Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Ревность

Как иудаизм рассматривает чувство ревности: когда это хорошо, а когда неприемлемо?

Ревность — это чувство, у которого много сторон. Ревность Каина и Пинхаса, о которой говорится в Торе — это ревнительство, происходящее от любви к Вс-вышнему и нетерпимости к ненавидящим Его. Ревность — это также и нежелание смириться с существованием идей, противоречащих взгляду ревнителя, и обостренное чувство собственности. Ревность в отношениях между людьми следует предотвращать. С собственной напрасной ревностью не нужно бороться, необходимо понять ее истоки и работать над собой. Бывают случаи обоснованной ревности между супругами.

Оглавление

Ревность Каина — или зависть? [↑]

В русском языке существуют два различных слова: зависть и ревность. В иврите оба эти значения объединены в одно — кинъа. При ближайшем рассмотрении становится понятным, что зависть и ревность — это два проявления одного качества. О том, что такое ревность, мы узнаем по поступку Каина, ведь «Каин — это и есть кинъа», как объясняют наши мудрецы.

Каин был человеком высочайшего духовного уровня, и лишь о простой и низкой зависти говорить здесь неуместно. Дурное начало инспирировало праведную ревность Каина к брату: они оба принесли жертву Вс-вышнему, но жертва Эвеля была принята, а жертва Каина — отвергнута. Чувство, испытанное Каином, — не зависть и не досада, а ревность, которая вытекала из ясного осознания того, что его брат находится на более высоком духовном уровне. Неугодность в глазах Творца — вот, что беспокоило его.

На этих возвышенных чувствах как раз и сыграло дурное начало, распылив ревность Каина, дав понять, что она — из высшего источника, что эта ревность — истинная, достойная, святая, и что единственная причина его досады — его возвышенное духовное состояние.

И так досада была возведена дурным началом в категорию заповеди, благодаря которой своим внутренним беспокойством он сможет исправиться и достичь более высокой ступени. Беспокойство Каина за то, что Эвель желанней в глазах Творца, а он сам находится на низшей ступени, раздулось до состояния такой бешеной ревности, что он почувствовал, что просто больше не может выносить присутствие Эвеля в этом мире, и возжелал его смерти. Так «святая» ревность проложила дорогу жажде убийства.

Объясняется в Мидраше (Берешит Раба 11), что ревность Каина была заведомо порочной, и он ошибся в ней, не почувствовав, что к ней примешана личная заинтересованность. Ведь Эвель пасет свой скот на земле брата, а значит, грабит его и потому заслуживает смертной казни! Такой логикой подпиталась ревность Каина, и он сразу свершил над ним суд, признал грабителем и убил его.

Недаром Вс-вышний предупреждает Каина: «Если исправишься — удостоишься» — если ты одержишь победу над собой и выдержишь это испытание с честью, ты не причинишь Эвелю никакого вреда. Но Каин оказался весьма пристрастен в своей ревности, ему помешало то, что Эвель выше него, и святая ревность обернулась обычной завистью.

Пишет рав Маариль Блох, что ложная ревность всегда пробуждается первой. Согласно природе человека, его естественные побуждения опережают душевные качества и первыми влияют на движение души.

Но на самом деле, даже ложная ревность — это не абсолютная ложь. Даже в ней есть доля правды — ощущение того, что наше дело более великое, важное и истинное, поскольку мы действительно полны истинным содержанием — а значит, именно мы и достойны славы. Ревность при этом остается ложной, но все же с некоторой примесью истинной ревности.

Святая ревность Пинхаса [↑]

Об истинной, святой ревности — ревности почти в ее идеальном воплощении — мы учим из поступка Пинхаса. Пинхас, внук Аарона, пронзивший копьем Зимри, князя колена Шимона, и мидьянскую принцессу Козби в момент совершения ими отвратительного языческого ритуала, тем самым отвратил гнев Вс-вышнего от евреев.

Когда Пинхас увидел, что творится, он «возревновал Моей ревностью». Раши объясняет, что Пинхас заслужил высокую награду — брит шалом и потомственное коэнство — за то, что он выполнил Его «работу» — наказал отъявленных преступников, не мешкая и не задумываясь о последствиях.

