Темы: Гмах, Хасидские рассказы, Цдака, Милосердие, Рав Яков Доктор
Помощь ближнему и благотворительность это важнейшие составляющие еврейской жизни, одна из основ, на которых держится мир, как говорят наши мудрецы. В этой статье я хочу дать лишь общее представление о теме. Подробности и практические вопросы, которые могут возникнуть, необходимо обсудить с компетентным раввином.
Тема помощи ближнему касается каждого из нас. Это важнейшая заповедь Торы, без выполнения которой просто невозможно представить себе настоящего еврея! Царь Давид в своё время говорил, что наш народ отличают три основных свойства: милосердие, стыдливость и помощь друг другу. По готовности не замыкаться на своих проблемах, а искать возможность помочь другому, можно узнать еврея и сегодня. Во всех наших делах каждый день все мы нуждаемся в удаче и благословении, всем нам необходима поддержка и помощь Свыше. Здоровье, заработок, семья и дети, отношения с другими людьми, мир и безопасность, счастье в личной жизни, успех в делах, реализация планов — в этих и других областях мы очень уязвимы и нуждаемся в помощи Свыше.
Творец мира сказал в Своей Торе, что существует особенная возможность заслужить Его поддержку и помощь через ежедневную помощь ближнему и благотворительность. Рядом с нами живут люди, которые могут подтвердить вам справедливость этих слов из своего личного опыта. Попробуйте, и вы тоже убедитесь в этом. Некоторые правила оказания денежной помощи и благотворительности.
Сразу рассеем распространённое заблуждение — жертвуя деньги на благотворительные цели, мы не делаем никому одолжение, мы просто выполняем наш долг. Вот что сказано об этом в «Кицур Шульхан Арухе» кратком пособии по еврейскому закону, которое изучают в школах: «Помогать беднякам-евреям это повелительная заповедь, как сказано: “Открой ему руку свою”, и сказано: “И да будет жить брат твой с тобой”. И каждый видящий бедняка, который просит, и отводит глаза, и не подаёт ему, нарушает запрет, как сказано: “Не ожесточай сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим”.»
Всем ли просящим нужно давать деньги?
Если деньги есть, то всем, хотя бы одну монету. Не следует давать деньги мошенникам, пьяницам, душевнобольным или опустившимся людям.
Ваша помощь может принести им только вред. Понять, что просителю действительно необходимы деньги, поможет рекомендательное письмо, написанное уважаемым, авторитетным человеком, которое предъявляет тот, кто обращается к Вам с просьбой. Однако часто приходится опираться только на своё понимание. Здесь надо быть очень осторожным: за нашим нежеланием давать может стоять просто жадность или желание побыстрее избавиться от этого человека. Есть проверенный способ поступить в этой ситуации правильно. Если просящий говорит, что у него не хватает на еду, предложите ему не денег, а именно еду. По его реакции будет видно, правда ли то, что он говорит. Если человек собирает деньги на какуюто конкретную благотворительную помощь кому-то, он имеет право не давать другим просящим. В любом случае, каждого бедняка следует принимать доброжелательно, говорить с ним мягко, и ни в коем случае не показывать ему гнева и неудовольствия. Каждый, дающий деньги бедному с сердитым лицом, даже если дал ему тысячу монет, потерял всю свою заслугу.
Сколько необходимо тратить
на благотворительность?
Для того, чтобы помогать другим, необязательно быть богатым! Закон говорит, что человек, доходы которого достаточны для удовлетворения его каждодневных потребностей, обязан отделять минимум десятую часть своих доходов на благотворительность. Например, если доход составляет 4 тысячи шекелей в месяц, из них необходимо отделить 400 шекелей. Если доходы человека недостаточны, отделять десятину он не обязан, но постоянно выделять определённые суммы на благотворительность должен. Даже бедняк, сам получающий помощь от других, обязан выполнять эту заповедь. Если доход человека — это прибыль от бизнеса, десятину отделяют вначале от основного фонда, а потом ежемесячно от суммы чистой прибыли. Если доход — это зарплата, десятая часть отделяется от неё.
Безусловно, можно выделять больше средств на благотворительные цели. Чем больше человек даёт, тем больше его заслуга и больше благословений он получает Свыше, в особенности если нужды бедняков этого требуют. Тем не менее, существует ограничение. Нельзя жертвовать более пятой части своих доходов, чтобы не обеднеть самому. Существуют исключительные случаи, когда разрешается давать и больше. Чтобы исполнить эту заповедь, следует дома отделить от своих денег определённую сумму, отложить её в отдельное место и относиться к ним, как к деньгам чужим, предназначенным для нуждающихся. С этим связан обычай держать дома особые коробочки для таких денег на иврите они называются «купат цдака». Перед началом исполнения заповеди отделения десятины, нужно сказать: «Я буду исполнять это “бли недер” (т.е. не в качестве обязательного обета)».
