Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Только Йеошуа бин Нун и Калев бен Ефунэ выдержали испытания и не вступили в заговор разведчиков

Пословица «Нет Бейт Мидраша, в котором не было своего хидуша» оказалась справедливой и по отношению ко мне. Как-то мы с учениками разбирали отрывок из трактата Сота, в котором шла речь о разведчиках, посланных Моше по просьбе народе, чтобы изучить Эрец Исраэль. На разведку отправились двенадцать человек, десять из них, вернувшись, наговорили столько вымышленных ужасных подробностей о Святой Земле, что евреи рыдали в страхе и хотели вернуться в недавно покинутый Египет. Одним из следствий тех напрасных слез стало разрушение обоих Храмов именно 9 Ава, то есть в день этого всенародного плача у границ Эрец Исраэль.

Только Йеошуа бин Нун и Калев бен Ефунэ выдержали испытания и не вступили в заговор разведчиков. Первый из них устоял благодаря молитве Моше, который специально молился о нём. А Калев бен Ефунэ выдержал это испытание, как объясняет Талмуд, потому что во время похода отделился от остальных и ушёл в Хеврон в Меарат а-Махпела молиться на могиле Авраама, Ицхака и Якова. Там он просил помощи Свыше, и это его спасло. Всё это хорошо известно из Торы и комментария Раши. Во время обсуждения этой темы на уроке, благодаря Вс-вышнему, у меня появился хороший вопрос и потрясающий ответ на него, которыми я хочу поделиться с вами. Мы видим, что пребывание в Земле Израиля являлось для разведчиков трудным испытанием, которое они не выдержали. Существуют различные комментарии, по-разному объясняющие в чём эта трудность состояла. Но после всех этих объяснений, мы наверное никогда всё-таки не сможем по-настоящему «влезть в их шкуру» и понять, что именно далось им так тяжело. Но одно ясно, это было тяжёлое испытание для всех двенадцати разведчиков. Если так, в чём же собственно претензия к этим десятерым, Калев и Йеошуа сумели устоять благодаря помощи извне, а остальные, её не имеющие, нет? Ответ прост, в отличие от Калева они помощь Свыше не искали, а потому и не получили. Йеошуа бин Нун, ученик Моше Рабейну находился в особом положении, но Калев ничем не отличался от других, ему было также тяжело, как и другим. Почему только он один ушёл молиться, а другие нет?

Калев знал, в чём состоит воля Вс-вышнего, и искренне желал исполнить её любой ценой, как бы тяжело это не было. Поэтому, чувствуя, что он слаб и может не устоять, ушёл молить помощи Свыше и её получил. Десять других разведчиков, безусловно, знали, что Б-г от них хочет, как правильно, в противном случае, они не заслуживали бы никакого наказания за своё преступление. И если бы до и во время похода была бы возможность их спросить, хотят ли они исполнить волю Творца, они, безусловно, ответили в один голос: «Конечно, да». И этот ответ был бы совершенно искренним, ведь все разведчики были совершенными праведниками, как пишет Раши. Но внутри разведчиков жил и другой голос, говорящий: «Я хочу, мне нравится, я считаю…» Это голос нашего злого, эгоистичного, животного начала. Десять разведчиков, прекрасно понимая, что происходит внутри них, а иначе они не несут никакую ответственность, начали уступать этому своему внутреннему врагу. Теперь, поддавшись ему, вместо того, чтобы искать как, несмотря на всю тяжесть, выполнить заповедь, они, наоборот, начали искать повод, как от нее избавиться. Как убедить вначале себя, а затем и других, в том, что исполнить заповедь в данном случае невозможно, это выше человеческих сил, потому что в Эрец Исраэль жить нельзя. Они не пошли, как Калев, в Хеврон, потому что не искали этого. Наоборот, разведчики стремились найти убедительные доказательства того, что исполнить волю Б-га в данном случае невозможно. В этом состоял их выбор, и это стало причиной их падения и гибели.

