Темы: Виленский Гаон, Наказание, Шмита, Рав Ицхак Зильбер, Галут, Земля Израиля, История, Йовель, Вавилонское изгнание
Сказали наши мудрецы благословенной памяти (Авот, гл. 5, мишна 9):
«Изгнание посылается в мир за идолопоклонство, разврат, кровопролитие и за то, что Земле (Израиля) не предоставляют покой (в год шмиты)». Итак, нарушение этого последнего запрета приравняли к самым страшным грехам, за которые полагается карет и различные виды казни, назначаемые судом; к грехам, о которых сказали: «Пусть погибнет человек, но не совершит их». Возникает вопрос, почему нарушение заповеди субботнего года настолько страшно, что за него полагается изгнание из Земли Израиля?
Объяснение можно найти в Торат коаним (Сифра, Мидраш hалаха) к недельному разделу Бэхукотай (параша 2, 9): «Я сказал им, чтобы сеяли шесть (лет) и оставляли Мне (землю) в покое на один (год), чтобы знали, что земля — Моя. А они не сделали этого, поэтому будут изгнаны из неё и она сама будет покоиться все те годы, которые задолжала мне, как сказано: …земля эта оставлена будет ими и наверстает свои субботние (годы) в запустении от них, и они искупят вину свою (Ваикра 26, 43)». Это слова Торат коаним в версии Виленского Гаона. Это значит: соблюдение седьмого года показывает, что земля принадлежит Всевышнему. Поэтому эта глава Торы начинается словами «…когда придёте в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню» (Ваикра 25, 2). Если у земли есть владелец, он устанавливает, когда обрабатывать землю, а когда — нет. И соблюдением седьмого года мы показываем, что Всевышний властен над землёй и именно Он решает, (что с ней делать). А если народ Израиля не демонстрирует своим поведением, что Всевышний — Хозяин земли, Всевышний Сам показывает, что Он — Хозяин этой земли, и изгоняет из неё народ.
В недельном разделе Бэхукотай, там, где приводятся проклятия, сказано: «…и будет земля ваша пуста… Тогда наверстает земля субботы свои во все дни запустения своего… Во все дни запустения своего она будет покоиться, сколько не покоилась за субботние (годы) ваши, когда вы жили на ней» (Ваикра 26, 33-35).
Раши комментирует слова «сколько не покоилась»: «Семьдесят лет вавилонского изгнания — против семидесяти лет шмиты и йовеля, выпавших на те годы, когда народ Израиля, живя в своей Стране, гневил Всевышнего, — четыреста тридцать лет. Триста девяносто лет были годами их греха в период, который начинается их вступлением в Страну и заканчивается изгнанием десяти колен. И жители Йеуды гневили Его сорок лет — от изгнания десяти колен до разрушения Иерусалима, как сказано в книге Йехезкеля (4, 6): А ты ложись на левую сторону и установи грех дома Израиля на него… триста девяносто дней и будешь нести грех дома Израиля. И по завершении их ложись ты на правую сторону и понесёшь грех дома Йеуды сорок дней. (“Левая сторона” означает 10 северных колен, “правая сторона” — 2 южных колена. Почему направо юг, налево север? Т.к. кедэм — восток — означает направление вперед. Если стать лицом к востоку, юг окажется справа, север — слева. — Б.З.) Пророчество это Йехезкель получил в пятом году после изгнания царя Йеойахина, а затем прошло ещё шесть лет до изгнания Цидкияу, т.е. сорок шесть… Рассчитай же, сколько было лет шмиты и йовеля за четыреста тридцать шесть лет. Итак, за четыреста лет — шестьдесят четыре (на каждые 50 лет — 7 лет шмиты и 1 год йовеля — итого 8 лет; 400 лет — это 8 раз по 50 лет, итого 8×8=64 года шмиты и йовеля — Б.З.), а за тридцать шесть — пять шмитот, т.е. семьдесят без одного, и тот юбилейный год, который из-за грехов их не был закончен, также считается годом нарушения запрета. (И это, по-видимому, правильная версия, см. Раши на Йехезкель 4, 6, где это ясно сказано). И им было присуждено семьдесят полных лет изгнания, и об этом же сказано в Диврэй а-Йомим (II, 36, 21): …пока земля не искупила суббот своих (будет запустение)… пока не исполнилось семидесяти лет». Всё это — слова Раши.