На что тратят деньги, выделенные на благотворительность?
Не обязательно ждать, пока к вам обратятся с просьбой о помощи. Располагая дома суммой денег для нуждающихся, вы сами можете стать инициатором проекта по помощи какомулибо еврею в его конкретном случае. Иметь возможность помочь другому — это колоссальное удовольствие. Вам потребуются, правда, время, силы, иногда придётся проявить находчивость, а также всегда необходимо быть деликатным. В отношениях между людьми крайне важно вести себя предусмотрительно и осторожно, чтобы никого не обидеть.
В еврейской традиции всегда на первом месте в порядке предпочтений для пожертвований стояла поддержка Торы: уроков, синагог и ешив. Для евреев в диаспоре это правило остаётся незыблемым и сегодня, ведь каждое такое место — это островок еврейства, который необходимо поддерживать. Изучение Торы — это единственный в своём роде вариант образования в современном мире. ..Его целью совершенно не являются карьера и деньги. Никто не учит Тору для того, чтобы получить возможность зарабатывать. Тору изучают для того, чтобы приблизиться ко Всвышнему, и таким путем достичь совершенства мудрости, благородства и праведности. Уроки Торы открыты для всех желающих, приходите и попробуйте.
Важно жертвовать средства на поддержку бедных. В каждой еврейской общине должна существовать касса помощи, а также, при необходимости, общественная бесплатная кухня. Платить ежемесячный взнос в эту кассу является обязанностью каждого члена общины. Помогая бедным, очень важно делать это правильно, позаботиться, чтобы помощь была использована «с головой», а не растрачена неизвестно на что.
Предпочтительнее с помощью благотворительных денег помочь семье встать на ноги в экономическом плане, чтобы со временем она больше не нуждалась. Это очень сложно, часто нуждающиеся — люди тяжёлые, с постоянными претензиями, нередко они сами являются причиной своего непростого положения, но никого не хотят слушать. «Дайте лучше денег, а не учите меня, как жить», говорят они. Существует целый ряд организаций, которые профессионально занимаются поддержкой бедняков. Жертвуя им, вы оказываете реальную помощь бедным.
К сожалению, в нашем мире немало несчастий: вдовы, сироты, тяжёлые болезни. Есть и другие поводы помочь, например, свадьба малоимущих. Есть случаи, когда излечение человека, а иногда и его жизнь, зависят от помощи других: деньги нужны на дорогостоящее лекарство или на лечение за границей. В этих и многих других случаях ваша помощь станет огромной поддержкой.
Кому помогать в первую очередь?
Это сложная тема, в порядке предпочтений есть много правил, поэтому о возникающих вопросах лучше советоваться с раввином. Назовем лишь два из них. При одинаковой степени нужды на первом месте стоят бедняки, живущие в вашем районе и в вашем городе. Когда выбирают, кому в первую очередь оказать помощь, предпочтение отдают женщине — женщина, вынужденная просить о помощи, испытывает больший стыд.
Свойства заповеди о благотворительности
Когда человек жертвует свои средства на помощь другому, это вызывает к нему особое милосердие Свыше. Как говорят наши мудрецы: «Каждого, кто жалеет других, жалеют и его на Небесах». Одно из слов, которыми язык Торы называет деньги, — это «дамим». Другое значение этого же слова «кровь». Деньги — это действительно кровь человека, ведь часы его жизни отданы на их зарабатывание! Когда еврей отдаёт свои деньги ради Вс-вышнего, помогая нуждающимся, это воспринимается Творцом как будто человек приносит Ему в жертву самого себя. Поэтому пожертвования искупают грехи человека и даже способны спасти его от беды, защищают его и помогает ему в его делах. Эти свойства заповеди о благотворительности широко используют в обыденной жизни. Перед молитвой, прежде чем просить Бга о своих потребностях, принято опустить монетку в коробочку «купат цдака». Находясь в опасности, принято делать пожертвование.
Это правило относится и к водителям: дорога место повышенного риска. Стоит для охраны держать в машине «купат цдака» и бросать в неё монеты перед поездкой. Во всех критических ситуациях в жизни благотворительные пожертвования способны помочь и спасти.
