Из цикла «Недельная глава Торы», темы: Награда и наказание, Недельная глава, Свобода выбора, Ницавим, Заповеди, Элиягу Вугенфирер, Связь с Творцом
В этой главе есть отрывок, который хотелось бы пояснить: «смотри, Я дал перед тобой сегодня жизнь и добро, смерть и зло…, жизнь и смерть дал перед тобой, благословление и проклятие, и выбери жизнь, чтобы жил ты и твои потомки» (Дварим 30:16-19).
Сказано здесь «смотри», то есть глазами. Как это можно увидеть? Может быть имеется ввиду внутреннее зрение — то есть увидеть разумом. Однако, возможно пояснить это, что действительно имеется ввиду призыв увидеть воочию. Причина этого в том, что в отличие от речи человека, которая производит только выдыхание воздуха или пара, речь Всевышнего реальна и производит действие. Его речь не только подготовка к действию, а она сама производит действие, как это было при сотворении мира. И с тех пор, «слово Всевышнего на вечно установлено в небесах» — оно реальность, продолжающая поддерживать существование мира. Подобно этому было при даровании Торы на горе Синай. «И весь народ видит голоса» — они видели то, что обычно слышат. Речь Всевышнего создавала новую реальность — реальность заповеди, награду и наказание. Поэтому стихи, в которых сказано о Торе и заповедях очень точны, когда говорят «остерегайтесь, чтобы не забылись слова, которые видели ваши глаза» (Дварим 4:9), «смотри, я даю перед вами сегодня благословление и проклятие» (Дварим 11:26), и стих в нашей главе: «смотри, Я дал перед тобой сегодня жизнь и добро, смерть и зло». То есть они воочию награду и наказание, которые появились посредством речения заповедей, которые являются реальностью и может быть увидена.
Слова «выбери жизнь», рав Ицхак Блазер, раввин Петербурга, объясняет двумя приведенными ниже способами.
Первое объяснение таково: одно из отличий поведения Всевышнего от поведения человека в том, что когда один человек поручает работу другому за определенную плату, то ему нет никакого дела получит ли плату тот, кто выполняет работу, — его интересует только само выполнение работы. Цель оплаты для него в том, чтобы работа была выполнена. Но не так у Всевышнего. Цель создания человека, как пишет об этом Рамхаль в начале «Месилат Йешарим», в том, чтобы человек наслаждался от близости со Всевышнем, и сама плата является целью. Только для того чтобы человек мог получить эту награду заслуженно, Всевышний дал заповеди. Получается, что вся работа (служение) только для того, чтобы получить эту плату. И это смысл мидраша сказавшего: может быть вы скажете, поскольку Я дал вам два пути, можем пойти по какому захотим? То есть если будете служить Мне — получите награду, а если не будете — то не получите, как будто Мне нет никакого дела получите вы или нет. Для этого сказано: «выбери жизнь», поскольку Всевышний желает именно того, чтобы человек получил награду, жизнь и добро. Хотя это не исключает того, что со стороны человека целью должна быть сама работа — само служение, а не награда за неё, поскольку именно так проявляется высокое служение — служение из-за любви, как об этом пишет Рамбам (в конце законов Тшувы). Таким образом слова «выбери жизнь» — указывают на желание Творца дать награду.
Другой способ объяснить слова «выбери жизнь» считает рав Ицхак Блазер таков. Известен вопрос о взаимосвязи между заповедями и наградой за их выполнение, или наказанием за их нарушение: заповеди Творца подобны указанию врача принимать то или иное лекарство и пищу для души, которые кормят и излечивают душу (наподобие того, как пишет об этом Хофец Хаим в предисловии к «Мишна брура»), а грехи подобны вредящим ей вещам. И нет другого наказания и награды, кроме того, что человек естественным образом себе вредит. Вред и польза заключена в этих вещах по своей сути. Или же заповеди подобны приказам господина своим рабам, в которых награда и наказание не связана напрямую с теми или иными вещами, а происходит из-за пренебрежения к повелениям, или наоборот, из-за готовности их выполнить.
Однако, истина в том, что оба положения верны. Заповеди несут в себе повеления господина, и вместе с тем, сами несут в себе благо или вред. Поскольку жизнь и смерть, совершенство или неполноценность, появляются в зависимости от степени близости с Создателем, его совершенством и вечностью, обладателем которой является только он. Заповеди являются средством, объединяющим Творца и творение. И насколько человек впускает в себя Творца, настолько Он в человеке проявляется. Заповеди подобны повелениям отца, который с одной стороны заботится о своём ребёнке, а с другой стороны спрашивает за их невыполнение.
И это смысл мидраша, приведённого выше: может быть вы скажете, поскольку Я дал вам два пути, можем пойти по какому захотим, как больной не слушающийся врача, что здесь нет другого наказания, кроме вреда самому себе. Это не так. Для этого сказано повеление: «выбери жизнь», которые любящий, и заботливый отец повелевает своему сыну не использовать, и кроме причинённого вреда есть еще и наказание за ослушание.
Однако, с другой стороны, кроме повеления эти слова несут в себе указание выбрать жизнь так, чтобы это было не просто выполнением указания, как будто он принуждён его исполнить, а именно выбором человека, который понимает, что от этого зависит его жизнь. Если человек так выполняет это указание как выбор жизни, то тогда его поступки совершенно другого качества. И влияют также и на его потомков. Видя с какой радостью выполняются заповеди, это окажет влияние и на них. Поэтому, объясняет рав Моше Файнштейн, сказано «выбери жизнь, для того чтобы жил ты и твои потомки».
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.