Из цикла «Дорога обратно», темы: Традиция, Дарование Торы, Рав Меир Шиллер, Доказательство, Истинность Торы, Поиск истины
Теперь от доказательств, существующих о мудром и благожелательном Б-ге вообще, мы переходим к аргументам, подтверждающим специфические истины еврейской религии и ее источника — Торы. На предыдущих страницах я никоим образом не намеревался перечислять все «доказательства», когда-либо выдвинутые в пользу существования Б-га, каким мы Его знаем. Я просто попытался дать читателю краткий обзор некоторых наиболее часто приводимых аргументов в надежде, что по-настоящему широко мыслящий человек серьезно к ним отнесется.
Тора, какой мы видим ее сегодня, это та же самая Тора, которую Б-г даровал еврейскому народу в Синайской пустыне. Это основополагающий принцип, на котором зиждится иудаизм. Либо наша религия есть Б-жественная система законов и доктрин, либо она — обскурантистское притворство. Третьего не дано.
Религиозная практика может быть окрашена ностальгией или сентиментальностью, может усиливать наше чувство единения с другими евреями или символизировать великие истины. Но если она не предписана Б-гом, то значит для нас не больше, чем разглагольствования блэйковского сказочного единорога.
Фантазии, хотя они часто позволяют заглянуть в самые темные закоулки человеческой души, должны оставаться тем, что они есть, т.е. фантазиями, неправдой. Религию нельзя приравнивать к мифу. Религия, ортодоксальная религия, какой мы ее знаем, должна быть связана с эмирической реальностью. В противном случае она сводится к легендам о Балдере, Одине и других благородных обитателях Асгарда.
Конечно, в сказаниях и легендах различных народов можно найти отражение чувственного восприятия реальности, но, как понимают все здравые люди, в конечном итоге Ньютон и Бэкон были правы: существование действительно существует, а реальность — реальна.
Так как мы сейчас переходим к рассмотрению «исторических доказательств» доктрин Торы, давайте не упускать из виду тот факт, что жизнь имеет две стороны и фантастичский единорог резвится вместе с абсолютно реальным львом. Поэтому при разрешении любых человеческих коллизий дблжно оставлять место и Королю Джунглей и Хозяину Северного Ветра. Истина должна возбуждать наши сердца, но она должна также удовлетворять наш разум и соотноситься с реальностью.
«Традиционное» доказательство существования Б-га и исторической достоверности Торы впервые было четко сформулировано раби Иеудой Алеви в его классическом труде Кузари, где он объясняет сущность иудазима. В основе этой работы — известная история обращения хазар в иудаизм. По легенде, царю хазар во сне было сказано, что «его образ мыслей угоден Б-гу, а его поступки — нет». Услышав эту весть, монарх решил выбрать истинную религию, которая на самом деле будет «угодна Б-гу». Для этого он призвал к себе философа, христианина и магометанина. Неудовлетворенный их ответами, царь обратился к еврейскому мудрецу, который несколько дней рассказывал повелителю об учении Торы. В результате царь и весь его народ обратились в иудейскую веру. Это сочинение раби Алеви, написанное в форме воображаемого диалога между царем и равом, стало одним из основных трудов еврейской философии.
В книге Кузари истинность иудаизма обосновывается главным образом тем, что Откровение в Синае — исторически достоверный факт. Около двух миллионов евреев своими глазами видели и как расступилось море, и как была дарована Тора: и их свидетельства выдвигаются как достаточное доказательство подлинности эти чудес. В анналах других народов нет подобного единодушного подтверждения реальности сверхъестественных событий, в которых люди участвовали сами. Другие религии тоже делают заявления относительно чудес и откровений, но они не подкреплены ничем, кроме сомнительных высказываний предполагаемого пророка или, в лучшем случае, группы его учеников.
Сверхъестественная, вневременная реальность еврейского откровения была признана всеми исраэлитами, и среди них не было ни единого отступника. Это событие ярко запечатлелось в сознании людей и никогда ни у кого не вызывало сомнений за всю четырехтысячелетнюю историю народа Торы, вплоть до пришествия немецких «реформаторов» прошлого века. И сегодня евреи Торы бережно хранять эту преемственность — от времен Моше Рабейну до наших дней.