Необходимо сказать, что Пинхас схватился за копье не вследствие инстинкта и не сгоряча. Он вспомнил закон: «Всякого, вступившего в связь с арамеянкой, ревнители предают смерти». В этом проявилась великая сила его разума, непоколебимого «я», неподвластного никаким сторонним влияниям. Пинхас внимательно исследовал происходящее и вынес решение. Зная, что «ревнители предают смерти грешника», он настолько ясно прочувствовал этот закон, что без колебаний незамедлительно его исполнил. Ведь тяжесть греха главы колена не уменьшается от того, что и другие погрязли в грехе!

Поступок Пинхаса был столь велик, что благодаря ему прекратился мор. Однако в ревности за Б-га, где проявилось невероятное величие Пинхаса, мы видим и изъян.

Согласно сокровенной традиции, Элияу а-Нави стал новым воплощением души Пинхаса. Как и Пинхас, Элияу был ревнителем веры, и, как и Пинхас, в какой-то момент оказался один против всех. Когда он шел по пустыне, чтобы скрыться от преследования Изевели, то услышал обращенный к нему глас Б-га: «Что тебе здесь, Элиягу?» «И он ответил: ревностью возревновал я за Б-га, Господа воинств, ибо оставили Твой Завет сыновья Израиля, жертвенники Твои разрушили, а пророков Твоих убили мечом…». «И сказал ему Б-г… Элишу, сына Шафата, помажь в пророки вместо себя!».

Вс-вышний упрекает Пинхаса за его ревность в Шитим. Ревность Пинхаса за Вс-вышнего была верной и истинной, но все же и в ней обнаруживался изъян. Если бы Пинхас стоял на еще более высокой ступени, то и его ревность была бы еще совершеннее и чище.

В поступках человека должно ощущаться добро, исходящее из внутреннего желания, в котором нет примеси обвинения. Необходимо, чтобы истоком всех его поступков было только желание принести благо всему миру.

В Ялкут Шимони находим, что даже в момент гнева ревности душа Пинхаса должна была оставаться восприимчивой и чувствительной. В его поступке должно было найтись место милосердию. Если бы поступок Пинхаса исходил из самого глубокого источника души, в котором нет места злу, он должен был бы обратиться к Б-гу: «Властелин мира! Это — Твой народ — сыновья Авраама, Ицхака и Яакова, которые исполняли Твою волю в сотворенном Тобою мире!» Но Пинхас сказал: «Я возревновал за Б-га Воинств, ибо оставили сыновья Израиля Твой Завет». Суровость этих слов Вс-вышний и вменил ему в вину.

Ревность как составляющая любви [↑]

Рамхаль в «Месилат Йешарим» приводит такую схему: страх и любовь — это два столпа истинного служения; страх включает в себя смирение перед Вс-вышним, трепетный подход к служению и уважение к заповедям, а любовь включает радость, единение и ревность.

Без ревности не может быть любви. Но смысл этого качества, как объясняет Рамхаль, в том, чтобы «человек был ревнителем имени святости Его, ненавидел ненавидящих Его и старался подчинить их воле Творца во всем, в чем может, так, чтобы исполнялась служба Его и ширилась Его слава».

Наши мудрецы (Шабат 54б) предупреждают нас о тяжелой ответственности того, кто может протестовать против совершения греха, но не протестует, и постановили, что он полностью несет ответственность за этот грех. Говорит мидраш «Эйха» (1:6): «“Были князья его как бараны…”, — как бараны, которые в жару прячут морды друг за друга; так и вожди Израиля видели преступления и отворачивались от них. Сказал им Святой, благословен Он: “придет время, и Я сделаю вам то же самое!”».

Когда человек любит кого-то, он не станет терпеть, если того бьют или позорят. Нет сомнения, что он придет на помощь! Также и тот, кто любит Творца, не сможет наблюдать безучастно, как оскверняют Его имя и нарушают заповеди.

Песнь Песней (8) сравнивает любовь с огнем: «Ибо сильна, как смерть, любовь, и страшна, как преисподняя, ревность. Стрелы ее — стрелы огненные, пламя Б-га». И везде в Торе слово «ревность» означает «воспылать (гневом, исполниться решимости)», «совершить возмездие».

