Благословенный, вращает мир и управляет им в пяти вышеупомянутых состояниях, которые, по сути своей, есть этапы взросления мира! Мир постепенно взрослеет так, как это делает человек, и слава Всевышнего раскрывается ступень за ступенью» (Рамхаль, Даат твунот 148). Объясним те аспекты данной цитаты, которые имеют отношение к нашей теме.
Известно: чтобы дать возможность служения и награды, реальности материального мира — мира выбора, и Грядушего мира — мира воздаяния, Всевышний сотворил систему добра и противостоящую ему систему зла. Как написано: «Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло — Я, Г-сподь, делаю все это» (Йешая 45).
Корень системы добра — в свете, идущем от Лика Всевышнего, а корень системы зла — в скрытии Его лица. Система зла изначально временна. Она существует только во время существования материального мира и связана с ним. Она не может присутствовать в чистой духовной реальности, находящейся вне времени.
Более того, вся возможность ее бытия началась только с сотворения времени: «и из этого (из времени) пришла беда» (Маараль выше). Другими словами: «из времени», из этой реальности несовершенного мира и несовершенного человека, задача которого — привести к совершенству себя и весь мир, и происходит бытие зла.
Как известно, «Б-г, несомненно, в состоянии сотворить человека и всю вселенную абсолютно совершенными, и более того: было бы естественно для Него сделать так… Но когда Его мудрость постановила дать человеку возможность самому привести себя к совершенству, Он сотворил эти творения несовершенными» (Даат твунот 26). Это ограничение сияния Его Лика при сотворении мира является одним из корней возникновения зла. И подобно тому, как мы можем различить стадии развития человека, микрокосма, от рождения до достижения совершенства в пяти различных состояниях, так и вся вселенная проходит через параллельный этому процесс развития.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.