Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Награда и наказание, Смысл жизни, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Притчи, Материальные блага
Есть одна напасть, и никто из нас, из-за многих грехов наших, не спасся от нее! Все мы убеждаем себя, что нам никак не прожить без удобного дома, красивой одежды, что мы не можем обойтись без самой вкусной еды, какую едят лишь богачи. Но стоит ему подумать — и станет ясно, что это совсем не так. И вот как можно это проверить. Пусть человек представит себе, что есть у него товарищ, совершенно равный ему по положению, и что его обязали за собственный счет кормить этого человека, одевать его и содержать его дом так, как подобает. Нет сомнений, что в этом случае человек постарается тратить как можно меньше, повторяя все время: «Того, что я тебе даю, и так уже достаточно, а то и слишком!» А ведь самому себе он почему-то говорит: «Это самое меньшее, чем можно было бы удовлетвориться!» Ясно, что это злое начало ослепляет его. И это рассуждение позволит нам объяснить стих из Торы, глава «Гаазину...»: «Испортился, но не ему; сыновья его — это их ущерб (...) Б-гу ли воздадите так, народ подлый и не мудрый?»
А чтобы это объяснение было понятным, расскажу притчу. Один человек назначил сыну пенсион: дал ему тысячу динаров и разрешил несколько лет питаться за своим столом. Когда эти несколько лет прошли, он захотел, чтобы сын его научился сам зарабатывать деньги, и потребовал, чтобы сын, захватив с собой все свои деньги, поехал на ярмарку и вернулся с прибытком. Тот так и сделал. И первым, что попалось ему на глаза на ярмарке, были кувшины, раскрашенные снаружи золотой краской (а внутри-то они были глиняные).Очень понравились юноше эти кувшины и осведомился он об их цене. Торговцы ответили: «Знаешь, хоть эти кувшины и из чистого золота, мы немного уступим тебе, чтобы ты мог тоже получить на них прибыль!» Он очень обрадовался, достал пятьсот динаров и купил кувшины. Он-то думал, что они золотые, а из чего они сделаны на самом деле, даже не посмотрел. На другие пятьсот динаров он накупил закладных из ломбарда, тоже с большой выгодой, но подлинность их не проверил. Счастливый, отправился он домой, думая о том, как много заработал.
И так уж сложилось, что как раз тогда слуги местного царя искали поддельные закладные, прознав, что именно в эту ночь их должны привезти в город. Во всех домах велись обыски; искали очень тщательно. И вот приезжает наш юноша, входит в дом отца, желая похвалиться удачно совершенными сделками, и показывает золотые кувшины, купленные за бесценок. Присмотрелся отец: а внутри-то они глиняные! «Ну ты и глупец! — сказал он. — Как же ты дал себя одурачить и принял их за золотые? Посмотри сам: они же из простой глины! Не стоят они и сотой доли того, что ты за них отдал! Ладно, половины того пенсиона, что я тебе дал, уже нет; посмотрим-ка, что ты приобрел на вторую половину». Сын завел его в самую тайную комнату в доме и показал закладных на несколько тысяч рублей, которые обошлись ему всего лишь в пятьсот динаров. И увидел его отец, что все эти закладные поддельные, и закричал: «О негодяй! Что же ты натворил? Мало того что денег не заработал — еще связался с гнусными фальшивками! Их же сейчас найдут полицейские, и головой ответишь перед царем! Так-то ты отплатил мне за все то, что я сделал для тебя, с младых ногтей и до сего дня? Я ведь растил тебя и воспитывал, пенсион тебе положил, надеялся, что будешь ты все возвышаться, а ты что? Купил какую-то дурацкую глину! И главное — мерзкие поддельные закладные! Что же теперь будет? Что ждет меня — и все из-за тебя!»
Точно так же обстоят дела и с нами. Прежде чем человек приходит в этот мир, Б-г благословенный определяет каждому из нас число дней его жизни, и каждому из нас он дает разум, какого тот заслуживает. Пользоваться же им надлежит для того, чтобы постигать Тору и выполнять заповеди, а также для того, чтобы быть в состоянии вести материальную жизнь, то есть находить себе пропитание. Из-за многих грехов своих не делают люди так, как им заповедано. Наоборот, они большую часть своей жизни, своих сил и своего разума разменивают на поддельные закладные: используют для совершения преступлений, за которые будут потом осуждены на Суде. И нет у человека никакой возможности укрыться от полицейских, которые будут посланы наказать его! И еще одну большую долю берет человек из своей жизни и покупает на нее позолоченную глину, то есть все временные радости и преходящие удовольствия этого мира, в гораздо большем количестве, чем необходимо для поддержания жизни. И всю свою жизнь он радуется тем удачным сделкам, которые совершил. Но когда подойдет время расчета, когда каждая живая душа поднимается наверх, чтобы держать ответ, — что же тогда выяснится? Окажется, что часть его дел — такие преступления, за которые его не назовешь иначе как негодяем. А за другие его дела, за то, что он променял Тору Б-га, что драгоценнее всякого богатства, на глину, на временные и суетные приобретения, — за них назовется он сыном не мудрым. Ведь только тот, кто старается в этом мире собрать побольше заповедей, назовется мудрым, как сказано: «Мудрый сердцем приобретет заповеди». А значит, тот, кто поленится это делать, не зовется мудрым. И об этом криком кричит Писание: «Б-гу ли воздадите так, народ подлый и не мудрый?! Он ведь — Отец твой, Создатель твой; Он сделал тебя и крепко утвердил тебя!» Это значит: Он дал тебе мудрость и разум, которые необходимы для достижения вечного удела, как сделал бы отец, любящий своего сына! А ты променял все на пустяки и суету...
Шем Олам, 13
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.