Темы: Гмах, Цдака, Помощь, Хесед, Цви Патлас, Любовь к ближнему
Сказано так в псалме: «Мир милосердия будет построен». Слово «милосердие» в переводе на иврит — «хесед». Тора начинается с хеседа и завершается хеседом: в начале сам Творец дает одежды Адаму и Хаве, а в конце Творец хоронит Моше. Первый еврей, наш праотец Авраам, открыл истину: хесед — способность безвозмездно делиться своим добром — это проявление Творца в мире. Тогда он сказал самому себе: «Я хочу быть подобным Творцу в своих делах». Авраам построил дом с четырьмя входами на перекрестке дорог в пустыне. Он приглашал к себе, кормил и поил каждого путника. Когда гости хотели благодарить Авраама, он объяснял им, что благодарность полагается Тому, Кто сотворил мир и постоянно заботится о нем, посылая все необходимое. Сегодняшние евреи — потомки Авраама. Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Аббревиатура ивритского словосочетания «гомлей хасадим» — ГМАХ. Гмах — это фонд безвозмездной помощи. В телефонной книге только одного из религиозных районов Иерусалима значится множество различных гмахов. Прежде всего, есть несколько гмахов лекарств. Если в субботу или праздники, поздно вечером и даже ночью в будни, когда аптеки уже закрыты, вам понадобится какое-то лекарство, вы всегда сможете его получить в ближайшем гмахе. Через несколько дней, получив рецепт врача и купив лекарство в аптеке, вы вернете его, чтобы ваши соседи также смогли воспользоваться помощью гмаха.
Другой гмах предлагает халы и субботнее вино. Если в субботу или праздник к вам неожиданно пришли гости — вы всегда можете получить халы или вино в одном из ближайших гмахов.
У вас родился сын, и необходимы какие-то вещи для организации церемонии обрезания. Прежде всего, есть гмах подушек, на которые укладывают младенца, чтобы передать его моэлю. Если у вас нет денег, чтобы заказать зал для праздничной трапезы, нужно заранее сообщить об этом в гмах еды для брита. Тогда между соседями будет распределено приготовление блюд из праздничного меню. Каждый из них принесет что-то вкусное в указанное место. Если не хватает стульев, так как пришло много гостей, есть гмах стульев, скамеек и столов.
Если вдруг ночью ваш ребенок прокусил свою любимую соску — не беда. Есть гмах сосок. Если вам необходима определенная книга или кассета с уроком какого-то рава на иврите, английской, французском или русском языках — существуют гмахи книг и кассет. Есть гмах домашних инструментов, гмах-факс, гмах платьев для невест, гмах ленточек для украшения свадебного зала и так далее, не говоря уже о гмахах, выдающих небольшую материальную помощь нуждающимся или крупные долгосрочные беспроцентные ссуды по поводу свадьбы.
Вы будете поражены не меньше меня, когда узнаете о существовании гмаха потерянных детей. В нашем районе по субботам ездят только полицейские и машины скорой помощи, поэтому малыши часто играют на мостовой. Есть и такие, что выйдя из дома, не могут найти путь назад, а назвать адрес пока еще не умеют. Таких детей приводят в квартиру одного моего соседа, организовавшего этот удивительный гмах. Родители со всего района бегут туда забирать своих малышей.
Все перечисленные мною гмахи находятся только в одном районе Иерусалима. Подобные действуют в каждом религиозном районе города. А что говорить о гмахах города или даже всей страны. Один из старейших из них — гмах медицинского оборудования. Он был создан молодым аврехом Ури Лупьянским в начале 70-х годов, когда тот однажды купил инвалидную коляску для родственника, попавшего в автокатастрофу. После его излечения Ури превратил это кресло в гмах. Потом вместе с приятелем они приобрели несколько приборов для измерения давления, аппараты для снятия приступа бронхиальной астмы. Когда медоборудования прибавилось, Ури назвал этот гмах «Яд Сара», чтобы увековечить память своей бабушки Сары, погибшей во время Катастрофы.
Постепенно количество оборудования увеличивалось. Появились компаньоны, первые добровольцы. Сейчас отделения «Яд Сара» существуют при каждой крупной больнице. Есть специальные помещения для оборудования этого фонда. Десятки тысяч добровольцев по всей стране являются безвозмездными сотрудниками сети гмахов «Яд Сара». Трудно подсчитать количество людей по всему Израилю, которые пользуются его услугами. Когда бессменный руководитель «Яд Сара» Ури Лупьянский баллотировался в мэры Иерусалима, за него голосовали и религиозные, и светские избиратели. Так как каждый видел его организаторские способности при создании этой империи хэсэда «Яд Сара».
Другой гмах «Яд Элиэзер» — помощь малообеспеченным семьям. Сотрудники этого гмаха раздают еду на субботу и праздники, помогают организовывать свадьбы, бар-мицвы, бриты. Гмах «Эзэр ми Цион» — частная скорая помощь, которая развозит больных на постоянные процедуры в больницы. В нем работают также добровольцы, которые будут дежурить у постели больного, сменяя родственников, и принесут еду тем, кто постоянно находится возле больного.
И это только малая часть тех гмахов, которые существуют в современном Израиле. Каждый человек думает: «А что еще не хватает моему соседу, чем я еще могу помочь, чем поделиться?» Совсем недавно я узнал о новом гмахе. Мой сосед стал предоставлять к услугам окружающих свою единственную машину.
Журнал «Мир Торы»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Берл Вайн
В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
«Не делай другому того,что ненавистно тебе. Все остальное — толкование. Иди и учись». Как этот принцип воплощается на практике?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шрага Симмонс
Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Из очерка "Основы".