Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сказанное все еще неполно. Мы должны различить еще одну тонкость. И чтобы подчеркнуть необходимость этого различения, мы возвращаемся к тому же базисному вопросу относительно молитвы. На первый взгляд, после того, что было объяснено до сих пор, ответ понятен и абсолютно ясен. Человек изменился после молитвы и стал другим, раскаялся, в трепете и преклонении предстал перед Творцом миров, поднялся до уровня души, приобщается к Б-гу и выражает чистую любовь и сердечное томление, аннулирует себя для выполнения воли Всевышнего. Понятно, что его многочисленные прошения и мольбы изменят приговор и исполнят его просьбы, — ведь в этом и заключается воля Всевышнего, как мы объяснили.

Однако в Торе есть место, которое не может быть удовлетворительно объяснено таким образом.

Шмот«И сказал Моше Г-споду: прошу Тебя, Владыка! Человек я не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни с начала Твоего разговора с рабом Твоим, ибо я тяжелоуст и косноязычен» (Шмот 4:10). И вот, Моше, не желая идти, не молился Всевышнему, чтобы Тот устранил его косноязычие. Но аргументировал: «Поскольку Ты не убрал мое косноязычие в тот момент, когда сказал мне идти, — не приказывай идти, поскольку Властелин мира не может послать косноязычного посла царю народов. А Всевышний, поскольку Моше не молился об этом, не хотел излечить его, но вместо этого сказал: “Я буду с твоими устами и укажу тебе, что говорить” (Рамбан).»

Наш учитель Моше, раб Всевышнего, человек Б-жий, говорит с Всевышним и находится в состоянии пророчества, максимально возможного совершенства и приобщения человека к Творцу. Речь идет о миссии, необходимой для него и для всего народа Израиля, стенающего под тяжестью рабства. Пришло время освобождения, которое они заслужили. Всевышний приказывает Моше идти по Его воле: «Я буду с твоими устами и укажу тебе, что говорить», но «поскольку Моше не молился об этом, не хотел излечить его». Здесь невозможно спокойно удовлетвориться объяснениями, которые мы привели до сих пор. Чего здесь не хватает? Ведь Моше уже и так совершенен, молитва не принесет никакой дополнительной пользы и не исправит его. И он в любом случае пойдет, даже против своего желания, избавлять евреев. Почему же Творец не пожелал вылечить его?

Ключ к пониманию данного вопроса находится в словах Маараля, в ответе на вопрос, который мы привели выше в его формулировке.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»