По расчёту Раши Землю Израиля обрабатывали 69 раз в годы шмиты и йовеля, и последний юбилейный год, который был через 14 лет после разрушения Храма, также был зачтён как год нарушения, потому что бОльшую часть лет шмиты этого пятидесятилетия земля обрабатывалась.
Однако в Адэрет Элиягу (комментарии на Танах) к Диврэй а-Йомим II, 36, 21 а-Гра спорит с Раши: «Удивительны эти слова (Раши), потому что разве недостаточно того, что они были изгнаны за свой грех? А их наказали (ещё и) за то, что они были изгнаны (и если принять такое объяснение, то они должны были бы понести наказание за все годы шмиты и йовеля, которые не соблюдались в период их изгнания — 70 лет, поскольку они были изгнаны по собственной вине)… И ещё: Раши соединил все годы в один период и посчитал, сколько за это время было шмитот. А на те годы, когда они грешили, во многих случаях не выпадало ни одной шмиты. А в другом случае они грешили 18 лет и нарушали за это время три шмиты и ещё йовель. И вот я коротко разъясню, как подсчитать правильно в соответствии с годами правления судей и царей и годами, когда евреи жили под властью врагов и грешили, — что было в каждый из этих периодов в соответствии с верным счётом шмитот и йовлот». Но мы не удостоились узнать эти расчёты от а-Гра заль.
Внук а-Гра заль записал по порядку годы правления судей и царей и годы шмиты и йовеля (напечатано в Адэрет Элиягу на книги Нэвиим и Ктувим). Вычисление, приводимое ниже, основывается большей частью на этом списке внука а-Гра заль.
Начнём с подсчёта лет, о которых сказано, что сыны Израиля делали дурное в глазах Всевышнего. Конечно, в эти периоды они не соблюдали шмиту, т.к. для такого соблюдения требуются вера и упование, ведь не зря сказано о тех, кто соблюдает шмиту: «…крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его» (Тэилим 103, 20).
1. В дни Кушан-Ришатаима (Шофтим 3, 7-8): «И делали сыны Израиля злое пред очами Б-га… и предал их в руки Кушан-Ришатаима… и служили сыны Израиля Кушан-Ришатаиму восемь лет».
2. «И опять стали (ва-йосифу) сыны Израиля делать злое перед очами Б-га, и укрепил Всевышний Эглона, царя Моавитского… И служили сыны Израиля Эглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет» (Шофтим 3, 12-14).
3. «И опять стали (ва-йосифу) сыны Израиля делать злое перед очами Б-га… И предал их Б-г в руки Йавина, царя Кенаанского… а военачальник его — Сисра… и он двадцать лет жестоко угнетал сынов Израиля» (Шофтим 4, 1-3).
4. «И стали сыны Израиля делать злое перед очами Б-га… и предал их Б-г в руки Мидьяна на семь лет» (Шофтим 6, 1).
5. «И опять стали (ва-йосифу) сыны Израиля делать злое пред очами Б-га… и предал Он их в руки плиштим и в руки сынов Амона. И они притесняли и угнетали сынов Израиля с того года восемнадцать лет» (Шофтим 10, 6-8).
6. «И опять стали (ва-йосифу) сыны Израиля делать злое пред очами Б-га; и предал их Б-г в руки плиштим на сорок лет» (Шофтим 13, 1). Это годы правления судей Ивцана, Эйлона, Авдона и Шимшона.
