Из цикла «Суккот», темы: Сукот, Сотворение мира, Суббота, Праздники, Время, Природа, Носон Шерман, Самосовершенствование, Материальность, Облака Славы
«В шалашах поселил Я Детей Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (Ваикра 23:43)». «Эти суккот, шалаши, были облаками Славы,» — сказал рабби Элиэзер. Рабби Акива сказал: «Они сделали себе настоящие шалаши».
Цикл из трех паломнических праздников — Песах, Шавуот и Суккот — имеет две ипостаси, указанные Торой. Они не только различны, но кажутся почти несовместимыми. С одной стороны, эти праздники воскрешают в памяти основные события еврейской истории и постоянно напоминают нам причины возникновения Израиля и его не-прекращающегося существования. В таком значении эти праздники выявляют духовную связь еврейского календаря и Создателя — движущей силы мироздания. С другой стороны, Тора соотносит с этими праздниками сезонные сельскохозяйственные работы: сев, жатву и сбор урожая.
Эта точка зрения как бы умаляет праздники, низводит их с уровня величественных указателей на небесной магистрали до простых напоминаний того факта, что времена года приходят и уходят, а земля никогда не отпускает тех, кто ее обрабатывает и ею кормится.
Маарал отмечает это очевидное несоответствие двух значений и объясняет, каким образом они могут быть увязаны друг с другом.
Существует постоянная, зачастую противоречивая связь между тем, что человек собой представляет (его ценности, цели, концепции, мечты), и окружением, в котором он живет. На него воздействует все, что находится вокруг. Сколько усилий должен он прилагать, чтобы заработать себе на жизнь? С какими людьми ему следует иметь дело? Соответствуют ли друзья и условия жизни его мнению о самом себе и стремлению к самоусовершенствованию? Чему он должен учиться у окружающих и насколько следует остерегаться их влияния? Это очень незначительная часть бесконечного количества проблем, возникающих у человека. События жизни одновременно соблазняют его и угрожают ему, убеждают и отвергают его, подчиняются ему и восстают против него.
Шесть сторон света — восток, запад, юг, север, верх и низ — оказывают на человека постоянное влияние. Они находятся вне его, отделены от его сущности, но он никогда не бывает свободен от них. Центр приложения всех этих сил — внутреннее Я.
Главная задача и суть жизни человека — формирование и сохранение своей личности в соответствии с духовным императивом души.
Во времени эта концепция представлена соотношением шести дней недели и Шабата. В течение Шести дней Творения Б-г создал все составные части вселенной с их свойствами и законами — от гравитационных сил, удерживающих ее как целое, до сил отталкивания, которые раздирают как каждый атом, так и всю солнечную систему. Все было создано в течение этих шести дней: гора и амеба, самые духовные создания и самые примитивные. Все эти разнообразные силы и сущности постоянно сражаются за господство над миром и человеком — венцом вселенной и ее конечной целью. Они — эти сущности — символизируются шестью днями, которые окружают «Внутреннее Я» творения. В каждый из дней были произведены на свет новые создания, силы, идеи. При этом все они уводят человека от истинного постижения Создателя и Его воли. Что же является «Внутренним Я» для этих внешних факторов? Шабат. Поэтому на седьмой день Б-г отдыхал, чтобы показать, что Созидание не было и не могло быть отделено от Него и Его святости. После каждых шести дней борьбы за существование приходит напоминание: святейший из всех дней провозглашает, что в течение шести дней Б-г создал неиссякаемый источник активности, а на седьмой день Он повелел остановиться земным трудам и напомнил человеку, Зто имеется суть, цель всякого действия. Чтобы человек запомнил, что Б-г щедро одарил его благословением и творческим даром для исследования вселенной с целью исполнения Его воли, сделав ее отражением Славы Создателя.
Именно это имеет в виду Тора, говоря: «И благословил Б-г день седьмой, и освятил ьго ибо в этот день отдыхал от всей Своей работы» (Берешит 2:3).
Как объясняют Мидраш и комментаторы, Шабат — источник всех благословений во вселенной. Мир сотворен для того, чтобы человек сделал его реальным отражением Б-жественной святости, а Шабат — это путь, по которому святость и благословение спускаются на землю.
Семидневный цикл Шабата представляет собой только один временной аспект. Мы постоянно ощущаем движение времени: смену дня и ночи, круговорот времен года, связанный с движением планет, и это воспринимается нами как заново происходящий процесс творения. Человеку следует понимать, что у каждого года свой собственный потенциал доброго и злого, и нужно использовать этот потенциал для служения Б-гу. Во всем процессе — от момента создания вселенной, через расцвет и упадок множества культур, цивилизаций и государств, до пророчества Конца Дней и прихода Машиаха — проглядывает единая модель развития: рождение — расцвет — завершение. То же самое происходит и в годовом цикле. С самого начала Б-г создал день, включив в него утро и вечер. Он создал небесные тела, чтобы они служили «знамениями для времен, и для дней, и для годов» (Берешит 1:14). Точно так же, как известная нам вселенная неотделима от протяженности пространства, она неотделима от хода времени.
Как единица времени, год подобен акту творения. Эта идея наиболее ощутима в смене времен года. «Созидание» начинается после зимней паузы в жизни природы. Возвращаются птицы, и разнообразная живность вылезает на поверхность, чтобы порадоваться теплу. Плоды и злаки набирают силу, созревают, и вот уже наступает пора жатвы и сбора урожая. Богатства земли собирают с полей и садов, приносят в дома и амбары. Круг завершился, и человек предусмотрительно обеспечил себя плодами трудов своих до следующего сезона возрождения природы. Но если крестьянин не воспользовался ею, вся эта смена времен года пропадет впустую.
Возрождение всего живого, пора созревания и пора собирания урожая сами по себе не имеют никакого значения, если человек не приложит свою смекалку и силу, чтобы извлечь выгоду из тех возможностей, которые ему предоставила природа.
То, что реальные явления природы — это знаки высших духовных сущностей, очевидно в свете высказываний Торы, ибо Б-жественнен источник всего происходящего. С этой точки зрения, приход весны — знак того, что Б-г предлагает человеку возможность освободиться от нужды. Это время устремления к свободе и возрождению — так это сделал Израиль, когда он сбросил оковы физического и духовного рабства в Египте. Так же и земля каждый год стряхивает с себя зимнее оледенение и оцепенение. И как телетайп превращает электрические импульсы в ряд микроскопических точек, дающих внятную информацию о далеких событиях, так и природа переводит духовный смысл возрождения в земные явления весны. О чем говорит человеку удлинение дня и возвращение птиц? О том, что следует смазать трактор, наметить планы на отпуск, возобновить прогулки в парке и осознать истинное значение весны как сигнала к духовному обновлению.
Подобен этому и период созревания урожая — в Эрец Исраэль он совпадает с Шавуот, когда была дана Тора. Весна совершает свою работу на полях, но эта работа пропадет втуне, если урожай не будет собран. Того, кто осознает благоприятную возможность, но не пользуется ею, Талмуд сравнивает с тем, кто сеет, но не собирает урожай. Плоды человеческой свободы ценнее тех, которые получают с полей и садов, но они также бесполезны, если ими не пользуются. В Шавуот Б-г сообщил своему народу цель его освобождения. Так как Израиль принял Тору, семена, посаженные весной Исхода, могли быть взращены. В противном случае урожай свободы превратился бы в гниль кичливости и самодовольства, развративших и уничтоживших много цивилизаций.
Однако пора созревания — это только начало трудов. Вознагражден будет лишь тот крестьянин, который сожнет зерно и соберет фрукты, вместо того, чтобы восхищаться их величиной и количеством, пока они не перезреют, сгниют и пропадут. Много надо еще сделать, когда урожай поспел. Следует высушить сжатое зерно на солнце и затем собрать его в снопы, обмолотить, провеять и сложить в амбары. Надо собрать фрукты и приготовить их для хранения или продажи. И только по окончании этой работы крестьянин может по-настоящему порадоваться успеху своих трудов. Только тогда может он сказать, что закончил весь цикл работ, начатый с приходом весны. Точно так же и человеческая свобода и преданность высшей цели достигают желаемой высоты только тогда, когда человек собирает урожай духа с полей, которые засеяны его устремлениями. Когда его личный путь достижений закончен, он предоставляет окончательный результат Б-гу, как бы говоря: «Ты дал мне жизнь и направил меня — вот, что я сделал с Твоими дарами».
Три сельскохозяйственных периода: сев, созревание, жатва — имеют свои подобия в духовном развитии как отдельной личности, так и целой нации. Личность,как создание мыслящее и творческое, дорастает до само-осознания. Но как это происходит? Человек ищет для себя философию, нормы поведения, систему жизненных ценностей, формирует себя в соответствии с ними и следует по выбранному пути. В конце жизни он предстает на Высшем суде как конечная реализация возможностей и ресурсов, которые были ему даны. Такой путь проходит каждый человек, но не бывает двух похожих результатов. Одни завершают свою жизнь, пожиная плоды своей добродетельности, другие — безнравственности. Большинство же из нас находится где-то посередине между этими крайними точками. Наши жизни состоят из взлетов и падений, использованных и потерянных возможностей, радостных или горьких начинаний. Точно так же можно увидеть связь между цикличностью года и ролью Израиля с его праздниками, которые вызывают воспоминания о нашем происхождении и нашей судьбе. Весна новой жизни народа Израиля начинается каждый год в месяце нисан, в котором произошел Исход из Египта. Тора настойчиво подчеркивает, что это случилось весною. Весна — время возрождения после месяцев вынужденного и тяжкого бездействия. Точно так же, как земля пробуждается к жизни, так и Израиль должен обновлять свою решимость каждый год, как это он сделал в тот первый нисан, когда получил название народа. Этот момент настолько важен в замысле Песаха, что еврейский календарь специально устроен таким образом, чтобы нисан всегда приходился на весеннюю пору года (для того, чтобы это стало возможным, к лунному году периодически добавляется тринадцатый месяц. В противном случае Лесах смещался бы за зимнее время и не выполнял бы предназначенной ему духовной миссии). Настолько велико было значение Исхода для возникновения нации, что Тора предписывает евреям помнить об этом постоянно (Шмот 13:3), так же как и то, что Шабат — символ сотворения Б-гом самой вселенной. Шабат и Исход стоят на одном уровне: и тот, и другой напоминают нам о том, что Б-г создал нечто, не существовавшее дотоле — вселенную и народ, которому было предназначено воплотить замысел творения.
Свой высший смысл рождение Израиля как народа обрело в Шавуот, когда была дана Тора. Без этого ценнейшего из небесных даров свобода Израиля осталась бы несжатым урожаем нереализованных возможностей. В тот момент соединились две части целого: народ и его миссия. Каким же образом Б-г помогает Израилю приблизиться к успешному сбору его духовного урожая?
В пустыне Б-г окружил и защитил Израиль Облаками Своей Славы, для того чтобы указать путь и защитить на этом пути. Облака не были подарком, они были наградой. Мидраш учит, что те люди, которые не заслужили эту награду, не были защищены Облаками. (Как, например, толпа египтян, последовавших за евреями в пустыню.) Очевидно, присутствие облаков было знаком того, что Израиль сумел подняться до духовной высоты, предназначенной ему. Евреи показали себя достойными того, чтобы Б-г собрал их вместе для совершения шага, который потом вечно отмечался бы праздником Суккот. «Потому, что в шалашах поселил Я детей Израиля», — сказал Б-г. Ни один другой народ не заслужил когда-либо подобного возвышения. Израиль завершил цикл. Достижение его духа переросло в национальную сущность. Обещание весны, данное ему, и призыв к сбору урожая свершились, когда Израиль окружили возвышающие и защищающие облака Б-га.
Тот год стал годом особой значимости в нашей истории. Происшедшее тогда стало целью каждого года, каждого следующего исторического периода, ибо то, что стало действительностью однажды, может быть повторено снова. Как мы увидим дальше, Израиль недолго удержался на достигнутой высоте, но когда и какому народу это удавалось? Однако его последующее возвышение в раскаянии само по себе стало примером на все времена.
Как утверждает Сфат Эмет и другие источники, когда индивидуум или нация достигают духовной высоты, а потом падают с нее, им проще снова подняться на прежний уровень. Это подобно тому, как если что-то уже было выучено, а потом забыто, то вспомнить забытое легче, чем учить заново. Заслужив однажды Б-жественное покровительство и собравшись вместе под облаками Его Славы, Израиль как бы завещал своему потомству возможность повторить это снова.
Много раз в течение еврейской истории мы были вынуждены начинать свой путь в пустыне. Вавилон, Северная Африка, Испания, Восточная Европа — все это негостеприимные дома для нас за последние 2500 лет. В каждом из этих мест возникала еврейская община, твердо стоявшая на принципах Торы и занимавшаяся ее изучением и осмыслением. Нигде это не было легким делом. Но везде, — мы можем заявить это с уверенностью, — задача была облегчена тем, что путь уже был указан, высота была однажды покорена.
Хотя большинство комментаторов отождествляют Облака Славы со столбами дыма, которые освещали путь ночью, Мидраш Танхума дает следующее толкование. Было семь облаков. Шесть из них для шести направлений (восток, запад, север, юг, верх, низ) и седьмое, которое вело сынов Израиля днем и ночью. Так же как разнятся шесть дней недели и Шабат, так же как отличается внешняя жизнь человека от его внутреннего Я, так же непохожи шесть облачных столбов, окружавших народ Израиля, и седьмой столб, который их вел.
Всю жизнь человека окружают опасности и соблазны. При этом от физической опасности Б-г может защитить его, как Он защитил Израиль в пустыне. Но спасти себя от искушения может лишь сам человек. Только его внутреннее Я может дать желание и силы жить согласно Б-жественным заветам.
Внутреннее Я человека может подняться к цели, видимой его небесной душе, или попасть в плен его животной натуры. В самом начале своей истории народ Израиля получил священные «путевые указатели» — облачный столб днем и огненный столб ночью. Но не это заставило Израиль следовать им, так же как не дарование Десяти Заповедей заставило Израиль принять их. Совсем наоборот: Израиль получил Закон потому, что он этого хотел и следовал по пути, указанному Облаками Б-жественной Славы, потому, что он хотел воспринять все то, что эти Облака собой представляли.
С разрешения издательства Швут Ами
Читайте обзор по теме Суккот — Праздник шалашей
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»