Из цикла «Еврейский дом», темы: Яаков, Авраам, Муж и Жена, Общение супругов, Еврейский дом, Рав Симха Коэн
Вежливое и мягкое обращение к другому человеку— это не только правильная тактика, которая повышает вероятность положительного ответа на просьбу, но и выполнение заповеди «люби ближнего, как самого себя». Как и все другие, и эту заповедь следует выполнять как можно лучше. Рав Деслер пишет (Михтав миЭлияу, т.4), что, когда вы обращаетесь к другому человеку с просьбой, «старайтесь не просто, чтобы он ее выполнил, но чтобы захотел ее исполнить и был счастлив сделать это».
Важный урок того, как следует обращаться к другому человеку, Тора преподала нам, описав диалог Яакова с Рахелью и Леей.
«И сказал Г-сподь Яакову: Вернись в землю своих отцов и на свою родину, и Я буду с тобой» (Берешит 31:3).
Этого указания покинуть дом тестя Яаков ждал много лет, в течение которых он пережил немало тяжких страданий. Яаков зовет своих жен-праведниц в поле, чтобы сообщить им эту радостную весть. Однако, к нашему удивлению, вместо того, чтобы сразу сообщить им приказ Творца, он детально живописует трудности, с которыми столкнулся в этой стране и то, как несправедливо поступил с ним тесть:
«И сказал он им: Вижу я по лицу вашего отца, что ко мне он не таков, как вчера и третьего дня. А Б-г отца моего был со мною. И вы знаете, что изо всех своих сил служил я отцу вашему. А ваш отец издевался надо мною и десятки раз менял мою плату…» Только через девять стихов описания того, что с ним происходило, он, наконец-то, открывает, что сказал ему Всевышний: «Ныне поднимись, выйди из этой земли, и возвратись на землю родины своей!»
Нет сомнения, что если бы Яаков сразу же сказал женам, что Творец приказал им уходить, наши праведные праматери Рахель и Лея приняли бы это с восторгом. Но Яаков решил поступить по-другому, описав негативные характеристики сегодняшнего положения, чтобы они захотели этого сами.
Об этом пишет святой Шла в своей книгераздел Вайеце):
«Не следует человеку, когда он чего-то захочет от своих домашних, принуждать их к этому насильно, хоть он и имеет власть над ними. Но следует постараться уговорить их и приложить все возможные усилия, чтобы они сами захотели сделать это. Ведь так гораздо лучше, чем когда они делают через силу. Смотри, как долго уговаривал Яаков Рахель и Лею, чтобы они всем сердцем согласились идти с ним в Землю Израиля,хотя Всевышний прямо приказал ему вернуться домой».
В этих немногих словах Шла подчеркивает несколько важных мыслей:
Наши Учителя говорили, что рассказы Торы записаны не только для того, чтобы мы были знакомы с прародителями нашего народа, но, в основном, чтобы мы копировали их поведение.
Возможно, Яаков научился такому поведению у своего деда Авраама. Когда тот был вынужден спуститься в Египет вместе с супругой Сарой, он просит ее ради спасения своей жизни сказать, что она — его сестра. Обращается он к ней ласково и вежливо: «Вот, я прошу, знаю я…Скажи, прошу, что ты — моя сестра».
При этом нужно помнить, что речь не идет о какой-то мелочи — это просьба спасти его жизнь. Несмотря на это, Авраам не полагается на «само собой разумеющееся», что Сара обязана спасти его от смерти, но просит и умоляет, чтобы она сказала так.
Но Тора учит нас здесь еще одной тонкости. На первый взгляд, было бы достаточно объяснения Авраама, что его просьба проистекает из опасения за свою жизнь. Однако из чтения стихов Торы и комментариев выясняется, что Авраам не ограничивается только само собой понятной просьбой, но и объясняет Саре, что исполнение его просьбы будет выгодно и ей лично:
«И вот, когда увидят тебя египтяне, и скажут — это его жена, то убьют меня, а тебя оставят в живых».
Слова «а тебя оставят в живых», на первый взгляд, излишни. Понятно, что они и не собирались ее убивать. Поэтому Нецив из Воложина объясняет в своей книге, что если бы Авраама убили, то Сара тоже пожелала бы умереть, так как была очень привязана к нему; но египтяне постарались бы не допустить ее смерти от горя.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»