Нам обещано также, что отделение десятины никого не приведет к бедности. Наоборот, благотворительность это возможность поправить пошатнувшееся материальное положение. Грядущего Избавления и прихода Машиаха мы тоже удостоимся в заслугу этой заповеди!
Другие виды помощи
Помощь ближнему, разумеется, не ограничивается денежными пожертвованиями. Тема эта настолько широка и разнообразна, что охватить её всю в рамках этой статьи просто невозможно. Когда человек преодолевает свой эгоизм, перестаёт жить только для себя, а думает, чем он может облегчить жизнь другому и помочь ему, — это важнейшая заслуга в глазах Всвышнего. Дать ночлег и стол в своём доме тем, кто в этом нуждается, ухаживать за больными, веселить жениха и невесту и помочь им в устройстве свадьбы, подвезти другого на своей машине, одолжить свои инструменты или вещи, помирить тех, кто поссорился, утешить тех, у кого горе — тема помощи просто безгранична. Мы поговорим лишь ещё об одном виде помощи, который существует только у евреев.
Гмах
Тора строжайше запрещает евреям давать и брать деньги под проценты. Этот запрет относится не только к кредитору и одалживающему, но и ко всем, помогающим такой сделке состояться. Поэтому у евреев очень развита система касс беспроцентных ссуд «гмахов» (сокращение от словосочетания «гмилут хасадим», т.е. «помощь ближнему»). В них можно получить ссуду на определённую сумму с обязательством вернуть ее в срок. Существуют не только денежные гмахи. Есть гмахи лекарств, принадлежностей для хупы и церемонии обрезания, медицинского оборудования, одежды, мебели, тфилинов и мезуз, даже памперсов. Всё, что может быть полезно другим, может стать направлением работы гмаха. Гмах — это частная инициатива различных людей, которые тратят своё время и силы ради других. Вы тоже можете приобрести заслугу перед Вс-вышним и открыть собственный гмах или помогать работе уже существующего. Удачи!
Выбор
Адмор из Гур, автор «Имрей эмес», был общепризнанным лидером евреев Польши. В тяжёлые годы I Мировой Войны он усиленно собирал средства на поддержку множества бедняков. Особенно эта деятельность усиливалась перед праздником Песах, когда расходы неизбежно возрастают. Однажды люди, которых он посылал для сбора средств, рассказали ему, что многие отказываются давать, говоря, что сейчас тяжёлые времена, и им самим может не хватить. Ответьте им, сказал ребе, что у них есть выбор, они могут быть хасидами или злодеями. Аиста Талмуд называет «хасида» за то, что он милосерден делится едой, которую нашёл, с друзьями. Мышей в другом месте Талмуд называет злодеями, так как, найдя плоды, они зовут поесть других. Почему к одному и тому же действию такое разное отношение? Дело в том, что аист, увидев еду, зовёт друзей сразу. Это поведение хасида. А мышь вначале набивает своё брюхо. И только потом, насытившись, она зовёт других. В этом состоит её злодейство. Так что пусть выбирают.
Хлеб
«Пошли хлеб свой по воде, ибо через много дней ты его найдёшь». О справедливости этого изречения царя Шломо могут свидетельствовать многие евреи. Вот история из жизни моей семьи. Моя бабушка Эстер Хазина родилась и выросла в местечке Шпиково на Украине. Её отец Аврум Хазин много занимался помощью бедным, собирал для них средства, вещи, еду, поддерживал нищих, вдов и сирот. Он умер молодым в 1918 году. Великая Отечественная война застала семью моей бабушки в городе Жмеринка. Её муж, мой дед Ицхак, работал на вагоноремонтном заводе. Завод имел оборонное значение, поэтому дедушку не забрали на фронт, а дали бронь и эвакуировали с заводом в город Канаш, в Чувашию. Условия жизни там были очень суровые: холод, голод, болезни. Хлеб выдавали по карточкам, за ним нужно было стоять в очереди на морозе много часов, нередко его не хватало на всех. Дед приносил время от времени что-то из своего пайка домой, но, ослабленный голодом и тяжёлой работой, он часто не имел сил идти домой и ночевал прямо на заводе. Многие от такой жизни умирали.
Реально семья деда кормилась продажей вещей, которые они привезли с собой. Бабушка их продавала. Это было небезопасно, называлось спекуляцией и преследовалось. Однажды, приблизительно в 1942-43 году, бабушку, которая со страхом шла продавать очередную вещь, остановила на улице женщина.