7. Времена Эли а-Коэна. О его сыновьях сказано, что они были «нечестивцы, не ведающие Творца» (Шмуэль I, 2, 12). И если на собственных сыновей он не смог повлиять и народ смотрел на них с презрением и не совершал из-за них восхождения в Храм, то можно предположить, что и на людей своего поколения ему было тяжело повлиять. А о временах Шмуэля [которые наступили сразу после годов Эли — Б.З.] сказано: «И устранили сыны Израиля Баалов и Ашторт, и стали служить одному Всевышнему» (Шмуэль I, 7, 4). Отсюда следует, что, конечно, во времена Эли а-Коэна шмиту не соблюдали.
Точный подсчёт количества шмитот зависит от того, чьё мнение о счете лет шмиты и йовеля принять за основу — мудрецов или р. Йеуды (трактате Арахин 12 б). По мнению мудрецов, пятидесятый год является только юбилейным (йовелем), и следующий за ним год начинает новый отсчёт лет шмиты. А по мнению р. Йеуды сам юбилейный год является первым годом нового семилетия.
Ниже приводится счёт лет в соответствии с мнением мудрецов.
Подсчёт лет шмиты и йовеля,
которые не были соблюдены в эпоху Судей
Годы, когда законы не соблюдались |
Число седьмых и юбилейных годов, которые не были соблюдены |
8 во времена Кушан-Ришатаима |
1 (7-ой год правления Кушана) |
18 во времена Эглона |
3 (3-ий, 10-ый, 17-ый годы правления Эглона) |
20 во времена Сисры |
4 (1-ый, 8-ой, 15-ый годы правления Сисры и его 16-ый год — йовель) |
7 во времена Мидьяна |
1 (4-ый год правления Мидьяна) |
18 во времена плиштим и сынов Амона |
3 (3-ий, 10-ый, 17-ый годы) |
40 во времена плиштим (Ивцан — 5 лет, Эйлон — 9 лет, Авдон — 7 лет, Шимшон — 19 лет) |
7 (2-ой год правления Ивцана, 4-ый год правления Эйлона, 5-ый год правления Эйлона — йовель, 3-ий год правления Авдона, 3-ий, 10-ый, 17-ый годы правления Шимшона) |
39 — времена Эли |
6 (5-ый, 12-ый, 19-ый, 20-ый — йовель, 27-ой, 34-ый годы) |
Всего: 111 лет в период правления Судей — 25 несоблюденных лет шмиты и йовеля.
Внук а-Гра замечает: «Я не скрываю, что нашёл в записях, которые передо мной (очевидно, принадлежащих а-Гра): по времена Эли включительно прошло 25 шмитот, и не хватает мне шести шмитот. И я предполагал найти их во времена Авимелеха, Тола и Яира, о них Писание сообщает: “И продолжили (ва-йосифу)… делать злое…” (Шофтим 10, 5). Отсюда следует, что и перед этим тоже делали зло, хотя я не знаю, почему шесть, ведь мы можем найти 7 шмитот». Здесь кончается замечание автора.
Действительно, во времена Тола и Яира было 6 шмитот + йовель (в 4-ый — йовель, 11-ый, 18-ый, 25-ый, 26-ой. 33-ий, 40-ой годы). Тогда получается не 25 шмитот, как написал а-Гра, а 26; внук а-Гро задаёт этот вопрос, но не находит ответа на него.
По-видимому, следует считать годы правления Эли, а не годы Тола и Яира, тогда получится в точности 25 лет. И Раши (см. комментарий к книге Йехезкеля, 4, 5) считал времена Эли годами греха. А «доказательство» при помощи слова ва-йосифу — «и продолжили (делать зло)» — не доказывает, что непосредственно перед этим грешили. Ведь сказано, что после правления Эуда «продолжили делать злое…», хотя при его правлении не грешили. И есть другие места, где сказано «и продолжили (грешить)», хотя перед этим не грешили. Таким образом, «и продолжили» означает в этих случаях «продолжили после перерыва».