Подобные вещи происходят и с нами. Бывает, что человек стремится из-за всех сил сделать то, что нужно, исполнить заповедь, а бывает и наоборот. На словах человек за Тору и заповеди, но на деле ищет повод, убедительную причину увильнуть, убежать от нее. Всё зависит от силы желания выполнить волю Б-га, подчинить свой эгоизм, свой «ецер а-ра» (дурное начало) Вс-вышнему.

Об «аводат а-рацон» — работе на силой стремления к святости — говорит книга «Сфас Эмес». Там задан интересный вопрос. Мидраш рассказывает, что несмотря на все объяснения Вс-вышнего, Моше не понимал до конца, как сделать Менору — Храмовый семисвечник Поэтому Творцу пришлось показать ее в огне, чтобы Моше точно знал, как она выглядит и что нужно делать. Позже, когда строители во главе с Бецалелем строили Мишкан и все его сосуды, Менору им делать не пришлось. Бецалель бросил слиток золота в огонь, и Менора вышла из него целая и готовая к использованию.

— Если так, — спрашивает автор «Сфас Эмес», — зачем было необходимо вообще показывать Менору из огня, если всё равно ни один человек её сам не делал?

Но дело в том, что исполнить волю Вс-вышнего абсолютно и до конца невозможно. Кто может поручиться, что он всё до последних деталей правильно понял и делает самым совершенным образом? Ведь каждая заповедь — это проявление мудрости Б-га, которая неизмеримо глубже и шире понимания человека. При исполнении заповеди от нас требуется сильнейшее желание исполнить волю Творца самым совершенным образом и готовность приложить к этому все силы, использовать все свои возможности. Так еврей выполняет заповедь, а всё, что он недопонял и не доделал, восполняет сам Творец. Вс-вышний показал Моше Ме-нору из огня для того, чтобы он увидел цель: Б-жественную заповедь во всей её величине, красоте и глубине. Это вызвало у него сильнейшее желание приложить все силы, чтобы с максимальным совершенством исполнить эту заповедь. В результате, приложив все усилия со своей стороны, человек получил помощь Свыше, и Менора во всем ее совершенстве выстроилась сама, Б-г Сам восполнил то, что не мог сделать человек.

Мы видим, что во власти человека находится желание исполнить Б-жественную волю. Именно в этом наше служение, и именно этого ждёт от нас Творец.

Как научиться контролировать желания, как усилить своё стремление к святости, силу желания исполнить волю Вс-вышнего, несмотря на все трудности, и, наоборот, как ослабить тягу к запретному и животному, силу бунта против Творца? Это очень сложный вопрос, которому посвящено множество книг. В рамках данной статьи я могу сказать, что, во-первых, нужно постоянно и серьёзно изучать Тору. Это даёт ясность понимания своей задачи в мире и воспитывает силу воли. Во-вторых, нужно искренне молиться о всех своих духовных проблемах. То, что помогло Калеву, поможет и нам. Кроме этого существуют и другие проверенные опытом способы, которые увеличивают тягу к святости, вызывая желание служить Творцу. Это общение с праведником, совместное пение в Шабат, праздники и участие в заповеданных трапезах, миква, которая очищает внутренне, посещение святых еврейских мест. Дай Б-г всем нам удостоиться по-настоящему служить Ему и воспитать в себе такое желание выполнить волю Вс-вышнего, которое преодолевало бы все преграды и препятствия!

Из журнала «Мир Торы»


Есть ли у Вс-вышнего «Собственное» имя? Ведь имя — это определение, выражение сущности, а сущность Б-га мы понять не можем, тем более не можем её определить Читать дальше

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Кицур Шульхан Арух 6. Законы произнесения «Благословен Он и благословенно Имя Его» и «Амен»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 61-65

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы о клятвах

Третья заповедь. Из слова разгорится пламя.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".

О действиях с помощью Имен и колдовстве

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Глава из книги «Дерех Ашем»

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Ликутей Амарим — Тания, часть II. Глава 6

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать