Из цикла «Орхот цадиким», темы: Орхот цадиким, Еврейские качества, Праведник, Желание, Отношения между людьми
Благожелательность /рацон/ весьма доброе качество, оно содержится лишь в доброй и великой душе. Тот, в ком есть благожелательность, благая, добрая воля, доволен всеми своими делами и обстоятельствами, всем, что присудил и уделил ему Создатель; он не станет толковать о несправедливости выпавшего ему на долю. Обладающий этим качеством не ожидает величия и почестей, он желает терпеть и готов стерпеть. И он не жалуется на свои дела и обстоятельства, не обижается на Всевышнего, говоря: «Почему Всевышний поступает со мной так-то и так-то?» К тому же качеству относится состояние «быть довольным своей участью», а ты уже знаешь о достоинстве этого качества и его величии. Если праведный человек доволен людьми и люди довольны им, — то и Всевышний им доволен. И сказали так: «Кем довольны люди, тем и Всевышний доволен» (Авот 3; 10).
И даже ненавистники примиряются с таким человеком, как написано: «Когда Всевышний доволен человеком, Он заставляет врагов его примириться с ним» (Мишлей 16; 17), и ты знаешь, что Авимелех примирился с Авраамом (Берешит Раба 54; 1). Значение и превосходство того, что человеком доволен кто-либо, мы видим из того, что это качество приравнено к жизни, оно есть источник добра и источник блага /хесед/, как сказано: «В свете лика царя жизнь, и благоволение его, как облако с весенним дождем» (Мишлей 16; 15). Взгляни, что произошло с Мордехаем, когда Ахашверош был доволен им, и что произошло с Йосефом, когда им был доволен фараон. И уж если такое произошло с теми, кем были довольны люди, то тем более достигнет многих добрых достоинств тот, кем доволен Всевышний. Поэтому пусть человек трудится над исполнением заповедей, и Всевышний будет им доволен. И сказал мудрец: «Богат тот, в ком есть это качество». А от качества благожелательности проистекают прощение и милование /мехила/, то есть человек мирится с восставшим против него и не мстит.
Весьма и весьма приятно и красиво, когда человек полон благожелательности и не считается с собственным мнением, если оно не сходно с мнением других. Это приводит к тому, что он становится любим всеми, исполняя желание каждого. Такой человек весьма близок к раскаянию, потому что если он склонен к дурным поступкам, а его товарищ увещевает его, он соглашается оставить зло и вернуться к добру. Таким образом, и он доволен собой, признавая свои проступки и оставляя дурные пути, и друзья довольны им. И так сказал Шломо: «Кто слушает совета, тот мудр» (Мишлей 12; 15). Здесь не имеется ввиду слушать лишь ухом. «Слушает» — это значит, что он слушает советы мудреца и соглашается поступить по сказанному. Таким образом, вся Тора заключается в качестве благожелательности, а также все наказания, проклятия, назидания и все благословения. Почему? Ибо написано о часе дарования Торы: «И вот, если вы послушаете глас Мой и станете соблюдать завет Мой, то будете избраны Мной из всех народов» (Шмот 19; 5). «Послушаете», — значит, примете на себя и согласитесь. И они ответили: «Исполним и послушаем» (там же 24; 7), и согласились. О проклятиях сказано: «И будет, если не послушаете глас Всевышнего, чтобы беречь и исполнять все заповеди Его и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне, то придут на тебя все эти проклятия и постигнут тебя» (Дварим 28; 15); и написано: «Благословение, если послушаете заповеди Всевышнего, <…> и проклятия, если не послушаете заповеди Всевышнего» (там же 11; 27—28). И все эти «послушаете» не означают «слушать лишь ухом». Имеется в виду согласие исполнить. И мы читаем о Яакове, что он согласился со своей матерью и послушался ее совета об отцовском благословении, и удостоился отцовского благословения. И согласился послушаться отца и мать, и взял жену по их слову, а потому удостоился стать родоначальником двенадцати колен. И написано: «Слушающий меня будет жить безопасно и будет спокоен, не страшась зла» (Мишлей 1; 33).
Послушание имеет четыре вида: слушается и проигрывает, /то есть получает наказание/; слушается и выигрывает, /то есть получает награду/; не слушается и получает наказание; не слушается и получает награду. «Слушается и получает наказание» — это Адам, первый человек, как сказано: «А Адаму сказал: потому что ты послушался свою жену» (Берешит 3; 17). И получил наказание: «Ибо ты — прах, и в прах возвратишься» (там же 3; 19). «Слушается и получает награду» — это Авраам, которому было указано: «Все, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» (там же 21; 12). И что получил в награду? «Ибо в Ицхаке наречется род тебе» (там же). «Не слушается и получает награду» — это Йосеф, как сказано: «И он не слушался ее, чтобы возлечь с нею, чтобы быть с нею» (Берешит 39; 10). И что получил в награду? «И Йосеф, он правит всей землей» (там же 42; 6). «Не слушается и получает наказание» — это народ Израиля, как сказано: «И не послушали меня, и не склонили свое ухо» (Ирмия 7; 26). И что получили в наказание? Сказано (там же 15; 2): «Кто на смерть — на смерть, кто на меч — на меч» (Ялкут Шимони, Берешит 1; 32). И сказано: «Если захотите и послушаете, то будете вкушать блага земли» (Ишая 1; 19). Непокорный и непослушный сын карается смертью за то, что не послушал, как написано: «Пусть возьмут его отец и мать и выведут к старейшинам города своего <…> и скажут старейшинам города своего: “Вот сын наш, непокорный и непослушный, не слушает нас, < …> и побьют его камнями все жители города”[1] »(Дварим 21; 19—21). О народе Израиля сказано: «Восставали вы против Всевышнего» (там же 9; 7); и их проступком считается, что они не хотели слушаться, «ибо они — народ жестоковыйный» (Шмот 34; 9).
Поскольку все зависит от качества благожелательности, пусть каждый склонит свое желание к исполнению заповедей Всевышнего. И так сказали мудрецы: «Исполняй Его волю, как свою, — тогда Он будет исполнять твою волю, как Свою; уничтожь в себе желание, противное Ему, — тогда Он уничтожит в других желание, противное тебе» (Авот 2; 4). Вывод: да не упрямится человек и да не ужесточит выю свою против указывающих ему праведные пути. Но пусть согласится с ними и примет их слова с благим желанием. Ибо об упрямцах сказано: «Колючки и сети на пути упрямца, кто бережет душу свою, избежит их» (Мишлей 22; 5), и сказано: «Упрямый не найдет добра» (там же 17; 2,0). И многократно посрамлены упрямцы, и многократно восхваляются желающие слушать слова Торы, как написано: «Только к Торе Всевышнего влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью. И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое плод свой дает во время свое» (Теилим 1; 2—3). И написано: «Счастлив человек, страшащийся Всевышнего, страстно любящий заповеди Его» (там же 112; 1). Заметь, что не сказано: «Много изучает Его заповеди», но — «страстно желает».
То есть человеку следует направить свое желание к заповедям! Сказал рабби Абау: «В будущем все станут удивляться тем, кто слушается Всевышнего. И будут говорить: “Что это значит? Этот не читал и не учил, а вот он сидит с праотцами и беседует с ними!” И Всевышний ответит им: “Чему вы удивляетесь? Он удостоен этой награды, лишь потому, что слушал Меня в своей жизни”. Как сказано (Мишлей 15; 31): “Ухо, внимающее учению жизни, — в среде мудрых пребудет оно”»(Агадат Берешит, гл. 84).
Это весьма хорошее качество, но пусть человек не пользуется им по отношению к злодеям, — да не согласится с ними!
И да не возжелает ничего дурного и ничего из того, от чего предостерегает Закон. Но пусть согласится с теми, кому благоволит Всевышний, как написано: «Всевышний благоволит тем, кто страшится Его» (Теилим 147; 11). И пусть волю свою направит к заповедям; невзирая на то, что это трудно ему, — пусть направит волю свою к заповедям в такой степени, что они станут ему милы. Потому что, хотя Аврааму было трудно принести в жертву собственного сына, он отменил свою волю пред волей Создателя и встал рано утром, и собрался скоро, с душевным желанием и любовью.
Но кто направляет свою волю и свое желание на дурные дела и соглашается со злодеями и с их делами, а праведники ему отвратительны, — такая благожелательность приведет его в преисподнюю, и о нем сказано: «Горе вам, называющие зло добром и добро злом, полагающие тьму светом и свет тьмою, полагающие горькое сладким и сладкое горьким» (Ишая 5; 10). И сказано: «Оправдывающий злодея и обвиняющий праведника — оба отвратительны пред Всевышним» (Мишлей 17; 15).
А желающему достичь глубины благочестия и глубины единения /йихуд/, познать Всевышнего, — это возможно, лишь если он мудр, понятлив и обладает благожелательной душой, не гневливой. Написано: «И теперь, сыны, послушайте меня, и блаженны хранящие мои пути» (там же 8; 32), — сказал Создатель народу Исраэля: «Я лишь прошу у вас, чтобы вы слушались Меня, и Я исполню то, о чем пророчествовали пророки»: (Ишая 1; 19) «Если пожелаете и послушаете, — пожнете блага земли» (Мидраш Мишлей гл. 8). И написано: «Счастлив тот, кто слушается Меня» (там же 34). Поэтому направь свое желание к исполнению воли Всевышнего и да не станешь непокорствовать перед своими учителями и перед тем, кто знает больше тебя. И так сказано в Торе: «И приди к коэнам-левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение, и поступи по слову, которое они скажут тебе, <…> не уклоняйся от того, что они скажут тебе, ни вправо, ни влево. А кто поступит дерзко, не слушаясь коэна, стоящего там для служения Всевышнему, или судьи, — да умрет тот человек; и искорени зло из Исраэля» (Дварим 17; 9—12). Из всего этого становится понятно, что качество благожелательности — это доброе и великое качество, в коем заключается вся Тора. Даже если мудрецы сказали тебе, что левое это правое, а правое это левое, — согласись с ними и отмени свое мнение и волю, дабы поступить по их словам. И тем более следует согласиться с ними и слушаться их, если они сказали о правом, что оно правое, а о левом, что оно левое (Иер. Орайот 1; S).
Вдумайся! Мы молимся: «И да будет вечно желанным служение народа Твоего, Исраэля». И вот — все наши деяния и наше служение зависят от благоволения Всевышнего. А если человек не направляет свою волю и желание к заповедям Создателя, но восстает против Него и выбирает дурные поступки, от которых Всевышний предостерег, — как же будут желанны Всевышнему деяния такого человека? Как Он возжелает в Своем благоволении того, кто не благоволит Ему и не желает Его?!
Пусть никогда человек не будет непокорным пред Создателем и перед своими товарищами, ибо вот чем хвалился мудрец: «Я никогда не поступал против мнения моих товарищей. Я знаю, что я — не коэн. Но если мои товарищи скажут мне “поднимись на помост”[2], — я поднимусь» (Шабат 118б). И не будем продолжать говорить об этом качестве, потому что оно — составная часть качества любви и радости.
В мире нет ничего лучше послушания. И так сказали: «Упал человек с крыши и сломал кости, и требуются ему повязки и мазь, и бинты на каждый из его органов и на каждую его кость, — таков и согрешивший всеми частями своего тела, как сказано: “С ног до головы нет в нем здорового места” (Ишая 1; 6), а Всевышний излечивает его одним лекарством; это лекарство — послушание, как сказано: “Преклоните ухо ваше и идите ко Мне, слушайте, и оживет душа ваша”» (там же 55; 3).
[1] Имеется в виду случай, когда сын неоднократно воровал у родителей, пьянствовал и обжорствовал, и был наказан плетьми. Закон предвидит, что сын растранжирит имущество родителей и станет разбойником. А потому — лучше пусть умрет невиновным в разбойничестве. См. Санэдрин 68б-71б.
[2] То есть исполни обязанности коэна.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего