Из цикла «Орхот цадиким», темы: Иштадлут, Орхот цадиким, Исправление качеств, Страх перед будущим, Материальность
Беспокойство /деага/ — качество дурное в большинстве своих проявлений. Оно обнаруживается на лице человека, как написано: «И увидел их, и вот они беспокойны» (Берешит 40; 6); и написано: «Почему ты плохо выглядишь? Ведь ты не болен» (Нехемия 2; 2). И сказал мудрец: «Я не нахожу признака беспокойства в людях великой души».
Беспокойство о нуждах этого мира — раздобыть чего-либо! — весьма достойно порицания. Оно отсутствует в тех, кто уповает на Всевышнего и верит в Него.
Беспокойство и скорбь уничтожают сердце, они — болезнь тела. А самое худшее беспокойство есть беспокойство того, кто желает преступлений, стремится к греху. Не найдя полного удовлетворения своих желаний, он беспокоится и сожалеет. Ибо любой, кто беспокоится о нуждах этого мира, весьма далек от Учения и от заповедей, и от молитвы. И потому следует стараться исправиться и изъять это качество из себя. Нет надобности долго и подробно толковать о зле, приносимом этим качеством, ибо беспокойство содержит противоположное всем благам, которые приносит радость.
Но всмотрись, подумай и поймешь, что в беспокойстве тоже есть добрые пути. Как сказал пророк: «О чем скорбит человек живущий? /Пусть жалуется/ муж на свои грехи» (Эйха 3; 39). Следует преступнику увеличить скорбь в сердце своем и вздыхать с сердечной болью и горечью о том, что он восстал против Творца всего. Ибо досадно человеку, потерявшему несколько монет, но если утратил все свое достояние, душа его скорбит; и о бедах — боль его навечно, и скорбь в его сердце. Каково же сожалеть и вздыхать о том, что поднялся и восстал против Всевышнего, и не вспомнил добро и блага, которые Он оказал ему!
Знай же, что ступени раскаяния зависят от силы скорби. Ибо скорбь приходит от чистоты духа, от высшей души. Тем она заслуживает благоволения более, чем множеством телесных страданий. И потому скорбь и беспокойство принимаются пред Всевышним. Пример тому царь, которого рассердили приближенные ко двору вельможи. Их он скорее помилует и пожалеет, чем незначительных людей, пребывающих далеко от него. Поэтому Всевышний помилует душу, которая сожалеет о своих грехах и беспокоится о них. И так сказал Давид: «Все мои желания пред Тобой, и печаль моя от Тебя не скрыта» (Теилим 35; 10).
От беспокойства и скорби приходят слезы, — и врата слез не запираются[1], как написано: «Услышь молитву мою, Всевышний, и воплю моему внемли, не будь глух к слезам моим» (Теилим 39; 13); и написано: «Потоки вод исторгают глаза мои за то, что не хранили они Тору Твою» (Теилим 119; 136). И написано: «Ибо о вине своей рассказываю я и удручен грехом своим» (Теилим 38; 19). Да скорбит всегда человек о том, что преступил, и да беспокоится о будущем, и да страшится постоянно, что не исполнил того, что полагается исполнить для раскаяния. И написано: «Блажен человек, который всегда страшится» (Мишлей 28; 14). И даже если сию минуту и сей час он совершенно чист и совершенный праведник, — да убоится согрешить. И мы читаем о Яакове — хотя Всевышний сказал ему: «И Я сохраню тебя всюду, куда ты ни пойдешь» (Берешит 28; 15), Яаков боялся все же, чтобы не повлиял грех[2]. И сказал Давид: «Если б я не верил, что увижу благо Всевышнего в стране живых» (Теилим 27; 13), — хотя и знал про себя, что был благочестивым праведником! — опасался, что грех повлияет, и он не придет в страну праведников (см. Брахот 4а). И пусть всегда беспокоится человек, что служение его окажется не угодным пред Всевышним, — а вдруг он из тех, о ком сказано: «Кто просил вас топтать Мои дворы!» (Ишая 1; 12). Поэтому — да прибавит усилий каждодневно! Увидел мудрец некоего человека в беспокойстве и сказал ему: «Если твое беспокойство об этом мире, — да уменьшит Всевышний твое беспокойство. А если твое беспокойство о будущем мире, — да прибавит Всевышний к твоему беспокойству». Полезно беспокойство в вопросах Торы, ибо благодаря этому станет человек постоянно опасаться, не забыл ли он чего-либо из выученного, как написано: «Ищи в ней, и она поднимет тебя» (Мишлей 4; 8). А также беспокойство полезно, когда человек беспокоится о том, чтобы не было ему вреда из-за ссоры, и тогда оно удерживает человека от ненужных ссор. Но вставая учиться ночью, пусть не беспокоится ни о чем и не боится встать с постели. И пусть думает о том, что многие люди ходят ночью одни, и нет им вреда. И пусть уповает на Всевышнего, и пусть встанет и не боится. А также, — если ученый и благочестивый живут далеко от города, в котором он проживает, — пусть не опасается пойти к ним учиться, подобно лентяю, сказавшему: «Лев на улицах, посреди площадей убьют меня!» (там же 22; 13). Но пусть думает, что большинство людей ходят, и с ними ничего не случается; так же и он — пусть не задержится из-за страха, ибо с теми, кто занят исполнением заповедей, ничего не случается (Псахим 86).