Ревность — против дурного начала [↑]

Наши Учителя говорят, что ревность увеличивает мудрость. Каким образом? Речь идет о такой ревности, которая возникает, когда учителя Торы, постоянно стремящиеся повысить уровень своего служения Вс-вышнему, хотят служить Ему еще лучше, нежели это делают, по их наблюдениям, другие люди их окружения. В том числе — и среди других учителей. Будь то в области изучения Торы, области преподавания, в области качества соблюдения заповедей и осуществления добрых дел.

Среди мудрецов и праведников ревность, кинъа, оказывается тем самым «механизмом», который помогает нейтрализовать духовный яд дурного начала, йецер а-ра. Ревность способна помочь повысить качество выполнения заповедей и учебы лишь когда она произрастает из искреннего, духовно возвышенного желания как можно лучше служить Творцу. А это неизменно ведет к увеличению проявления Мудрости Вс-вышнего в мире.

Это та форма реализации качества кинъа, которая разрешается, а в какой-то мере, даже поощряется нашей Традицией.

Ревность можно предотвратить [↑]

Ребенок в семье, где двое и больше детей, может ревновать маму и/или папу к старшему (или младшему) брату или сестре. Мать, женив сына, нередко ревнует его к невестке. Невестка может ревновать своего мужа к матери и/или к другим женщинам, подругу — к ее окружению и т.д. и т.п. Всё это не ново, и в Торе об этом, конечно, сказано.

Одна из основ дерех эрец состоит в том, что все дела и поступки человека не должны причинять другим людям какой-либо обиды или огорчения, быть причиной зависти и конкуренции.

Поэтому следует очень остерегаться, чтобы не делать различия между людьми в уважении, которое мы им оказываем, предпочитая одного другому. И предупреждают наши мудрецы, что нельзя отличать одного из сыновей перед остальными, ибо случилось однажды, что «из-за двух сэла (сэла — мера веса) тонкой шерсти, из которой Яаков сделал разноцветную рубаху для Йосефа и тем отличил его от остальных братьев, те возревновали его, и в итоге всех событий сошли наши отцы в Египет» (Шабат 10б).

Следует подчеркнуть, что данное правило — не выделять кого-то одного из сыновей, или учеников, или из других людей, — относится и к ситуации, когда выделяемый заслуживает этого, так как в любом случае следует опасаться ревности и зависти остальных.

В Талмуде мы находим одно особое постановление наших мудрецов, касающееся того случая, когда первосвященник не может исполнить свою службу, и его заменяет специально назначенный заместитель. Даже если это случилось всего один раз, то, после того как первосвященник вернется к своим обязанностям, заместитель больше уже не служит — ни в качестве первосвященника (хотя согласно первоначальному закону, до постановления, это продолжает быть его обязанностью в случае нужды), ни даже в качестве обычного коэна.

Талмуд объясняет (Йома 12б), что причиной этого постановления было опасение, что даже единожды замененный первосвященник будет страдать от мысли, что еще один человек занимал такую же высочайшую ступень, что и он сам, и станет его ненавидеть. И наши мудрецы отдали предпочтение первосвященнику, поскольку тот опередил заместителя в исполнении своих обязанностей.

Столь тонкие соображения, лежавшие в основе постановления наших мудрецов, являются хорошим примером того, с какой серьезностью и ответственностью следует взвешивать все аргументы за и против, когда решаются вопросы, связанные с честью и достоинством человека. Другой иллюстрацией этого правила является поведение нашего учителя Моше, который в течение целых семи дней отказывался принять на себя миссию Вс-вышнего и идти в Египет, опасаясь, что это затронет честь Аарона — его старшего брата. Так же поступил Моше и тогда, когда избрал старейшин от всех колен, чтобы избежать ревности и зависти между ними (Санхедрин 17а).

Что касается ревности в семье, то родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер зависти или ревности. Последствия могут быть трагичными. «Почему ты не так прилежно учишься, как твой брат?», «Почему себя плохо ведешь? — бери пример с сестры». Подобные высказывания могут породить ревность и нелюбовь. Некоторые родители полагают, что их дети так любят друг друга, что между ними не может быть неприязни, но это большая ошибка. Даже если ребенок не проявляет враждебности, это не значит, что ее нет глубоко внутри или она не появится впоследствии.

Напрасная ревность между мужем и женой [↑]

Как объяснил Рамхаль, ревность является составляющей любви, поэтому в той или иной степени она неизбежно возникает в отношениях между мужем и женой, особенно в начале семейной жизни, пока еще не обретен прочный и обширный фундамент взаимного доверия.

