Из цикла «Недельная глава Торы», темы: Иштадлут, Недельная глава, Моше, Пкудей, Мишкан, Элиягу Вугенфирер
«И встал Мишкан. И поставил Моше Мишкан» (Шмот 40:17-18).
Рав Хаим Шмулевич («Сихот Мусар», маамар 24) пишет, что когда человек ошибается, то ошибочное восприятие человека заключается не только в некоем неправильном представлении и ограничивается разумом. На самом деле человек, живущий в ошибке, выстраивает свое поведение в соответствии с ней на протяжении длительного времени. Когда же эта ошибка обнаруживается, перед его глазами встают все его поступки, и, обнаружив, что они были не правильные, приводит к стыду. Но ещё больше человек бывает пристыжен, обнаружив, что цель, к которой он стремился, пуста и напрасна. Так как на самом деле человек знает, что многие поступки и часть его действий не достойны, однако он их оправдывает той или иной целью, по его мнению, разрешающей эти действия. Когда же он убеждается, что поступки не привели к ожидаемой цели, то, что у него остается — только поступки, а поступки, даже по его мнению, были не достойными, только он их совершал ради желанной цели, если же цель не достигается, то получается, что он остается только с недостойными поступками.
На самом деле, человек не должен рассчитывать свои поступки исходя из цели. Он должен делать то, что на него возложено, цель же только в руках Б-га. Как может человек считать, что он сам может достичь цели без помощи и одобрения Всевышнего? И это касается как материального, так и духовного успеха. Сказали мудрецы (трактат Мегила 6): если говорит человек, что он трудился над Торой и нашёл её понимание — верь ему. И не очень понятно почему сказано «нашёл», ведь если он трудился, то понимание является естественным результатом этого труда, и наоборот, для того чтобы найти что-то, не трудятся предварительно, ведь находку находят неожиданно? Поясняют наши великие учителя, что после всех трудов, постижение, тем не менее, является находкой, которую находят неожиданно. Это награда с Неба, которая является воздаянием за приложенные усилия и труд. И наоборот, награда за изучение Торы и хорошие поступки — не за то, что достиг результата и приобрёл мудрость, которую постиг для себя, а за приложенные старания и труд, поскольку приобретённые знания и мудрость — подарок свыше, и за них не положена награда.
Сказано в геморе (трактат Недорим 28): пророческий дар дается только человеку, обладающему следующими качествами: силой, богатством, мудростью, и скромностью. И все они учатся из Моше. Могучий, как сказано о Моше (Шмот 40:19): «и накрыл шатёр Мишкана». Рош в комментарии на гемору задает вопрос: почему это учится из того, что Моше застелил крышу Мишкана, а не из того, что он сам поставил балки стен, о чем говорится в предыдущем стихе, как сказано: «и поднял Моше Мишкан и поставил балки его»? Мааршо отвечает на этот вопрос и говорит, что это не вызывает затруднения, поскольку о Мишкане сказано, что он встал сам по себе, как это поясняет мидраш (Танхума 11) на стих: «и встал Мишкан» (Шмот 40:17). Мидраш поясняет предысторию этого стиха следующим образом. Моше обратился ко Всевышнему говоря, Господин мира, я не могу его поставить. Ответил ему Всевышний: делай его своими руками так, как будто ты его ставишь, а он встанет сам, а Я напишу о тебе в Торе, что поставил его ты. Следовательно, говорит Мааршо, отсюда нельзя сделать вывод о том, что Моше был могучим, поэтому гемора для подтверждения этого привела стих, в котором говорится о том, как Моше накрыл Мишкан, а не стих, говорящий о том, как он его поставил. Рав Хаим Шмулевич реабилитирует вопрос, заданный Рошем, приведя еще один отрывок из того же Мидраша. Там сказано, что поскольку Моше страдал из-за того, что не занимался работой по его сооружению, поэтому Всевышний его утешил тем, что он его установит, и ради Моше сделает так, что никто из мудрецов не сумеет его поднять, для того чтобы знал народ Израиля, что если Моше не сумел его поднять — никто не сумеет. В заключение говорит Всевышний, что он напишет в Торе, что его установил сам Моше. Рав Хаим Шмулевич поясняет то, что на первый взгляд не ясно: в чем же заключается утешение Моше, что будет записано в Торе, что он его поднял, если на самом деле не он его установил, а он встал сам собой, Моше же только занимался им как будто он его устанавливал, но, в конце концов, на самом деле, он так и не участвовал в его изготовлении? Очевидно, что это необходимо объяснить исходя из вышесказанного. Никогда действия человека не создают результат, человек только производит действия руками, как будто создавая, сам же результат — приходит свыше. Так же было и у Моше: он делал своими руками действие — установку Мишкана, но Мишкан встал сам собой, Всевышний же засчитал, как будто Моше поднял Мишкан, как сказано «и поставил Моше». Так, как происходит всегда, в самих действиях человека нет ничего кроме самого действия, окончание же и результат — от Всевышнего.
Исходя из этого, то, что сказано в геморе, что пророческого дара удостаивается могучий как Моше, под «могучим» следует понимать — не человека, одаренного большой физической силой, а человека, который использует все свои силы полностью. И именно это достоинство, являющееся необходимым условием для получения пророческого дара. И поэтому прав Рош в своем вопросе: можно было бы привести доказательство тому, что Моше был могучим из того, что он установил Мишкан (а не из того, что он накрыл его кожами), поскольку то, что он удостоился, что Мишкан был установлен «небесами» было следствием того, что Моше вложил все свои силы. И это то, что сказал ему Всевышний «делай его своими руками» — то есть приложи все силы. И только тогда, когда человек прилагает старания до грани своих возможностей — он удостаивается посредством этого привести результат с небес, и это по-настоящему сильный человек. Поэтому и сказано в Торе «и поставил Моше Мишкан», несмотря на то, что он встал сам собой, посредством чуда.
Из всего вышесказанного следует, что у человека нет ничего кроме действий, результат только от Всевышнего, и поэтому поступки должны быть хорошими и достойными сами по себе, и тогда они приводят к желанному результату. И это потому, что человек не создаёт результат, а только из-за своих поступков удостаивается того, что ему помогают с Неба. И насколько он постарается использовать свои душевные силы, настолько и будет эта небесная помощь. Поэтому нет границ человеческих возможностей, так как результат вообще не зависит от него, и нет ничего удивительного в том, что у человека есть возможность делать вещи, выходящие за рамки природы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.