И в заключение: все беспокойство и все скорби и заботы да будут направлены во Имя Всевышнего. Если умер кто-либо близкий, пусть человек скорбит и плачет, и огорчается, ибо, возможно, тот умер из-за того, что этот согрешил, потому что из-за грехов отцов умирают дети (Шабат 32б), и вот он как бы убил его. И пусть кается и положит себе пределы и ограничения, чтобы вновь не согрешить, и пусть молит Создателя. Если умер хороший человек, праведный и добродетельный, — пусть сожалеет и плачет о нем, и те слезы Всевышний принимает и собирает в Свои сокровищницы, как сказано (Теилим 56; 9): «Собери слезы мои в Свой сосуд и сосчитай их» (Шабат 105б). А если случается, голод или чума, или прочие бедствия подобные им, — следует человеку беспокоиться: а не грехи ли его привели к этому несчастью? Нарушил заклятье один Ахан, а погибло столько праведников (Еошуа 7; 5). Пусть же вернется ко Всевышнему по силам своим! Читаем же мы, что Элияу не разговаривал с рабби Еошуа бен-Леви из-за того, что лев сожрал человека недалеко от города (Макот 11а), ибо рабби Еошуа бен-Леви следовало молиться о том, чтобы не случилось несчастья в его округе. Потому всегда следует опасаться подобного! А также мы читаем, что когда во дни Давида голод длился три года, Давид искал причину, то есть грех, из-за которого наступил голод, и нашел, что это из-за него самого наступил голод (Евамот 78б). Потому при любом несчастье человеку следует беспокоиться: а не пришло ли это несчастье из-за него самого?
А если у кого счастье и покой, то пусть беспокоится: а не истратит ли он в этом мире предназначенного для мира будущего? А если кто беден и измучен страданиями, то пусть беспокоится, как бы бедность и страдания не оказались лишь результатом его грехов, а основное наказание сохраняется для мира будущего; если же он отошел от занятий Торой из-за бедности и страданий, — пусть еще больше беспокоится. Если он — мудрец, знающий Закон, то пусть беспокоится, чтобы его деяния соответствовали его мудрости; если же он не мудрец, то пусть беспокоится именно об этом, потому что не может достичь глубины благочестия. Если его уважают и почитают, то пусть остерегается радоваться почестям, — пусть побеспокоится, чтобы эти почести не оказались единственной его наградой. И если он — мудрец, презираемый обществом, пусть радуется этому, но пусть побеспокоится о том, что презрение к нему мешает людям слушать его укоры и наставления.
Есть и еще доброе в беспокойстве и вздохах, как написано в четвертой главе Тана де-вей Элияу Раба: «Всевышний наделяет пророчеством каждого мудреца во Израиле, который обладает действительным знанием Учения и который вздыхает о славе Всевышнего и о славе евреев, что убавилась, и желает, и жаждет, и ожидает славы Иерусалима, и Храма, и Избавления, чтобы оно наступило скорее, и собирания изгнанников». А потому пусть беспокоится и плачет об Учении, которое забыто, и пусть вздыхает о страшащихся Всевышнего, которые презираемы, и горюет о том, что благочестие убавляется, и об Израиле, народе Всевышнего, который топчут ногами. И пусть вознесет Иерусалим на вершину веселия своего и тогда удостоится видеть радость Иерусалима, как написано (Ишая 66; 107): «Возрадуйтесь с ним радостью все, скорбящие о нем». Да удостоит нас Всевышний Своим милосердием быть среди тех, кто увидит открытие Шехины, как написано: «Ибо своими глазами увидят возвращение Всевышнего в Сион» (Ишая 52; 8); и сказано: «И явится слава Всевышнего, и увидит всякая плоть, что это уста Всевышнего изрекли» (там же 40; 5).
[1] То есть молитва в слезах всегда бывает услышана.
[2] То есть что он что-либо сделает такое, что окажется недостойным этого обещания.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»