Для того чтобы между мужем и женой начало строиться доверие, надо больше и откровеннее рассказывать друг другу о себе: что делали сегодня, что чувствовали, о чём переживали, что порадовало, что напрягло. Так муж и жена знакомят друг друга со своим внутренним миром. Незнание, как правило, порождает подозрение и напрасную ревность, а знание — доверие и понимание!

Со временем и благодаря совместным усилиям в этом направлении, это перерастёт в прекрасную привычку и потребность. Супруги, которые ежедневно «упражняются» и учатся говорить друг другу гораздо больше о своей любви, преодолевая ощущение неестественности и «страха порабощения», вскоре увидят плоды этой работы: недоверию и ревности в их отношениях не останется места.

Бороться с ревностью? [↑]

Есть люди, про которых известно, что они ревнивы в том самом, плохом значении этого слова. Они сами или их близкие часто призывают бороться с необоснованной ревностью, ведь их ревность и подозрительность мучает и их самих, и членов их семьи.

На самом деле, бороться с собственными эмоциональными особенностями — не самый лучший способ обрести спокойствие. Концентрируясь на борьбе с собой, человек в большинстве случаев не только не достигает желаемых результатов, но и может нанести вред своему психологическому состоянию. В определенной степени мы в состоянии управлять своими чувствами, но не «войной», а более вдумчивыми методами.

Начало такой работы — выявление в себе глубинных причин, провоцирующих неадекватные, мучительные эмоциональные реакции. Обычно у истоков ревности есть два качества: эгоизм (эгоцентризм) и неуверенность в себе, заниженная самооценка.

Человеку, который изводит себя ревностью, надо постараться определить уровень своей эгоистичности, осознать, что каждый человек (в том числе и муж, жена, ребенок) — это отдельная личность, которую Творец наделил уникальным набором качеств. У каждого — свой круг интересов, личных предпочтений и привязанностей, своя роль в общественной жизни, свой стиль общения с окружающими, свои обязательства перед ними и т.д.

Осознав это, следует развивать в себе чувства уважения и доверия к данному конкретному человеку, концентрируясь на его положительных качествах и «закрывая глаза» на недостатки.

Что касается неуверенных в себе людей, то им часто кажется, что они «не заслуживают» внимания и любви своих близких и могут утратить их расположение.

Первый шаг к тому, чтобы повысить свою самооценку — это осознание, что Вс-вышний отправляет каждого из нас в этот мир с определенным «поручением», снабдив каждого уникальным набором свойств и способностей, что в комплексе составляет наш жизненный потенциал. Наша задача — воспользоваться полученным от Творца потенциалом, развивая в себе позитивные черты и способности и реализуя их на практике — повышая уровень духовности, духовно обогащая других и совершая добрые дела.

Поскольку каждый человек — уникален, отсюда естественным образом следует, что попытки сравнивать себя с кем-то другим неконструктивны.

Обоснованная ревность в семье [↑]

Как известно, к сожалению, бывают случаи, когда ревность одного из супругов не является напрасной, и действительно, речь идет об измене одного из них и о чувствах по отношению к этому факту другого.

В трактате Сота (Лист 3) Гемара задается вопросом: какова суть духа ревности? Мудрецы утверждают, что в данном случае мы имеем дело с духом-тумъа — с духовно нечистым, нехорошим явлением. Однако Рав Аши говорит, что ревность в таком случае — руах-таора, т.е. духовно «прозрачное», чистое явление.

Изучая высказывания учителей, вскрывающие разные стороны истины, Гемара выявляет глубинные взаимосвязи и показывает, как мысли одного мудреца помогают понять суть утверждений другого. Так, раби Ишмаэль говорит, что в ситуации, когда жена нарушает законы цниюта (скромности) у мужа появляется право ее ревновать. Раби Акива утверждает, что ревность в данном случае — обязанность мужчины.

Б-жественная душа человека чиста, прозрачна. И о Вс-вышнем сказано, что Он — таѓор. В духовных мирах подобное тянется к подобному. Муж и жена — одна плоть, одна душа. Если душа запятнана плохими поступками, ей требуется очищение. В обсуждаемой ситуации очищение происходит с помощью духа ревности.

Выводить материалы