После этого я нашёл книгу Сэдэр Олам Рабба (гл. 26) с примечаниями а-Гра (переписано из рукописи Виленского Гаона, как писал р. Менахем-Мендл из Шклова в своём предисловии к этой книге). Там сказано: 390 лет, в течение которых сыны Израиля грешили, — это 240 лет правления царей Израиля от Йаровама до изгнания, и ещё 111 лет жизни под чужой властью во времена Судей, и 39 лет правления Эли, итого 390: 240+111+39=390.
И это годы, о которых сказано у Йехезкеля (4; 5, 6): «И Я определил тебе число дней по годам вины их: триста девяносто дней, и будешь нести вину дома Израиля. И исполнишь это, и ляжешь вторично — на правый бок твой, и будешь нести вину дома Йеуды сорок дней, день за год, день за год Я определил тебе». И см. примечание Раши к этим стихам.
Подсчёт седьмых и юбилейных годов,
которые не были соблюдены во времена царей Израиля[1]
Продолжительность правления царей |
Количество седьмых и юбилейных годов |
Йаровам бен-Неват — 21 год |
3 (2-ой, 9-ый, 16-ый годы его правления) |
Надав, его сын — 1 год |
|
Баша — 23 года |
5 (1-ый, 8-ой, 15-ый, 16-ый — йовель, 23-ий годы) |
Эла, его сын — 1 год |
|
Зимри — 7 дней |
|
Омри — 11 лет |
1 (6-ой год) |
Его сын Ахав — 21 год |
3 (2-ой, 9-ый, 16-ый годы) |
Ахазйау, его сын — 1 год |
|
Йеорам — 12 лет |
3 (1-ый, 8-ой, 9-ый — йовель — годы) |
Йеу — 28 лет |
4 (4-ый, 11-ый, 18-ый и 25-ый годы) |
Йеоахаз — 17 лет |
2 (4-ый, 11-ый годы) |
Йеоаш — 14 лет |
3 (1-ый, 2-ой — йовель, 9-ый годы) |
Йаровам — 38 лет |
7 (2-ой, 9-ый, 16-ый, 23-ий, 30-ый, 37-ой, 38-ой — йовель — годы) |
Зэхарйау — 1 год |
|
Менахем — 10 лет |
1 (6-ой год) |
Пекахйа — 2 года |
|
Пеках бен-Рэмалйау — 20 лет |
3 (1-ый, 8-ой и 15-ый годы) |
Ошейа бен-Эла[2] — 19 лет |
3 (2-ой, 9-ый и 16-ый годы) |
Всего: 240 лет в период правления царей — 38 несоблюденных лет шмиты и йовеля.
Подсчёт седьмых и юбилейных годов,
которые не были соблюдены во времена царей Йеуды
Продолжительность правления царей |
Количество седьмых и юбилейных годов |
Менаше — 22 года[3] |
3 (3-ий, 10-ый, 17-ый годы) |
Амон — 2 года |
|
Йеойаким — 11 лет |
2 (1-ый, 8-ой годы) |
Йеойахин — 1 год |
|
Цидкийау — 11 лет |
2 (3-ий, 10-ый годы) |
Всего: 47 лет в период правления царей — 7 несоблюденных лет шмиты.
В итоге: в эпоху Судей — 25 лет шмиты и йовеля
во времена царей Израиля — 38 лет шмиты и йовеля
во времена царей Йеуды до изгнания — 7 лет шмиты.
Всего: ровно 70 лет.
А теперь представим читателю список седьмых и юбилейных лет, которые не были соблюдены, согласно Рамбаму
(Законы седьмого и юбилейного года, гл. 10, галаха 2)
Сыны Израиля вступили в Землю Израиля в 2489 году.
Семь лет, в которые Землю завоёвывали, и 7 лет, в которые Землю делили — 2490-2503.
Начали отсчёт — 2504, первый субботний год — 2510.
Йеошуа правил 28 лет, с 2489 по 2517, шмиту соблюдали.
Под властью Кушан-Ришатаима — 8 лет (2518-2525) — нарушили одну шмиту (2524 год).
Отниэль правил 32 года, с 2526 по 2557, шмиту соблюдали.
Под властью Эглона — 18 лет (2558-2575) — нарушили три шмиты (2560, 2567, 2574 годы).
Эуд правил 62 года, с 2576 по 2637, шмиту соблюдали.
Под властью Сисры — 20 лет (2638-2657) — нарушили 4 (2638, 2645, 2652, 2653 — йовель — годы).
Двора правила 20 лет, с 2658 по 2677, шмиту соблюдали.
Под властью Мидьяна — 7 лет (2678-2684) — нарушили 1 (2681 год).
Гидон правил 40 лет, с 2685 по 2724, шмиту соблюдали.
Авимелех правил 3 года, с 2725 по 2727, на годы его правления субботний год не выпал.
Тола и Яир правили вместе 44 года, с 2728 по 2771, шмиту соблюдали.
Под властью сынов Амона — 18 лет (2772-2789) — нарушили 3 шмиты (2774, 2781, 2788 годы).
Ифтах правил 4 года (в Писании сказано 6 лет, это значит, что власть сынов Амона продолжалась ещё 2 года при правлении Ифтаха — Сэдэр олам, гл. 12), с 2790 по 2793, соблюдали, но шмита на годы его правления не выпала.
Ивцан правил 5 лет, Эйлон 9 лет, Авдон 7 лет, Шимшон 19 лет — всего 40 лет, в течение которых сыны Израиля находились под властью плиштим (Сэдэр олам) — с 2794 по 2833. За это время нарушили 7 (2795, 2802, 2803 — йовель, 2810, 2817, 2824 и 2831 годы).
Эли правил 39 лет, с 2834 по 2872, нарушили 6 (2838, 2845, 2852, 2853 — йовель, 2860, 2867 годы).
Шмуэль и Шауль правили 13 лет, с 2873 по 2885, шмиту соблюдали.
Давид царствовал 40 лет, с 2886 по 2925, шмиту соблюдали.
Шломо царствовал 40 лет, с 2926 по 2965, шмиту соблюдали.
После Шломо царство разделилось, и поскольку десять колен — большинство — находились под властью нечестивых царей и не соблюдали шмиту все эти годы, считается, что с царствования Йаровама до изгнания десяти колен законы шмиты нарушались.
Йаровам царствовал 21 год, с 2966 по 2986, за это время нарушили 3 (2967, 2974, 2981 годы).
Надав царствовал 1 год — 2987, на это время шмита не выпадала.
Баша царствовал 23 года, с 2988 по 3010, за это время нарушили 5 (2988, 2995, 3002, 3003, 3010 годы).
Эла царствовал 1 год — 3011, на это время шмита не выпадала.
Омри царствовал 11 лет, с 3012 по 3022, нарушили 1 (3017 год).
Ахав царствовал 21 год, с 3023 по 3043, нарушили 3 (3024, 3031, 3038 годы).
Ахазйау царствовал 1 год — 3044, на это время шмита не выпадала.
Йеорам царствовал 12 лет, с 3045 по 3056, нарушили 3 (3045, 3052, 3053 — йовель — годы).
Йеу царствовал 28 лет, с 3057 по 3084, нарушили 4 (3060, 3067, 3074, 3081 годы).
Йеоахаз царствовал 17 лет, с 3085 по 3101, нарушили 2 (3088, 3095 годы).
Йеоаш царствовал 14 лет, с 3102 по 3115, нарушили 3 (3102, 3103 — йовель, 3110 годы).
Йаровам царствовал 38 лет, с 3116 по 3153, нарушили 7 (3117, 3124, 3131, 3138, 3145, 3152, 3153 — йовель — годы).
Зэхарйа царствовал год — 3154, на это время шмита не выпадала.
Менахем царствовал 10 лет, с 3155 по 3164, нарушили 1 (3160 год).
Пекахйа царствовал 2 года, с 3165 по 3166, на это время шмита не выпадала.
Пеках царствовал 20 лет, с 3167 по 3186, нарушили 3 (3167, 3174, 3181 годы).
