Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Будущий мир, Притчи Хафец Хаима, Мусар, Притчи, Материальные блага
Один человек, лишенный мудрости, спросил меня: «Если сила Б-жественной Торы и поддержка, которую она дает, столь велики, почему мир ничего не знает про тех, которые много учили Тору, зато прекрасно знают тех, кто скопил большое богатство или достиг высокого положения, став министром или князем? О величии этих людей и обо всех их делах шумит весь мир, а об изучающих Тору не слышно ничего!» И я ответил ему: «Известно, что у богатого в доме заведен такой порядок: во внутренних покоях, в которых он сам живет, — собирает все свои драгоценности: часы, сундук с дорогой одеждой и т.д. В проходных комнатах складывает остальные свои вещи, не такие важные, как эти. В прихожей же хранится самое малоценное: кочерга и совок, чтобы топить печь.
То же самое и здесь. Этот мир — прихожая. А что ставят в прихожей? Самое неважное. Поэтому-то в этом мире и не слышно ничего о драгоценных людях, изучающих Тору, слова которой более притягательны, чем груды золота; здесь знамениты лишь богачи, сокровища которых на самом деле — тщета. Будущий мир — вот парадный зал, и именно там место всякой драгоценности. И вот там будут прославлять и запишут в Книгу Памяти для вящего почета именно тех, кто сегодня изучает в день по главе из Мишны, по листу из Талмуда, кто сосредоточенно молится.
И даже в этом мире дела обстоят так только сейчас. А ведь придет время, и наш мир будет очищен. Как говорит Писание, “и дух нечистоты уберу Я с земли, и исполнится земля знания Б-га, и будет слава Б-га наполнять всю землю”. В те дни этот мир будет таким же парадным залом, как и на небесах, а значит, здесь тоже будут уважительно говорить только о трепещущих перед Б-гом и исполняющих Его заповеди. И тогда станут люди помогать друг другу лишь в этом, лишь к этому делу друг друга побуждать. И все это подразумевал царь Шломо в своей мудрости, когда сказал: “И помни своего Творца, пока не придут дни зла и не настанут годы (…)”. Он говорит в этом стихе, по словам мудрецов Талмуда благословенной памяти, о днях после прихода Машиаха, когда не будет ни награды, ни наказания. И завершает царь Шломо такими словами: “В конце концов будет услышано всеми: Г-спода бойся (…)”. Он хочет сказать вот что: в нынешние времена мир говорит с уважением лишь о преходящем, но “в конце концов”, то есть перед днем Великого Суда, “будет услышано все” во всех городах и во всех странах, когда каждый будет укреплять своего товарища, говоря ему: “Г-спода бойся (…), ибо все дела Г-сподь приведет на Суд”. Ведь говорит Писание: “Что же будем мы делать, когда наступит для нас день Суда?” и говорит также: “И спрячутся в пещеры горы (…)”.»
Шем Олам, 14
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»