Во всем цивилизованном мире история воспринимается как рациональная дисциплина, опирающаяся на свидетельства очевидцев, документальные подтверждения, традицию и т.п. Все образованные люди охотно верят в существование Цезаря, Наполеона или Пастера. Никто из ныне живущих никогда не видел этих людей, но исторические факты, указывающие на их реальность, неоспоримы.
Точно так же, в соответствии с требованиями исторической науки, мы можем предоставить все данные, необходимые для установления авторитетности традиции Торы. У нас есть письменные документы, тщательно сбереженные с того дня; мы располагаем свидетельствами двух миллионов очевидцев; мы храним неразрывную цепь традиции — от дарования Торы и до нашего времени.
Усомниться в достоверности Синайского Откровения было бы признаком патологического упрямства со стороны еврея. В течение примерно 1380 лет после получения Торы евреи жили на земле Израиля, в тех местах, где все напоминало о чудесных событиях, в которых участвовали их праотцы. Все знали точное место, где Б-г раздвинул воды Красного моря и реки Иордан, где похоронены святые, упомянутые в Писании. Кроме того до разрушения Первого Храма у народа Израиля еще был подлинный текст Торы, записанный рукой Моше, подлинные каменные скрижали, кувшин с образцом манны и золотой сосуд, который филистимляне послали евреям, возвращая Ковчег Завета.
Новейшие научные исследования и открытия подтвердили реальность многих событий, описанных в Торе, опровергли многочисленные положения «Библейской критики», появившейся в XIX веке. Мы не имеем возможности привести их здесь из-за недостатка места. Рекомендуем читателю обратиться к работам, упомянутым в сносках 7-11 к гл. IV. Подобные эмпирические свидетельства, конечно, могут быть подвергнуты сомнению и критике. Однако беспристрастному наблюдателю, неверие которого еще не превратилось в непробиваемую идеологию, исторические доказательства подлинности Торы покажутся вполне убедительными.
Как следует из Писания, древним евреям отнюдь не предназначалась роль безгласного, покорного народа. Время от времени — до и после Синайского Откровения — они восставали против авторитета своего лидера и нередко ставили под сомнение законность миссии Моше. Случалось даже, что они теряли веру в милосердие и сострадание Б-га. Но никогда ни при каких обстоятельствах поколения пустыни не допускали сомнения в подлинности Тора мин ашамаим — Торы с Небес. Даже самые непростительные грехи того периода — поклонение золотому тельцу и клевета разведчиков, ярко продемонстрировавшие неверие людей в могущество Б-га, объяснялись виновниками не как отрицание истинности Торы, а как ошибочное толкование Б-жественных заповедей. Достоверность откровения Б-га на Синае не подлежит сомнению, и заинтересованному еврею можно предъявить еще много доказательств того, что наша Тора на самом деле есть «именно та Тора, которую Б-г явил детям Израиля».25
Более того, доводы «традиционного» доказательства дают еврею некоторую свободу выбора между классическими доказательствами (такими, как космологическое и телеологическое, которые переоценивают способности и разум человека) и их противоположной крайностью — простой верой, напрочь лишенной рационального элемента. Другими словами, рассматривая Б-жественное Откровение как событие таинственное, но исторически реальное, в котором на самом деле участвовала вся еврейская нация, еврей способен выйти за пределы предполагаемых диалектик — «религия против разума» или «религия против материализма». Весь народ свидетельствовал о двух основных принципах иудазима: 1) Б-г существует; 2) Тора — Б-жественного происхождения. И не имеет значения, веришь ли ты в Б-га без рассуждений, либо рассуждаешь, исходя из факта существования Б-га. Нужно просто признать реальность Синайского триумфа и авторитет предания, повествующего об этом событии. От основного труда Устной Торы — Мишны**** — и далее, через труды Маймонида и других еврейских мудрецов, до наших дней тянется неразрывная цепь традиции, служащая гарантией подлинности нашей Торы, которую «Моше получил на Синае».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.