Ошейа царствовал 19 лет, с 3187 по 3205, нарушили 3 (3188, 3195, 3202 годы).
Обязанность соблюдать юбилейный год отпала ещё до 3203 года, т.е. с того момента, когда были изгнаны колена Реувена и Гада, йовлот «отменились», поэтому мы не принимали в расчёт юбилейные годы. Но, хотя необходимость соблюдать юбилейные годы отпала, их продолжали считать, чтобы освящать (отсчитывать) шмитин. И см. Тосафот в Арахин 32 б, начальное слово анэх, и гмару Арахин 32 б. См. также мнение Рамбама, Законы седьмого и юбилейного года, гл. 10, гал. 3, 5).
Хизкийау царствовал 29 лет, и в шестой год его царствования пал Шомрон, таким образом, время царствования Хизкийау после изгнания 10 колен — 23 года, с 3206 по 3228. Шмиту соблюдали.
Менаше царствовал 55 лет, с 3229 по 3283, первые 22 года царствования шмиту не соблюдали, нарушили 3 (3231, 3238, 3245 годы).
Амон царствовал два года, с 3284 по 3285, на это время шмита не выпадала.
Йошийау царствовал 31 год, с 3286 по 3316, шмиту соблюдали.
Йоахаз царствовал три месяца.
Йеойаким царствовал 11 лет, с 3317 по 3327, нарушили 2 (3317, 3324 годы).
Йеойахин царствовал три месяца.
Цидкийау царствовал 11 лет, с 3328 по 3338, нарушили 2 (3331, 3338 годы).
И в 3339 году был разрушен Первый Храм (а не в 3338, как приводится в большинстве книг; различие в счете на один год зависит от решения вопроса: считать пять дней творения от сотворения мира до создания первого человека отдельным годом или нет. Согласно расчётам Раши (Авода Зара 9а) они не считаются годом, а Рамбам (Законы седьмого и юбилейного года, гл. 10) считал их годом, см. там гал. 1, 4 и 5. И мы пишем здесь, основываясь на мнении Рамбама заль).
Для самого расчёта решение этого вопроса практического значения не имеет, можно привести тот же самый расчёт, вычтя единицу (спорный год) из каждого числа.
Осквернение Земли в седьмой год приводит к изгнанию народа Израиля из его Страны. А выполнение законов седьмого года упрочивает пребывание народа Израиля в Стране и его спокойствие на этой Земле.
Источники:
Раши на Ваикра 26, 35 (правильная версия там: «а тот юбилейный год, в который были изгнаны, засчитывается им как незаконченный из-за их греха»).
Раши на Йехезкель 4, стихи 5, 6.
Раши на Диврэй а-Йомим II, 36, 21.
Рамбам, гл. 10 Законов седьмого и юбилейного года.
А-Гра, Адэрет Элиягу на Диврэй а-Йомим II, 36, 21.
Арахин 12 б, мнения р. Йеуды и других мудрецов о том, является юбилейный год только завершением предыдущего цикла или также началом нового.
Таблица годов царствования, составленная внуком а-Гра, которая напечатана в конце Адэрет Элиягу на Нэвиим и Ктувим.
[1] Годы царствования записаны так, что иногда один и тот же год относится к правлению двух царей; и есть случаи, когда сын становился царём при жизни отца.
[2] 17-ый год правления Ошейи должен был быть юбилейным годом, но йовель уже был отменён и юбилейные годы отсчитывали, только чтобы освящать (отсчитывать) шмитот. В таблице, напечатанной внуком а-Гра, отмечены 3 шмиты и йовель. Он забыл, что с тех пор как были изгнаны сыны Гада и Реувена (за восемь лет до изгнания десяти колен), юбилейный год был отменён (Арахин 32 б). И вместо четырёх лет, когда Землю Израиля обрабатывали, нарушая запрет, во времена Ошейи бен-Эла следует считать 3 года, тогда вместо 71 года получится ровно 70 лет.
[3] Менаше грешил 22 года с начала своего царствования, а затем раскаялся.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»