Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если нужно дать человеку испытание, зачем успокаивать его и сообщать, что всё это — только для удовольствия и во благо?

Проследим, как раскрывается тема испытания праотца Авраама в трёх поколениях мудрецов: в книгах — «Паним Яфот» р. Пинхаса Горовица, «Торат Моше» его ученика р. Моше Софера и «Ктав Софер» сына и ученика р. Моше — р. Авраама-Шмуэля-Биньямина. Комментируется начало главы.

И сказал Б-г Авраму: «Иди себе (лех леха לך לך) из земли своей, из родины своей и из дома отца своего в землю, которую укажу тебе. И сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будет благословение».

Сначала р. Пинхас приводит толкование Раши: «иди себе» означает «иди для себя», — «для удовольствия своего и для блага своего (ле-hанаатха у-ле-товатха להנאתך ולטובתך)», после чего задаётся следующим вопросом: поскольку призыв покинуть родной дом и отправиться в другую землю был испытанием для праотца, зачем нужно было уменьшать сложность этого испытания посулами многочисленных благ? Ведь если бы Творец не обещал Аврааму всех благословений и выгод, решиться на переезд было бы труднее! Раби Пинхас пишет: «Неудачным ответом будет предположение, что всё испытание заключалось в проверке, поверит ли наш праотец обещаниям Создателя (поскольку это не назовёшь “испытанием” для Авраама). В действительности же надо ответить согласно правилу, упомянутому нами в истории последнего испытания Авраама (принесения Ицхака в жертву)».

Те заповеди, в которых нет телесного удовольствия (Тфилин, кисти Цицит и т.п.), награждаются только в лучшем мире. Об этом сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 39): «Награды за заповедь в этом мире нет». Но есть заповеди, при исполнении которых присутствует телесное удовольствие — наслаждение Субботой, радость праздника и т.п., и при исполнении этих заповедей Стремление Злое (йецер hа-ра יצר הרע) толкает человека к эгоистическому намерению (соблазняет думать о собственном удовольствии, а не о высшем смысле совершаемого). И целостный человек, очищая себя от этого, старается, чтобы не пришла ему мысль об удовольствии и радости тела, ведь только тогда у Стремления Злого не будет доли в исполнении заповеди (ибо останется только намерение исполнить Волю Создателя). И за это полагается человеку награда даже в этом мире — мера за меру (мида ке-негед мида מדה כנגד מדה): за то, что он переборол желания тела.

И это было сутью испытания Авраама: его помышление должно было быть только об исполнении заповеди, несмотря на то, что Вс-вышний обещал ему великую награду (в этом мире)… И можно сказать, что так объясняются слова «и будет благословение»: благословение обязательно будет — но пусть оно будет само по себе, не думай о нём специально, не нацеливайся на его получение.

Ученик р. Пихнаса, великий р. Моше Софер пишет: Выражение «иди себе», т.е., «иди для себя», как его комментирует Раши («для удовольствия своего и для блага своего»), можно объяснить в связи с тем, что праотец Авраам исполнял всю Тору до её Дарования (Талмуд, Кидушин, лист 82). Это называется (как указано в Талмуде, Авода Зара, лист 3), «не приказано [ему], но делает». И есть такой Закон (Талмуд, трактат Бава Меция, лист 101), что «спускающийся в поле ближнего своего без разрешения и сажающий на нём (т.е., если человек возделал чужую землю без ведома хозяина) получает зарплату, как арендатор», — в том случае, если это поле всё равно предстояло засеивать (если же хозяин держал поле не для этой цели, работа самозванного помощника не оплачивается).

Тора — заповедь Б-га Земли (т.е., рассчитана, прежде всего, на Святую Землю), и именно там, на Святой Земле является (в соответствие с вышеприведённым законом) тем «полем», которое всё равно должно быть засеяно (рано или поздно), и там (на Святой Земле) даже тот «работник, который возделывает землю без разрешения Хозяина» (т.е., Авраам, до Дарования Торы не имевший приказа её соблюдать), всё-таки получит награду (как в Законе с арендатором). И, конечно, такая награда невозможна в земле, из которой уходил Авраам, ибо там его соблюдение Закона (подобное засеиванию поля без разрешения хозяина) не будет «оплачено», ведь там «поле» и не должно засеиваться (то есть, территория вне Святой Земли изначально не рассматривается как хорошее место для соблюдения Законов Торы; разумеется, если еврей уже попал на такую территорию, он обязан придерживаться всех законов, однако до Дарования Торы предполагалось, что «поле еврейской жизни» должно обрабатываться и засеиваться именно на Святой Земле). Поэтому получается, что переезд Авраама в Святую Землю действительно был «для удовольствия его и для блага его», ибо связан с возможным только там получением награды за не предписанное Хозяином соблюдение Закона.

И, хотя (как известно из многих мест Талмуда, например, трактата Недарим, лист 16) «заповеди даны не для удовольствия», а для возложения бремени на человека, это касается тех, кому приказано соблюдать Закон. Тот же, кто не обязан это делать и по собственной инициативе соблюдает Законы Торы, может делать это и для удовольствия, и поэтому Б-г сказал Аврааму, чтобы он шёл в Святую Землю «для удовольствия своего и для блага своего» (из чего следует, например, что женщина, исполняющая заповедь, которую не обязана делать — сидящая в Суке или пришедшая на урок Торы — может делать это не только ради Вс-вышнего, но и ради собственного удовольствия).

Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер задаёт тот же вопрос, что и р. Пинхас в книге «Паним Яфот»: если нужно дать человеку испытание, зачем успокаивать его и сообщать, что всё это — только для удовольствия и во благо? Раби Авраам пишет: «Видится мне, что Творец дал Аврааму эти обещания удовольствия и блага, чтобы увеличить следующее испытание. Ведь когда Аврааму было сказано, что Творец благословит его и возвеличит имя его, и Авраам пошёл в Землю в предвкушение этого (аль даат кен על דעת כן), то, как только пришёл в Землю, сразу начался голод. То есть, было у него серьёзное основание, чтобы досадовать на Б-га, но он этого не сделал, и это — большое испытание».

Сравнивая три комментария, сразу видим, что второй и третий аккуратно, не прямолинейно — но всё-таки оспаривают мнение первого. Ведь р. Пинхас утверждал, что обещания удовольствий и благ были даны Аврааму для затруднения переезда — т.е., специально чтобы он о них не думал (праведник должен был показать выдержку и не вспоминать о том, что ему обещали, чтобы силы зла, живущие в каждом человеке, не участвовали в исполнении Приказа Творца). Раби Моше (ученик р. Пинхаса), похоже, не согласен: Авраам имел право получать удовольствие от заповедей — так как ещё не был обязан их соблюдать (думать при исполнении исключительно о самом Приказе должен только тот, кому исполнять Закон действительно приказано свыше). А р. Авраам-Шмуэль-Биньямин, кажется, растолковывает сказанное отцом: ведь если Авраам мог получать удовольствие от заповедей, и, следовательно, имел право держать в голове сообщение Творца о том, что переезд организуется для его собственного блага (как написано прямо в комментарии: «Авраам шёл в Землю именно в ожидании обещанного»), зачем тогда было это сообщать — это же уменьшает испытание! И «Ктав Софер» поясняет: сообщение о благах и благословениях было дано, чтобы увеличить сложность следующего этапа (когда начнётся голод)…

Возможные же особые причины несогласия обоих великих представителей семьи Софер с методом комментирования, избранным в этом месте р. Пинхасом, оставим, пожалуй, за пределами обсуждения…

Из «Книги для изучения Торы»


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.