Из цикла «Орхот цадиким», темы: Раскаяние, Орхот цадиким, Еврейские качества, Самосовершенствование
Сожаление /харата/ — это когда человек раздумывает и жалеет о своем поступке, если он сделал что-либо неподобающее. Это прямой путь в деянии «возвращения в покаянии» /лахзор бе-тшува/, потому что кто согрешил и покаялся, как будто не согрешил. И невозможно вернуться без раскаяния. Никогда грехи не будут искуплены, если грешник не сожалеет о них. Также и молитва не угодна без сожаления. Как может человек просить «Прости нам, Отец наш, ибо мы согрешили», если он не сожалеет о том, что согрешил? Это как если бы царский раб провинился перед царем и просил прощения, не сожалея ни о чем, но даже каждодневно повторяя свой проступок. Конечно же, царь еще более разгневается на него! Так же и тот, кто обирает людей и приходит каждый день просить царя простить ему, но снова обирает и грабит, — этот грабитель только увеличивает гнев царя просьбой о прощении. А потому пусть сожалеет о содеянном и молится, и исповедуется, и пусть утверждается в том, что более не совершит подобного, — тогда его молитва будет принята Создателем. Но совершить доброе дело и сожалеть об этом — весьма дурное свойство. Потому следует остерегаться сожаления в добрых делах, чтобы не потерять свою заслугу. Если ты дал бедному милостыню, а он рассердил тебя, — остерегайся сожалеть о добре, оказанном ему. Почему? Когда ты давал милостыню, твое намерение было во Имя Всевышнего, — вот эта твоя награда и сохраняется для тебя. И в делах житейских это свойство достойно порицания: когда человек не держит свое слово; сегодня обещал сделать что-либо, а назавтра сожалеет об этом и не исполняет; дает обет поститься или дать милостыню, или учить Закон, и сожалеет об этом, — это дурное свойство. И хотя сожалеть о дурном — весьма доброе свойство, хорошо бы человеку поставить себя так, чтобы не приходилось менять себя от обычая к обычаю, от качества к качеству. А предел добра — думать о добром и выбирать добрые обычаи и качества и вести себя в согласии с ними. И прежде, чем начать делать, следует человеку подумать, а сможет ли он исполнить это дело, а подумав, пусть держится своего решения. И не бегай от обычая к обычаю, потому что переменчивость весьма достойна порицания. Такой человек презираем обществом, даже если он перебегает от одного доброго свойства к другому доброму свойству, — в его делах не найдешь смысла, и нельзя полагаться на него.
Человек! Вернись, пока твое раскаяние имеет силу, и не откладывай до могилы, потому что в том твоем раскаянии отсутствует польза исправления. И если ты сделал что-либо против своего ближнего, раскайся и пойди помирись с ним. А если твой ближний провинился перед тобой и раскаивается, прими его. И если даже ты сомневаешься в искренности его раскаяния, — прими его. Но если ты укорил кого-нибудь жестким укором, и тот возненавидел тебя, как сказал Давид: «И с восстающими на Тебя ссорюсь» (Теилим 139; 21), не раскаивайся в той ссоре, потому что если ты раскаешься и попросишь прощения, укрепится он в своем заблуждении.
Сожаление — это путь ко всем добрым делам. Вот некто отлынивает от изучения Закона; сожалея о своем безделье, он решит заниматься Законом в полную силу. Другой не постарался молиться с большим вниманием; сожалея об этом, он подумает: «Как же я посмел стоять пред Великим Царем без должного внимания сердца?!» Третий привык к пустым разговорам; сожалеет и думает: «Что же я натворил?! Мне следовало приобретать жизнь в будущем мире, а я занимался пустяками!» А достигший пожилого возраста пусть сожалеет, если дни его прошли без служения Всевышнему. Держись этого правила: подумай в душе обо всем, что совершил, и о каждой заповеди, которую ты не постарался исполнить как должно, и обо всех постановлениях мудрецов, которые ты не всегда исполнял, и сожалей о каждом проступке отдельно. И подумай и поспорь с самим собой, и разгневайся на себя: «Как же я не стремился к тому, чтобы исполнить волю моего Создателя?! Как же я оставил без должного внимания постановления мудрецов, их добрые наставления и справедливые укоризны?!» Вот почему сожаление есть великое исправление всем заповедям и всем добродетелям.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»