— Вы Хазина, дочь покойного Аврума?
— Да, а кто вы?
— Ой, вы очень похожи на вашего отца. Я хочу Вам помочь.
Женщина оказалась одной из детей-сирот, чьей семье помогал когда-то бабушкин папа. Сейчас у неё была возможность отплатить добром за добро. Её муж был «партийный», как тогда говорили, поэтому, когда после возвращения с фронта из-за тяжелого ранения, ему дали особую должность. Он стал заведующим в хлебопекарне. У семьи появилась возможность всегда быстро отоваривать карточки. Кроме того, в пекарне были запасы хлебных крошек от нарезки хлеба. В то голодное время они являлись настоящим богатством. Их можно было есть и даже обменивать на другие продукты. Благодаря этому наша семья пережила войну. Сразу после войны родилась моя мама.
Совершенно неизвестно, выжили бы они, и могла бы появиться на свет моя мама (а значит, и я), если бы не этот случай. Я думаю, что оценить всю удивительность этой истории можем только мы, выходцы из бывшего Советского Союза. Несмотря на расстояние между Украиной и Чувашией, на годы, минувшие со времен деятельности прадеда и потрясения, с ними связанные, добро вернулось к детям Аврума Хазина.
Колесо
В молодости праведник раби Менахем Мендл из Косова много странствовал. В одной деревне его приютил на ночь еврей-арендатор. В доме царила страшная бедность, хозяин рассказал, что уже много времени дела не идут, не всегда есть еда, и помещику он задолжал за аренду большую сумму. У раби самого не было ни копейки, и ничем, кроме сочувствия и доброго слова, он помочь не мог.
Наутро, от всей души пожелав хозяину удачи, праведник отправился в путь. На дороге возле него остановилась богатая карета, в которой сидел зажиточного вида еврей-купец.
— Эй, еврей, садись в мою карету, подвезу, предложил он.
— Я поеду с тобой только при условии, что ты дашь 200 монет, сказал раби.
— Что? Это неслыханная наглость! — воскликнул купец. — Мало того, что я готов тебя подвезти, ты ещё требуешь с меня деньги за это?!
— Деньги нужны не для меня, отвечал рабби Менахем Мендл, они для бедного еврейского арендатора, который попал в беду. Но тебе они тоже могут пригодиться. Ведь жизнь — колесо, которое может и повернуться. Сегодня ты наверху, а завтра неизвестно!
Купец задумался и согласился. Получив деньги, рабби сел к купцу в карету и предложил заехать в ту самую деревню, чтобы купец сам убедился, какую важную заповедь он исполнил. Радости в доме арендатора не было границ. При виде голодных еврейских детей, которые набросились на еду, сердце купца растаяло. Он дал арендатору ещё денег на новую одежду и обувь для всей семьи, а также большую сумму на развитие его дела. Арендатор был счастлив, он плакал от радости и благодарил своего спасителя.
Знаешь, сказал ему раби, я думаю, что твоим несчастьям подошёл конец. Теперь дела пойдут в гору. Помни о добре, которое сделал тебе этот купец, и когда придёт время, отплати ему тем же. Предсказание цадика полностью сбылось. С этого дня арендатор начал усиленно торговать и скоро разбогател. Он бросил аренду в деревне и переехал жить в город, где поселился в хорошем доме. Прошли годы, история эта забылась. А у купца все вдруг резко изменилось. От пожара сгорели склады с его товарами, а тут еще подняли налог на торговые сделки и утонул корабль с его грузом. В короткие сроки всё его состояние ушло, и ему пришлось даже продать свой дом. Но и это не помогло, кредиторы досаждали требованиями вернуть долги, а семье не хватало еды. Его домочадцы, непривычные к такому положению дел, очень страдали. Пришлось бывшему купцу просто ходить и просить подаяния, сгорая от стыда.
Однажды он с группой таких же нищих попал в Косов, в дом ребе. Тот тепло принял их, накормил обильным ужином, устроил на ночлег, дав каждому приличную сумму денег. Бывший купец не узнал ребе, но тот сразу вспомнил купца. Праведник сразу написал письмо, вручил его купцу и попросил отдать по указанному адресу, сказав, что там ему помогут. Письмо это, как вы догадались, ребе адресовал бывшему арендатору, в нем было напоминание о давнем случае и просьба отплатить купцу добром за добро. Помощь, как правильно надеялся ребе, была оказана. Купец смог поправить свои дела и встать на ноги. Его колесо опять повернулось.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.